2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
Внедрение в физическую культуру и спорт компьютерной техники — объективная реальность современности. Познание студентами информатизационных процессов и технологий дает возможность расширить объем знаний и уверенно ориентироваться в этой сфере деятельности.
Информациология имеет свои категории и законы, которые по теории положительного переноса вполне можно применять в физической культуре и спорте как систему информационного обеспечения, средств и методов их обслуживающих.
В обществе, физкультурно-спортивной и образовательной среде постоянно возрастает поток различной информации, включающий следующие направления:
-регистрацию и изучение спортивных мероприятий, различных процедур и статистику;
-классификацию, типизацию и стандартизацию процессов физической культуры и спорта разных стран;
-создание информационных моделей и технологий и внедрение их в практику;
-систематизацию информационных кодов;
-правовое обеспечение;
-создание межведомственной вычислительной системы коммуникационных и информационных технологий для обеспечения физкультурно-оздоровительных услуг с использованием теле-, радио-, спутниковой, сотовой и мобильной связи;
-исследование методологии компьютерного моделирования отдельных компонентов системы физической культуры и спорта;
-создание координат для базы данных об объектах физической культуры и спорта.
Ученые (И. И. Юзвишин, Э. В. Евреинов и др.) разработали ряд законов по информациологии. К ним следует отнести законы: сохранения информации; информационного равновесия; постоянного изменения информации; генерализационный; информационного единства; генерализационно-единого; информационно-сотового взаимодействия; симметризации и десимметризации информационных процессов и технологий в микро- и макромирах. Данные законы применимы в системе физической культуры и спорта. Рассмотрим некоторые из них.
Закон сохранения информации в физической культуре и спорте заключается в том, что информационные процессы являются неотъемлемой частью жизнедеятельности спортивных структур России, которые имеют различную степень активности. Наиболее активными являются: Федеральное Агентство физической культуры и спорта России, Олимпийский комитет России и федерации по видам спорта, учебные и научно-исследовательские заведения. Их информационная компетенция распространяется на все нижестоящие уровни: региональные структуры, физкультурно-оздоровительные клубы и центры, сборные команды и отдельных спортсменов.
Суммарная информация в системе физической культуры и спорта характеризуется постоянством (равновесием и балансом). В отдельных структурах (федерациях, вузах, центрах, клубах и т.п.) происходит материализация информации для ее систематизации в целях принятия управленческих решений. Суммарное количество информации (исходящей или выходящей) в данной системе за определенную единицу времени остается постоянным.
Закон информационного равновесия в физической культуре и спорте заключается в том, что информация должна обладать сведениями об энергии, движении, массе (дозе), аудитории и времени, которые являются свойствами информационного воздействия. Практика свидетельствует, что энергия информации (энергетический заряд) постоянно ощущается. Например, отсутствие сообщений о результате матча между командами по футболу или хоккею мощно воздействует на психофизиологическое состояние руководителей и сотрудников этих видов спорта.
Находясь в постоянном движении, информация перемещается из одного места в другое с определенной скоростью, имея свой конкретный вектор и адрес. Например, из регионов в отделы Федерального Агентства поступают сообщения о спортивных соревнованиях в стране. Затем руководству поступает информация о количестве участвующих в данном мероприятии, лучших результатах, победителях.
Информация передается количественно (дозами), т.е. она обладает массой. Это означает, что из регионов в Федеральное Агентство доставляется информация соответствующего объема (например, итоговые результаты подготовки специалистов для нужд спортивных организаций).
Информация рассчитана на определенную аудиторию (федерации, туристские центры, спортивные клубы, вузы), соответствующих специалистов, общественные организации.
Информация о физической культуре и спорте, как правило, передается в обусловленное время. Для этого устанавливаются время и порядок связи, объявляется, что будет наиболее важным в сообщении, какую информацию необходимо сообщить из регионов в центр.
Информация материальна, она обладает массой, энергией, и ее можно измерить. К примеру, в Федеральное Агентство поступает информация из вузов, она там поглощается, энергия системы увеличивается за счет сообщения ей определённого количества дополнительной энергии и наоборот, энергия информационной системы может уменьшаться, если происходит отдача информации или ее утечка. Отсюда следует, что информационное равновесие зависит от степени свободы распределения информации в информационном пространстве, обеспечивающей поступление равного количества информации на любых участках функциональных структур.
Информация может увеличиваться или уменьшаться, переходить из одной формы в другую или из одного состояния в другое. Этим обеспечивается прием— передача ее из одной структуры в другую, а общая информация остается постоянной.
Закон постоянного изменения информации в физической культуре и спорте имеет свои особенности. Материальная сфера, например физкультурно-оздоровительного клуба, определяется постоянными изменениями функций отдельных его звеньев (отделов или подчиненных ему структур). Одни подразделения, которые благоприятно функционировали ранее (бассейн и тренажерный зал), из-за необходимости их модернизации прекратили прием посетителей. Другие (теннисные корты или горнолыжная станция) возродились в связи с новыми веяниями спортивной моды в стране и мире. Этовлечет за собой административные изменения, т.е. прием — передачу информационной энергии, что обеспечивает ее движение, рост и развитие. Если же изменения в данной сфере деятельности будут сокращаться, то это повлечет за собой уменьшение энергии информации, которая как бы деградирует, превращаясь из активной, упорядоченной в менее упорядоченную и активную, но с большими изменениями и малой информацией.
Информационное поле и пространство системы физической культуры и спорта находятся в постоянной взаимосвязи, обеспечивая регулярное движение информации, ее видоизменение.
Генерализационный закон информации в системе физической культуры и спорта заключается в том, что главным направлением систематизации информатизации, например в вузе, является её упорядочение, классификация и обобщение с последующим приведением в каноническую, обобщенную и табулированную форму, используемую кафедрами, отделами и службами.
В вузе изучаются математика, менеджменте коммерческое право, информатика и другие предметы. На отдельных кафедрах, в отделах и службах имеются персональные компьютеры, которые закольцованы в локальную вычислительную сеть (ЛВС) и в Интернет. Если в вузе отсутствует генерализационная система, он не обеспечивает оперативной информацией подчиненные ему структурные подразделения. При ее создании расширяется информационное поле, обслуживаются все структуры, в их числе и кафедра физического воспитания, качественной и оперативной информацией.
Закон информационного единства в системе физической культуры и спорта состоит в том, что в любой отдельной или локально замкнутой ее структуре имеется (найдется) макрообъект, материализованное или нематериализованное поле или его след, которые имеют информационные отношения с другими объектами. Эти отношения могут поддерживаться с помощью электронной почты между кафедрами, отделами и службами вуза, между кафедрами физического воспитания разных вузов.
Эффективность информатизации в области физической культуры и спорта зависит от формирования и развития инфраструктуры, которая включает: мониторинг, кадровое, научно-методическое и правовое обеспечение, материально-техническое и финансовое регулирование, структурно-организационные мероприятия.
Благодаря информатизации можно определять рейтинг спортивных команд и отдельных спортсменов сборных команд страны, различных спортивных клубов, кафедр физического воспитания вузов; физкультурно-спортивных деятелей, ученых и специалистов в стране и регионах. Сравнительный анализ и экспертные оценки позволяют вскрывать положительные и отрицательные факторы в системах физической культуры и спорта разных стран, выявлять закономерности в международном спортивном сотрудничестве.
Большое значение имеет развитие системы деловых и творческих связей участников процесса информатизации в области физической культуры и спорта разных стран, подготовка в вузах специалистов, сопровождающих телекоммуникационные технологии.
Таким образом, информациология взаимосвязана с системой физической культуры и спорта. Знание законов этой науки позволит более эффективно применять на практике компьютерные технологии, управлять информационными потоками в области физической культуры и спорта.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта