2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
Системология как наука управления охватывает разные области знаний, сочетает в себе научно-теоретические и исследовательские проблемы, практический опыт. Она становится одним из важных инструментов в физкультурно-спортивной деятельности и включает:
-исследование управляющей и управляемой систем;
-изучение форм и методов управляющих воздействий;
-теоретический анализ самого процесса управления;
-исследование организации управленческого труда.
Задачи, решаемые в данном направлении научного поиска, включают:
-разработку теоретических проблем и практических вопросов управления;
-выявление способов успешного решения задач управления;
-выработку рекомендаций по совершенствованию системы управления;
-изучение и разработку путей комплексного применения форм и методов воздействия на членов спортивного коллектива.
В практике можно встретить различную классификацию управления. Для специалистов важно рассмотреть элементы управления во взаимодействии с общественными процессами.
Функции управления в физической культуре и спорте классифицируются:
по характеру нормативного регулирования — на правовые и нравственные;
по содержанию — на политические, экономические, социальные, культурные;
по территориальному признаку — на федеральные, региональные, местные;
по времени действия — на бессрочные и срочные;
по социальному положению участников в системе управления — на отношения субординации (вертикальные) и отношения согласования (горизонтальные);
по сфере распространения — на внутренние, складывающиеся внутри данной системы управления, и внешние, складывающиеся между различными системами управления.
Для изучения проблем эффективного управления в сфере физической культуры и спорта можно использовать различные методы, в частности сбор и обработку информации, статистическую выборку, группировку.
По функциональным назначениям управление в физической культуре и спорте можно рассматривать как систему выработанных и испытанных на практике взглядов, идей, понятий, категорий, раскрывающих и объясняющих характер, а также законы управленческих отношений в их статике и динамике.
Управление в вузе как особая деятельность предполагает затраты труда руководящих структур для эффективного обучения студентов. Эта целенаправленная деятельность начинается с постановки проблем и целей, определения путей решения задач.
Управленческие отношения являются экономическими и юридическими. Они регулируются правами или административными решениями. Цели управления ставятся с учетом реальной действительности, состояния внешней среды и соотносятся с объективными возможностями их реализации. По значимости цели подразделяются на: 1) общие (высшего уровня, глобальные, генеральные) и частные; 2) стратегические и тактические; 3) конечные и промежуточные. Цели находятся в отношениях субординации и дополняют друг друга. Например, руководством вуза частные цели определяются после установления общих. Цели высшего уровня являются основополагающими, на их базе формируются цели нижестоящих систем управления, например, факультетов, кафедр и вспомогательных служб. Каждая система наряду с общими имеет и свои конкретные цели управления. Они должны быть взаимосвязаны и не противоречить друг другу.
Глобальные цели, например, участие спортсменов на Олимпийских играх, должны находиться в соподчиненности и во взаимосвязи с целями нижнего уровня, т.е. глобальные цели напрямую зависят от развития различных видов спорта в стране, системы и подготовки высококвалифицированных кадров в учебном заведении и т.д.
Оптимизация соотношения централизации и децентрализации обязательно присутствует в системе управления в сфере физической культуры и спорта. Следует акцентировать внимание на том, что эффективность управления достигается тем успешнее, чем более близки цели управляющей и управляемой систем. Цикличность процесса управления декларирует единство познавательно-программирующей и организационно-регулирующей деятельности. Управление находится в прямой зависимости от его информационного обеспечения, влияния и особенностей психофизиологических свойств каждого преподавателя, тренера, специалиста.
В основе управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта используются следующие организационные принципы:
-сохранения законности (строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами управления законов и нормативных актов);
-исполнительской дисциплины (выполнение каждым участником процесса управления определенных обязанностей, предусмотренных системой управления, согласно нормам и правилам, установленным полномочными субъектами управления, а также индивидуальных предписаний субъектов управления теми, кому они адресованы);
-определения и реализации целей, функций и задач субъектом управления с учетом структурно-содержательных особенностей управляемого объекта:
-сохранения первичности целей и функций систем управления и вторичности их организационных структур;
-сочетания централизации в решении стратегических задач с децентрализацией оперативных решений;
-персонификации функций управления и ответственности за их реализацию;
-соответствия уровня ответственности субъектов управления предоставленным им полномочиям;
-сочетания линейных и дивизиональных начал в управлении;
-обязательности установления и поддержания субъектом управления обратной связи с деятельностью объекта управленческого воздействия.
Физическое воспитание студентов находится в ведении Министерства образования и науки, которое обеспечивает педагогический процесс в учебных учреждениях, подготовку специалистов, а также научных кадров. В школах, техникумах, вузах физическое воспитание является обязательной учебной дисциплиной.
В регионах управление осуществляется на местном уровне. Здесь принимаются решения о развитии физической культуры и спорта, строительстве спортивных сооружений, проведении спортивных мероприятий, подготовке спортсменов по видам спорта, характерным для данного региона.
Олимпийский комитет России (ОКР) является самостоятельной организацией и имеет полномочия от Международного олимпийского комитета (МОК) в соответствии со ст. 24 Олимпийской хартии. ОКР интегрирует составные части спортивного движения — спортивные федерации страны, готовящие спортсменов высших категорий для выступления на международных соревнованиях к Олимпийских играх. Функционируют федерации по олимпийским, параолимпийским и сурдолимпийским, техническим и другим видам спорта.
Для руководства физической культурой и спортом необходимы квалифицированные специалисты. Преподаватели физической культуры (тренеры) должны хорошо знать особенности различных видов спорта, быть компетентными в вопросах управления административным и тренерским персоналом, уметь решать хозяйственные проблемы, организовывать учебно-тренировочный процесс.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта