1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
Методология научного познания включает совокупность педагогических, психологических, экономических, социальных, культурных и других познавательных взглядов на процесс научного исследования, а также средства и способы познания. Особенностью научного познания является то, что оно совершается по разработанным методам, под которыми понимаются способы действия, необходимые для достижения цели.
Научная методология — учение о методах научного познания, познания объективных зависимостей и закономерностей в области физической культуры и спорта. Предметом познания является уровень сознательной или приписываемой упорядоченности познаваемой действительности в области физической культуры и спорта, целью познания становится использование или изменение этой упорядоченности,
Важной методологической установкой является определение значимости проблем, которые решает физкультурно-спортивная наука в стране и на мировом уровне. Например, наиболее важной проблемой для России является оздоровление подрастающего поколения средствами и методами физической культуры и спорта. На международном уровне — подготовка высококлассных спортсменов и завоевание медалей высокой пробы на чемпионатах мира и Олимпийских играх.
Гносеологическими методологическими установками являются проблемы познания биологического, физического и психологического потенциала личности в установлении новых мировых рекордов в спорте и оценка возможностей науки в этом процессе. Наука, опираясь на исторический опыт, исходит из того, что человек еще полностью не познан. Необходимо опираться на те принципы, которые составляют особенности научного познания — открытость и прозрачность. Любой научный факт, любая открытая наукой закономерность должны быть объективны и доступны проверке.
Немалую роль методология играет в процессе интерпретации результатов научного исследования. Суть ее состоит в том, что физкультурно-спортивная наука в ходе своего развития вырабатывает свой язык, язык специальных терминов, обозначений исследуемых предметов и процессов, язык формул, логических и математических исчислений. Eго должны понимать не только специалисты. Чтобы стать понятным в широких кругах социума, этот «ненаучный» язык должен истолковываться, интерпретироваться в понятиях обычной речи. Методология определяет обоснованность аксиом, исходных постулатов, уровни точности, достоверности.
Одной из функций методологии является обоснование допусков, ограничений и запретов. Они могут носить мировоззренческий характер. На основе общей методологии разрабатываются педагогические методы, формируется система научного поиска в сфере физической культуры и спорта.
Всеобщие методы познания в физической культуре и спорте составляют:
-методы чувственного познания;
-методы обобщения и обособления, которые проводятся по признакам сходства и различия;
-методы описания, отражения познаваемого в словесной или иллюстрированной форме;
-методы объяснения, раскрытия содержания или сущности познаваемого.
Эти методы могут быть:
причинно-следственными, когда объяснение дается указанием на причину познаваемого:
генетическими, когда сущность явления раскрывается через условия его происхождения;
функциональными, когда объяснение истолковывается через сущность роли познаваемого в общем процессе;
системными, когда учитывается место одиночного объекта в обшей системе познания, и характер его развития раскрывается на основе характера системы познания.
Всеобщие методы познания охватывают интуитивные и рассудочные методы. Интуитивные методы познания предполагают озабоченность той или иной проблемой, раздумья или накопление сведений о способах ее решения, вызревание образных путей решения проблемы, догадки о способах апробации на практике или посредством теории проектирования социально-педагогических систем. Это механизм проб и ошибок. Рассудочные методы познания строятся на основе использования законов элементарной (формальной), или диалектической, логики. Формальная логика строится на законах: 1) тождества — высказывание должно совпадать само с собой; 2) противоречия — никакое суждение не может быть одновременно и истинным, и ложным; 3) исключения — из двух противоположных высказываний по одному и тому же предмету, в одно и то же время, в одном и том же отношении истинным может быть только одно; 4) достаточного основания — всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.
Всеобщие методы рассудочного познания включают в себя:
индукцию — метод исследования и способ рассуждения, когда общий вывод строится на основе частных умозаключений;
дедукцию — метод исследования, когда из общих представлений выводится частное понимание исследуемого явления;
анализ — расчленение познаваемого объекта на части, отдельные признаки, свойства с целью обособленного, как правило, углубленного их исследования;
синтез — соединение обособленно исследованных частей в единое целое;
аналогию — познание на основе сходства признаков изучаемого предмета с ранее познанными.
Всеобщий метод познания включает диалектическую логике. Диалектика — учение о взаимосвязи и развитии природы, общества и мышления. Всеобщими закона м и д и а л е к т и к и являются: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количественных изменений в качественные; 3) отрицание отрицания.
1.Методологическая роль этих законов состоит в том, что познание рассматривается как противоборство знания и незнания, истинного познания и ложного, чувственного и логического. Познание кумулятивно, в нем происходит медленное, постепенное накопление знаний, которые, обобщаясь, порождают новое знание, выход познания на новый, более высокий уровень.
2.В познании физкультурно-спортивной деятельности действует закон перехода количественных изменений в качественные. Например, от количественного повторения элементов какого-либо упражнения зависит в итоге качественное выполнение заданного упражнения.
3.Познание осуществляется по закону отрицание отрицания. Новое знание всегда выступает как отрицание предыдущего. Это — диалектическое отрицание. Новое неполно отрицает старое знание, оно сохраняется в новом знании, но в преобразованном виде. Так, технические видит спорта возникли на основе развития техники, хотя физическая, тактическая, психологическая подготовка спортсмена является составной частью содержания классической физической культуры человека. Процесс познания идет по спирали. Человек вновь и вновь возвращается к пройденному, но на новом, более высоком качественном уровне. Начиная с чувственного, познание восходит к логическому, абстрактному восприятию. Для установления истинности оно проходит практическую проверку, апеллируя опять к чувственному восприятию полученных результатов.
В познании физической культуры и спорта используются принципы диалектики:1) принцип всеобщей связи и взаимосвязи; 2) принцип развития.
В соответствии с этими принципами в познании осуществляется стремление исследовать всеобщую связь и взаимосвязь предметов и процессов, практикуется всесторонний подход к познаваемым объектам и предметам, которые исследуются в движении, развитии. Познание в физкультурно-спортивной деятельности включает такие категории диалектики, в которых исследуется взаимосвязь единичного, особенного и всеобщего, причины и следствия, возможность и действительность, необходимость и случайность, необходимость и свобода, сущность и явление, содержание и форма.
В физической культуре и спорте для получения знаний об объективных тенденциях и закономерностях используются эмпирические (наблюдение и эксперимент) методы разработки концепции познания, обработки и представления полученной информации, использования результатов научного исследования.
Эмпирические методы (опытные) позволяют получать первичную информацию прямым контактом с объектом посредством чувственного или приборного исследования. Они составляют основу практической физкультурно-спортивной науки и подразделяются на наблюдение, эксперимент и моделирование.
Наблюдение — это восприятие объекта посредством органов чувств прямо (чувственное восприятие объекта) или косвенно (с использованием технических средство).
Научное наблюдение характеризуется преднамеренностью, целесообразностью, специальной организацией, проводится по особым планам со строгой документацией его хода и результатов (основные документы: дневники, протоколы, карточки наблюдения), может быть свободным и формализованным (стандартизованным), т.е. проводимым по тем или иным признакам (индикаторам.), внешним и включенным (когда наблюдатель находится среди наблюдаемых), открытым и скрытым, одноразовым и длительным.
Особым видом наблюдения в спорте является измерение — определение количественных характеристик наблюдаемого объекта. Измерения бывают двух видов: 1) абсолютными — сопоставление измеряемого объекта с принятыми мерами; 2) относительными — сопоставление объекта измерения с самим собой.
Достоинством наблюдения являются его непосредственная достоверность. сравнительная простота, дешевизна, возможность познания спонтанных, случайных событий, недостатком — наблюдение фиксирует только то, что есть в данный момент и в данном месте, результаты наблюдения в большой степени зависят от наблюдателя, его нельзя повторить и проверить. Повторное наблюдение дает уже другие результаты, так как предмет наблюдения постоянно меняется. Главное требование к наблюдению — точность и объективность, что достигается привлечением нескольких наблюдателей за одним и тем же объектом с последующим сопоставлением их результатов.
Другим видом наблюдения является тестирование — исследование посредством проб, испытаний. Результаты его сопоставляются, с нормой или средними показателями при групповом тестировании.
Эксперимент — эмпирический метод познания явлений и процессов физкультурно-спортивной действительности путем активного воздействия на них через создание или изменение условий. Эксперимент требует измерения состояния объекта до его проведения, в ходе его и по окончании. Эксперименты бывают: 1) естественными, когда условия возникают и изменяются сами собой: 2) лабораторными, когда они проводятся в особых, искусственно создаваемых условиях, или когда условия изменяют сознательно, целенаправленно.
Достоинство эксперимента — активное воздействие на объект, что дает возможность точного определения зависимостей исследуемого процесса от условий. Эксперимент можно повторять, используя один и тот же или одинаковый объект и создавая одинаковые условия воздействия на него, что значительно увеличивает степень объективности результатов исследования. Главное требование к эксперименту — чистота, исключение воздействия, каких-либо побочных, не предвиденных замыслом исследования условий. Если это невозможно — надо обеспечите точный учет этих воздействий.
Недостатки эксперимента состоят в том. что его нельзя использовать при исследовании событий прошлого, а также с участием больших контингентов, при исследовании масштабных общественных событий.
Ещё один эмпирический метод исследования — моделирование, замена исследуемого объекта воспроизводящим его устройством или процессом — моделью. Это делается в том случае, когда исследование объекта в натуре невозможно.
Главное условие моделирования — обеспечение подобия модели оригиналу, точное воспроизведение пропорций, материала и условий функционирования. Точно воспроизвести оригинал невозможно, при моделировании присутствует известная недостоверность. Модели могут быть пространственными (макеты), физическими (при исследовании материалов, механических процессов), биологическими (с использованием спортсменов, обучаемых).
Эксперименты и моделирование бывают: 1) поисковыми, предполагающими обнаружение новых свойств, новых связей и явлений в процессе исследования; 2) проверочными, когда эксперимент и модель используются для проверки тех или иных расчетов, для контроля точности измерений. Используются и демонстрационные модели для пояснения происходящих процессов или в учебных целях.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта