logo
МагЛекцСоврПроблСпорта

1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта

Методология научного познания включает совокупность педа­гогических, психологических, экономических, социальных, куль­турных и других познавательных взглядов на процесс научного исследования, а также средства и способы познания. Особенно­стью научного познания является то, что оно совершается по раз­работанным методам, под которыми понимаются способы дей­ствия, необходимые для достижения цели.

Научная методология — учение о методах научного познания, познания объективных зависимостей и закономерностей в облас­ти физической культуры и спорта. Предметом познания является уровень сознательной или приписываемой упорядоченности по­знаваемой действительности в области физической культуры и спорта, целью познания становится использование или измене­ние этой упорядоченности,

Важной методологической установкой является определение значимости проблем, которые решает физкультурно-спортивная наука в стране и на мировом уровне. Например, наиболее важной проблемой для России является оздоровление подрастающего по­коления средствами и методами физической культуры и спорта. На международном уровне — подготовка высококлассных спорт­сменов и завоевание медалей высокой пробы на чемпионатах мира и Олимпийских играх.

Гносеологическими методологическими установками являются проблемы познания биологического, физического и психологи­ческого потенциала личности в установлении новых мировых ре­кордов в спорте и оценка возможностей науки в этом процессе. Наука, опираясь на исторический опыт, исходит из того, что че­ловек еще полностью не познан. Необходимо опираться на те прин­ципы, которые составляют особенности научного познания — открытость и прозрачность. Любой научный факт, любая откры­тая наукой закономерность должны быть объективны и доступны проверке.

Немалую роль методология играет в процессе интерпрета­ции результатов научного исследования. Суть ее состоит в том, что физкультурно-спортивная наука в ходе своего развития вы­рабатывает свой язык, язык специальных терминов, обозначе­ний исследуемых предметов и процессов, язык формул, логи­ческих и математических исчислений. Eго должны понимать не только специалисты. Чтобы стать понятным в широких кругах социума, этот «ненаучный» язык должен истолковываться, ин­терпретироваться в понятиях обычной речи. Методология опре­деляет обоснованность аксиом, исходных постулатов, уровни точности, достоверности.

Одной из функций методологии является обоснование допус­ков, ограничений и запретов. Они могут носить мировоззренчес­кий характер. На основе общей методологии разрабатываются пе­дагогические методы, формируется система научного поиска в сфере физической культуры и спорта.

Всеобщие методы познания в физической культуре и спорте составляют:

-методы чувственного познания;

-методы обобщения и обособления, которые проводятся по признакам сходства и различия;

-методы описания, отражения познаваемого в словесной или иллюстрированной форме;

-методы объяснения, раскрытия содержания или сущности познаваемого.

Эти методы могут быть:

причинно-следственными, когда объяснение дается указанием на причину познаваемого:

генетическими, когда сущность явления раскрывается через ус­ловия его происхождения;

функциональными, когда объяснение истолковывается через сущность роли познаваемого в общем процессе;

системными, когда учитывается место одиночного объекта в обшей системе познания, и характер его развития раскрывается на основе характера системы познания.

Всеобщие методы познания охватывают интуитивные и рас­судочные методы. Интуитивные методы познания предполагают озабоченность той или иной проблемой, раздумья или накопле­ние сведений о способах ее решения, вызревание образных пу­тей решения проблемы, догадки о способах апробации на практике или посредством теории проектирования социально-педа­гогических систем. Это механизм проб и ошибок. Рассудочные методы познания строятся на основе использования законов эле­ментарной (формальной), или диалектической, логики. Фор­мальная логика строится на законах: 1) тождества — высказывание должно совпадать само с собой; 2) противоречия — никакое суждение не может быть одновременно и истинным, и ложным; 3) исключения — из двух противоположных высказы­ваний по одному и тому же предмету, в одно и то же время, в одном и том же отношении истинным может быть только одно; 4) достаточного основания — всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.

Всеобщие методы рассудочного познания включают в себя:

индукцию — метод исследования и способ рассуждения, когда общий вывод строится на основе частных умозаключений;

дедукцию — метод исследования, когда из общих представле­ний выводится частное понимание исследуемого явления;

анализ — расчленение познаваемого объекта на части, отдель­ные признаки, свойства с целью обособленного, как правило, углубленного их исследования;

синтез — соединение обособленно исследованных частей в еди­ное целое;

аналогию — познание на основе сходства признаков изучаемо­го предмета с ранее познанными.

Всеобщий метод познания включает диалектическую логике. Диалектика — учение о взаимосвязи и развитии природы, обще­ства и мышления. Всеобщими закона м и д и а л е к т и к и яв­ляются: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количественных изменений в качественные; 3) отрицание отри­цания.

1.Методологическая роль этих законов состоит в том, что по­знание рассматривается как противоборство знания и незнания, истинного познания и ложного, чувственного и логического. По­знание кумулятивно, в нем происходит медленное, постепенное накопление знаний, которые, обобщаясь, порождают новое зна­ние, выход познания на новый, более высокий уровень.

2.В познании физкультурно-спортивной деятельности действует закон перехода количественных изменений в качественные. На­пример, от количественного повторения элементов какого-либо упражнения зависит в итоге качественное выполнение заданного упражнения.

3.Познание осуществляется по закону отрицание отрицания. Новое знание всегда выступает как отрицание предыдущего. Это — диалектическое отрицание. Новое неполно отрицает ста­рое знание, оно сохраняется в новом знании, но в преобразо­ванном виде. Так, технические видит спорта возникли на основе развития техники, хотя физическая, тактическая, психологиче­ская подготовка спортсмена является составной частью содер­жания классической физической культуры человека. Процесс по­знания идет по спирали. Человек вновь и вновь возвращается к пройденному, но на новом, более высоком качественном уров­не. Начиная с чувственного, познание восходит к логическому, абстрактному восприятию. Для установления истинности оно про­ходит практическую проверку, апеллируя опять к чувственному восприятию полученных результатов.

В познании физической культуры и спорта используются принципы диалектики:1) принцип всеобщей связи и вза­имосвязи; 2) принцип развития.

В соответствии с этими принципами в познании осуществляется стремление исследовать всеобщую связь и взаимосвязь предметов и процессов, практикуется всесторонний подход к познаваемым объектам и предметам, которые исследуются в движении, разви­тии. Познание в физкультурно-спортивной деятельности включа­ет такие категории диалектики, в которых исследуется взаимосвязь единичного, особенного и всеобщего, причины и следствия, воз­можность и действительность, необходимость и случайность, не­обходимость и свобода, сущность и явление, содержание и форма.

В физической культуре и спорте для получения знаний об объективных тенденциях и закономерностях используются эмпириче­ские (наблюдение и эксперимент) методы разработки концепции познания, обработки и представления полученной информации, использования результатов научного исследования.

Эмпирические методы (опытные) позволяют получать пер­вичную информацию прямым контактом с объектом посредством чувственного или приборного исследования. Они составляют ос­нову практической физкультурно-спортивной науки и подразде­ляются на наблюдение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение — это восприятие объекта посредством органов чувств прямо (чувственное восприятие объекта) или косвенно (с использованием технических средство).

Научное наблюдение характеризуется преднамеренностью, це­лесообразностью, специальной организацией, проводится по осо­бым планам со строгой документацией его хода и результатов (ос­новные документы: дневники, протоколы, карточки наблюдения), может быть свободным и формализованным (стандартизованным), т.е. проводимым по тем или иным признакам (индикаторам.), внешним и включенным (когда наблюдатель находится среди на­блюдаемых), открытым и скрытым, одноразовым и длительным.

Особым видом наблюдения в спорте является измерение — определение количественных характеристик наблюдаемого объекта. Измерения бывают двух видов: 1) абсолютными — сопоставление измеряемого объекта с принятыми мерами; 2) относительнымисопоставление объекта измерения с самим собой.

Достоинством наблюдения являются его непосредственная до­стоверность. сравнительная простота, дешевизна, возможность по­знания спонтанных, случайных событий, недостатком — наблю­дение фиксирует только то, что есть в данный момент и в данном месте, результаты наблюдения в большой степени зависят от на­блюдателя, его нельзя повторить и проверить. Повторное наблю­дение дает уже другие результаты, так как предмет наблюдения постоянно меняется. Главное требование к наблюдению — точность и объективность, что достигается привлечением нескольких наблюдателей за одним и тем же объектом с последующим сопо­ставлением их результатов.

Другим видом наблюдения является тестирование — ис­следование посредством проб, испытаний. Результаты его сопо­ставляются, с нормой или средними показателями при групповом тестировании.

Эксперимент — эмпирический метод познания явлений и про­цессов физкультурно-спортивной действительности путем актив­ного воздействия на них через создание или изменение условий. Эксперимент требует измерения состояния объекта до его прове­дения, в ходе его и по окончании. Эксперименты бывают: 1) ес­тественными, когда условия возникают и изменяются сами со­бой: 2) лабораторными, когда они проводятся в особых, искусст­венно создаваемых условиях, или когда условия изменяют созна­тельно, целенаправленно.

Достоинство эксперимента — активное воздействие на объект, что дает возможность точного определения зависимостей иссле­дуемого процесса от условий. Эксперимент можно повторять, ис­пользуя один и тот же или одинаковый объект и создавая одина­ковые условия воздействия на него, что значительно увеличивает степень объективности результатов исследования. Главное требо­вание к эксперименту — чистота, исключение воздействия, ка­ких-либо побочных, не предвиденных замыслом исследования условий. Если это невозможно — надо обеспечите точный учет этих воздействий.

Недостатки эксперимента состоят в том. что его нельзя ис­пользовать при исследовании событий прошлого, а также с учас­тием больших контингентов, при исследовании масштабных общественных событий.

Ещё один эмпирический метод исследования — моделирова­ние, замена исследуемого объекта воспроизводящим его устрой­ством или процессом — моделью. Это делается в том случае, когда исследование объекта в натуре невозможно.

Главное условие моделирования — обеспечение подобия моде­ли оригиналу, точное воспроизведение пропорций, материала и условий функционирования. Точно воспроизвести оригинал не­возможно, при моделировании присутствует известная недосто­верность. Модели могут быть пространственными (макеты), фи­зическими (при исследовании материалов, механических про­цессов), биологическими (с использованием спортсменов, обучаемых).

Эксперименты и моделирование бывают: 1) поисковыми, пред­полагающими обнаружение новых свойств, новых связей и явле­ний в процессе исследования; 2) проверочными, когда эксперимент и модель используются для проверки тех или иных расчетов, для контроля точности измерений. Используются и демонстраци­онные модели для пояснения происходящих процессов или в учеб­ных целях.