logo
МагЛекцСоврПроблСпорта

2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта

В период развития новых тенденций в физической культуре и спорте необходимы эффективные внутренние связи между отдельными дисциплинами. В данном аспекте применяются методы диверсификации (от англ. diversification изменение, разнообразие).

В современном понимании диверсификация означает одновре­менное развитие и расширение объемов деятельности разнообразных по функциям объектов, которые должны быть связаны друг с другом. Это необходимо для концентрации различных объектов, усиления их внутренней устойчивости на разных уровнях функ­ционирования физкультурно-спортивной деятельности.

В целях устойчивого функционирования физической культуры и спорта для обучения студентов целесообразно разрабатывать и реализовывать инновационные дисциплины.

Учебные дисциплины и курсы по выбору должны обеспечивать высокое качество, достоверность, полноту и своевременность информацию культуры информационного сервиса в физкультурно-спортивном обучении.

Наиболее важные в данном аспекте такие направления, как логистика, спортивная метрология, конкурсные торги (тендеры) в физической культуре и спорте.

Что представляет собой логистика как система качества обслу­живания физкультурно-спортивных мероприятии? Понятие «ло­гистика» первоначально означало мышление, расчет, целесооб­разность. От древних греков этот термин пришел к римлянам, которые понимали его как распределение продуктов питания. Поэтому logistical термин, который в большой степени относится к тылу; logistics тыл и снабжение, материально-техничес­кие службы, организация и осуществление работы тыла; logistical support — материально-техническое обеспечение.

В продвижении товаров, работ, услуг ученые исследовали материалопотоки в каналах распределения сокращенных затрат на содержание запасов и транспортной продукции. Полученные результаты послужили основой создания новой науки в экономике — логистики, принципы, методы, условия и факторы которой при­менимы и для физкультурно-спортивной деятельности.

Управленческий процесс в обеспечении, например, чемпио­натов мира, Европы и Олимпийских игр происходит при соблю­дении принципов и методов логистики: места состязаний обору­дуются спортивным инвентарем; спортсмены, тренеры, судьи по спорту и специалисты — питанием и проживанием; осуще­ствляются перевозки на спортивные объекты, продажа билетов зрителям, очередность выступления атлетов на спортивных аре­нах, время телепередач выступлений спортсменов и другие ме­роприятия.

В условиях рынка физкультурно-спортивные товары, услуги, работы по строительству спортивных сооружений востребованы при наличии многообразия производителей-поставщиков, конкуренции. Поэтому на рынке должны быть спрос, предложение, высокое ка­чество, товары и услуги должны предоставляться заказчику в уста­новленные сроки, в том количестве и качестве, которые его удов­летворяют, в место назначения, которое он определил.

В логистике используют символику (отдельные выражения обо­значают определенными знаками), аксиоматизм (существующие знаки определяются через несколько основных). Например, еже­годно осуществляется процедура распределения мест занятий по разделам физической культуры между учебными труппами (кур­сами) в течение семестра (месяца, недели), а также мест для пе­реодевания и принятия душа.

Необходимо организовать проведение занятий со студентами так, чтобы игровые и гимнастические площадки, бассейн и тре­нажерные залы, стрелковый тир и беговые дорожки, инвентарь и оборудование, раздевалки и душевые были распределены с уче­том полной занятости в течение учебного дня. Такое распределе­ние осуществляется и для проведения учебно-тренировочных за­нятий в секциях и командах при подготовке к соревнованиям или при спортивно-педагогическом совершенствовании.

Комплексом этих актов руководит специалист, который для облегчения своих действий обозначает объекты: гимнастический зал цифрой «1», бассейн — «2», игровую площадку — «3», разде­валки — «4», душевые — «5» и т.д. Это позволяет фиксировать информацию в более кратком, зашифрованном виде.

В данном случае эффективно осуществляется управление учеб­ным процессом кафедр спортивных дисциплин, качеством прове­дения занятий или тренировок в командах, включая комбиниро­вание видов деятельности преподавателей, лаборантов, обслужи­вающего персонала, служб вуза, связанных с распределением, материальным обеспечением, планированием и управлением.

Логистика является системой обслуживания, цель которой за­ключается в том, чтобы необходимые учебные занятия для сту­дентов и преподавателей проводились в определенном месте, в должном количестве и в подобающий момент.

В конечном счете логистика в сфере физкультурно-спортивной деятельности нужна для качественного обеспечения учебного про­цесса, проведения спортивных соревнований, физкультурно-спортивных мероприятий.

Спортивная метрология необходима будущему тренеру и пре­подавателю физической культуры для формирования системы зна­ний, навыков и умений в области измерений и контроля в спорте.

Главные ее задачи — обучение студентов метрологическим осно­вам теории и практики комплексного измерения и контроля в спорте и физическом воспитании, развитие навыков тестирова­ния состояния и подготовленности лиц различного возраста и физического развития с использованием прикладных методов математической статистики.

Спортивная метрология необходима для того, чтобы эффек­тивно управлять процессом обучения студентов, иметь информа­цию о результатах воздействия на их организм физических упраж­нений в процессе учебных занятий или спортивной тренировки. К числу наиболее актуальных проблем относятся вопросы конт­роля над оперативным и текущим состоянием занимающихся фи­зически ми упражнениями.

Спортивная метрология базируется на знаниях в таких обла­стях, как математическая статистика, спортивная морфология, биохимия, физиология, биомеханика, психология, физика. Сту­денты должны хорошо освоить технологию метрологической про­верки тестов, чтобы на практике применять методики тестирова­ния состояния какой-либо из сторон подготовленности студента или спортсмена.

Многие метрологические процессы требуют эксперименталь­ного подтверждения и применения соответствующих инструмен­тальный методик и вычислительных методов. Для этого использу­ются соответствующая аппаратура, компьютерная техника и про­граммное обеспечение.

Особое место отводится самостоятельной работе студентов, ко­торая включает выполнение расчетно-графических работ, требу­ющих точных и достоверных измерений, выявления абсолютных, относительных, систематических и случайных ошибок. Им необ­ходимо научиться применять методы математической статистики в системе комплексного контроля, корреляционные методы, исполь­зовать их в работе с тестами. Особое внимание следует уделять линейной и нелинейной корреляции, параметрической и непара­метрической корреляции, коэффициентам корреляции Браве—Пирсона, Спирмена, корреляционным отношениям, тетрахорическому коэффициенту корреляции и т.д.

В ходе учебной работы и научных исследований студенты должны освоить метод регрессионного анализа (формы регрессии, экстрапо­ляцию и интерполяцию, метод регрессионных остатков). На практи­ке применять дисперсионные методы, причины появления общей, факториальной, межгрупповой и индивидуальной дисперсий при проведении тестирования, однофакторный и двухфакторный комп­лексы дисперсионного анализа, статистические показатели вариа­тивности, стандартное отклонение, коэффициент вариации.

В физической культуре и спорте разработаны общие понятия теории тестов, которые применяются в практике и научных ис­следованиях. Критерием тестов является такой показатель, как информативность (эмпирическая информативность, ло­гическая информативность, информативность по определению). Существуют и разновидности информативности: различительная, диагностическая и прогностическая. Различают также информа­тивность при наличии единичного критерия, конкурентную ин­формативность, факторную информативность. Для них разработаны соответствующие методы оценки информативности (коэффициент информативности).

При оценке различных видов информативности применяются: статистические методы оценки информативности; корреляцион­ный метод оценки информативности; дисперсионный метод оцен­ки информативности.

Информативность тестов в практической работе включает: кон­тингент тестируемых, интервал времени между тестированиями, а также пути повышения качества тестов.

Тесты должны быть надежными, что определяется соответству­ющими факторами (коэффициентом надежности). Надежность можно оценивать по экспериментальным данным. Для этого раз­рабатываются процедуры оценки надежности, определяются кор­реляционные и дисперсионные методы оценки надежности.

При разработке тестов надо учитывать их воспроизводимость; факторы, их определяющие: методы оценки воспроизво­димости результатов тестирования. Тест должен обладать ста­бильностью, факторами, определяющими стабильность, и оценкой стабильности.

Тест должен иметь такие критерии, как согласованность, эквивалентность. К статистическим методам оценки экви­валентности относятся корреляционный анализ, факторный ана­лиз, коэффициент эквивалентности.

Для использования тестов разрабатывается система оце­нивания, основные задачи оценивания, шкалы оценивания, типы шкал оценивания (пропорциональная, прогрессирующая, регрессирующая и сигмовидная), стандартные и перцентильные, параметрические шкалы выборных точек. Производится выбор шкал оценивания в практической работе, определяются нормы (сопоставительные, индивидуальные, должные, возрастные), а также пригодность норм (релевантность, репрезентативность, со­временность, учет телосложения).

К метрологическим основам комплексного контроля в физи­ческой культуре и спорте относятся типы состояния спортсмена и соответствующие им разновидности контроля. Необходимо про­ектировать содержание и организацию этапного, текущего и опе­ративного контроля, определять оценку надежности и информа­тивности тестов для этапного, текущего и оперативного контроля и проверки.

Преподаватели, тренеры должны уметь контролировать точность двигательных действий обучаемых, их скоростно-силовые качества и выносливость, давать метрологическую характеристику гомогенных и гетерогенных показателей скоростно-силовых качеств, определять дистанционную и стартовую скорость и методы оценки в движениях разной сложности, выявлять соотношение между выносливостью, силой и быстротой.

В соревнованиях, на тренировках в секциях и командах можно с помощью различных методов определять соревновательные и тренировочные нагрузки, давать оценку или характеристику специализированности и направленности, надежности и информативности показателей нагрузок.

Важную роль метрология играет при моделировании и прогнозировании состояния спортсменов, в определении основных этапов создания и содержания математических, физических и электронных моделей, выборе количественных модельных характеристик.

Метрологические основы прогноза и отбора в спорте означают стабильность и наследуемость признаков как основы прогноза. В этих случаях применяется двухфакторная теория стабильности спортивных показателей, прогнозирование спортивных достижений.

Для проведения различных измерений в процессе физкультурно-спортивной деятельности необходимо иметь методические разработки и аппаратурное оснащение: таблицы критических значений t-критерия Стьюдента, рангового коэффициента корреляции, нормированного коэффициента корреляции., задания для расчетно-графических работ, становой динамометр, автоматизированную систему для оценки физических качеств (тензоплатформу, комплект датчиков, дисплей, накопитель на магнитной ленте, компьютер), секундомеры, контактную платформу, самописец.

В современной России конкурсные торги (тендеры) в физической культуре и спорте стали объективной реальностью. В них участвуют государственные, коммерческие и другие заинтересованные структуры. В данной сфере деятельности разработана методология, нормативная и правовая база, технология организации и проведения тендеров.

Актуальность проведения конкурсных торгов (тендеров) физкультурно-спортивных товаров, услуг и работ предопределена развитием макроэкономики, среднего и малого бизнеса, созданием на мировом рынке условий для конкуренции.

К основным понятиям относятся:

конкурсные торги — составная часть производства, спроса, предложения и конкуренции на рынке физкультурно-спортивных товаров, работ и услуг:

состояние рынка — отношения между заинтересованными хозяйствующими субъектами в области физкультурно-спортивного рынка;

методика конкурсных торгов — совокупность приемов, технологий и механизмов, направленная на решение задач (например, методика проведения или координации открытых или закрытых тендеров физкультурно-спортивных товаров, работ, услуг).

Цель и задачи конкурсных торгов состоят в том, чтобы обеспечить закупщика (потребителя) качественными физкультурное спортивными работами, товарами, услугами. Например, производители (поставщики) выставляют на конкурсные торги инвентарь для гимнастического зала, а учебному заведению (закупщику) необходимо приобрести его по оптимальной цене и высокого качества.

В практике проведения конкурсных торгов сформировались следующие принципы:

активности и наглядности активное и целенаправленное участие всех представителей в конкурсных торгах, точных и. ясных представлений об их проведении;

систематичности — регулярное проведение конкурсных торгов, что создает у всех участников убежденность в необходимости решения хозяйственных проблем;

открытости и доступности — демократичное участие всех представителей в конкурсных торгах, получение полной и достоверной информации об их содержании, о предотвращении псевдоконкурсов, коррупции, об антиимиджевой политике конкурентов;

справедливости — обязательность исполнения заключенных договоров участниками конкурсных торгов, правил рассмотрения споров в судах и арбитражах;

экономической эффективности — извлечение прибыли участниками конкурсных торгов, развитие и совершенствование рынка товаров, работ и услуг.

Разнообразны методы, используемые в процессе тендерной деятельности. К ним относятся: экономико-математические методы анализа; методы сбора и экономического анализа материалов, системного анализа и синтеза, прогнозирования, научного предвидения; системный, информациологический, нормативный и дескриптивный подходы; методы сравнения; новейшие методымоделирования: экспертные опенки; эксперименты; методы психологического воздействия, предупреждения ошибок, поощрения и др.

В процессе торгов используются приемы, способы и действия, содержание и характер которых зависят от конкретных условий.

Они основываются на сознательном и профессиональном исполнении функциональных обязанностей каждым участником торгов.

Необходимо помнить о маркетинговых технологиях, сотрудничестве, взаимодействии, партнерстве и поддержке банков, кредитных организаций, инвесторов, спонсоров, образовательных учреждении, правоохранительных органов, фондов, компаний, средств массовой информации и др. На практике сложились следующие формы проведения конкурсных торгов в физической культуре и спорте:

-государственный заказ на закупки;

-муниципальный заказ на закупки;

-открытые конкурсные торги;

-ограничительные закупки (закрытые торги, двухэтапные или поэтапные торги);

-простые закупки (запрос котировок, закупка из единствен­ного источника, закупка из нескольких источников);

-внеконкурсные торги;

-инвестиционные конкурсы.

Для всех участников конкурсных торгов должны быть созданы единый регламент, программа и условия для заключения догово­ров и оплаты услуг.

Производитель (поставщик) должен представлять на ры­нок сертифицированный продукт; качественно исполнять (предоставлять, работы, товары, услуги в сроки, установленные договором; иметь на рынке деловую репутацию; определять цены, удовлетворяющие спрос потребителя; получать экономическую вы­году за выполненные работы, товары, услуги.

Потребитель (заказчик) должен быть удовлетворен каче­ством выполненных работ, товаров, услуг производителем; сро­ками исполнения, установленными в договоре; оптимальными затратами на выполненные работы, товары и услуги.

Посредники (организаторы торгов, средства массовой ин­формации, фонды, кредитные организации, банки и др.) должны объективно информировать потребителей и производителей о работах, товарах и услугах; иметь деловую репутацию на тендер­ном рынке; получать экономическую выгоду от предоставляемых услуг.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова роль педагогики в физической культуре и спорте?

2. Расскажите о месте психологии в физической культуре и спорте?

3. Какова взаимосвязь социологии с физической культурой и спортом?

4. В чем заключается взаимообусловленность медико-биологических наук и физической культуры и спорта?

5. Что означает финансовый менеджмент и какова его роль в физи­ческой культуре и спорте?

6. Какова взаимосвязь системологии и ее методов с физической куль­турой и спортом?

7. Какое место занимает правоведение в физической культуре и спорте?

8. Может ли логистика качественно обеспечивать физкультурно-спортивные мероприятия?

9. Расскажите об информациологии, ее принципах и методах в физи­ческой культуре и спорте.

10. Каковы наиболее вероятные направления дальнейшего развития физкультурно-спортивной науки?

11. Что такое спортивная метрология? Расскажите о ее целях и задачах.

12. Как и для чего используются конкурсные торги (тендеры) в Физи­ческой культуре и спорте?