1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
2. Какие инновационные технологии используются в настоящее время в системе физкультурно-спортивного образования?
3. Назовите основные этапы зарождения и развития физической культуры.
4. Расскажите о спорте, его сущности и основных функциях.
5. Каковы сущность и содержание научного познания физической культуры и спорта?
6. В чем заключается значение и роль физкультурно-спортивной науки и перспективы ее развития?
7. Дайте краткую характеристику теоретическим методам, используемым в физической культуре и спорте.
8. Как эволюционировал термин, «физическая культура»?
9. Расскажите о взглядах ученых на структуру физической культуры.
10. Какие гуманные ценности можно формировать средствами и методами физической культуры?
11. В чем заключается сущность методологии научного познания физической культуры и спорта?
Глава 2. Интегрирующая роль физической культуры и спорта с другими отраслями научных знаний
2.1. Физкультурно-спортивная наука и перспективы ее развития
Методологическую основу наук о физической культуре и спорте составляет учение об активной роли сознания в жизнедеятельности людей. Физическая культура и спорт, организуемые целенаправленно и как управляемая деятельность, направлены на формирование и поддержание физического и духовно-нравственного человеческого потенциала.
Физкультурно-спортивная наука как форма познания действительности. достоверных знаний объективных законов природы, общества, деятельности человека включает основные функции: познавательную, мировоззренческую, материально-производственную, прогностическую, а также нормативно-регулирующую, управленческую, образовательную и др. Рассмотрим некоторые из них.
Познавательная функция состоит в том, что физкультурно-спортивная наука является объективной, основанной на фактах, обоснована логически, а также математически и проверена на практике. Научное знание используется для дальнейшего развития физкультурно-спортивной науки, составляя теоретическую и методологическую базы.
Мировоззренческая функция определяет основу рациональной организации жизнедеятельности человека, общества и подчиняется объективным законам.
Материально-производственная функция способствует формированию производительных и творческих сил общества, развитию техники, технологиям, подготовке специалистов к управлению.
Прогностическая функция позволяет предвидеть будущее физического потенциала народа. Формы предвидения могут быть разнообразными: логические следствия из умозаключений (выводы из посылок), генетические предсказания, основанные на том, что те или иные признаки передаются по наследству. Прогнозы могут быть: статистическими — давать предвидение возможного, вероятного развития с разной степенью приблизительности и динамическими, т.е. точными. Разнообразны и методы прогнозирования: экстраполяция — распространение на будущее или за пределы исследования тенденций настоящего; моделирование сценариев.
Особенностью практического применения физкультурно-спортивной науки является то, что научные знания носят абстрактный характер, их нельзя прямо и непосредственно применять на практике, они нуждаются в соответствующей адаптации. При этом на первый план выступают методы конкретизации — перевод абстрактных знаний в конкретные, операционализация: процедура редукции — сведение общего закона к его проявлению менее общими законами, которые непосредственно применяются на практике. Способами приспособления науки к практике являются придание научным положениям рецептурно-процедурного характера, когда исследователь получает инструкцию, в которой указаны только рецепты процедуры, порядок использования конечного продукта.
Роль физкультурно-спортивной науки возрастает, идет углубление и расширение познания, приобретая глобальный характер, объединяя материальные и финансовые ресурсы, кадровый потенциал многих стран.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта