1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
Разнообразие взглядов на определение физической культуры обусловило значительный разнобой в выделении ее компонентов и в их соотношении между собой.
1.Физическую культуру рассматривают как совокупность материальных и духовных средств специфической физической деятельности, подчеркивают лишь ее предметную сторону и необоснованно исключают из нее личностные ценности.
2. Физическую культуру рассматривают через систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и уровень спортивных достижений, охватывая область общественной и личной гигиены, гигиены труда, быта и отдыха, а также используя естественные силы природы — солнце, воздух и воду.
3. В содержание предметных ценностей физической культуры необоснованно включают естественные силы природы. Если принять эту точку зрения, тогда и природу надо считать частью культуры. Однако естественные силы природы не являются творением рук человеческих, и поэтому их нельзя включать в понятие «средства физической культуры». Под средствам и физической культуры понимают:
-физические упражнения;
-оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода и другая окружающая среда);
-медицинские и санитарно-гигиенические факторы.
Это не исключает возможность использования естественных сил природы в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в физическом воспитании.
Физическая культура как вид материальной культуры часто рассматривается не в полном объеме или с точки зрения специфических видов деятельности.
Так, философ Н.А.Пономарев отмечает, что содержанием физической культуры является производство, накопление, распределение, обмен и потребление физических культурных ценностей — силы, ловкости, выносливости, быстроты, заключенных в самом человеке. В данном случае автор характеризует лишь один из аспектов личной физической подготовленности человека, его физические качества. Исследуя физическую культуру в деятельном аспекте как специальный вид общественной деятельности, он видит в ней следующие составные части: физическое воспитание, профессиональную физическую подготовку, оздоровительную физкультуру и спорт.
Социолог М. С. Каган в качестве составных частей физической культуры видит отдельные специфические виды деятельности. Он отмечает, что физическая культура включает не только спорт и медицинскую практику (исправление «брака» самой природы и травм, получаемых человеком в ходе жизни), но и является совершенствованием дарованных человеку природой анатомо-физиологических качеств.
4.Физическую культуру понимают как вид человеческой деятельности. К примеру, социолог М.А.Якобсон в физической культуре выделяет следующие направления: спорт, физическое воспитание и массовую физическую культуру, т.е. физическую рекреацию, или деятельность в сфере досуга.
5.Составные части физической культуры рассматривают как физическое воспитание, спорт и физическую рекреацию. В компонентный состав физической культуры включают физкультурное движение, социально-техническое обеспечение.
6.Физическую культуру рассматривают как непроизводственную сферу, первое место в ней отводят идеям, второе — социальным процессам, третье — технической оснащенности. Такое положение к выделению компонентов физической культуры с первичностью идеального — необоснованно.
Понятия «деятельность» и «культура» в данном случае представляют собой вид человеческой деятельности, каждый из которых в качестве подсистемы входит в свою вышестоящую систему, занимая в ней тот или иной уровень. Например, физическое воспитание — подсистема общего воспитания личности. Физическая подготовка военнослужащих как подсистема нижележащего его уровня — специализированный процесс физического воспитания. Физическая рекреация является частью самостоятельной системы в сфере свободного времени и как культурно организованный отдых. Физкультурное движение — компонент общего, социального движения. Оно включает различите формы занятий физическими упражнениями и спортом. В этом движении принимают участие организаторы массовой физкультурно-спортивной работы, непосредственные участники тренировок, соревнований, массовых стартов и конкурсов, а также представители государственных и общественных учреждений, обеспечивающие этот процесс.
Таким образом, физическое воспитание, спорт, физическая рекреация как специфические виды социальной деятельности структурно входят в систему физической культуры являются ее составными частями. Физическая культура обеспечивает эти виды деятельности своими способами и средствами (материальной базой. разработанной теорией и методикой физического воспитания. спорта). Во многих документах отмечается, что не воспитание является средством физической культуры, а физическая, культура есть важное средство воспитания.
В современных условиях физическая культура стала сферой «услуг», в ее состав включают физическое воспитание, спорт и различные формы активного отдыха. Для одних эти виды деятельности проявляются в форме забавы и развлечения, для других — в форме проведения досуга в сфере обслуживания. Для всех вместе физическая культура является непроизводительной сферой народного хозяйствования.
Появилось большое количество работ ученых, раскрывающих экономическую сущность физической культуры и спорта. Физическую культуру и спорт они рассматривают как компоненты более крупной системы — общества в целом — и отмечают, что к ним относятся добровольные спортивные общества, комитеты по физической культуре и спорту городов и муниципалитетов, спортивные клубы, спортивные федерации по видам спорта, советы спортивных обществ, фитнес-центры и др. В данном случае физическую культуру можно характеризовать в субъектно-объектном отношении, рассматривая ее в качестве подсистемы коллективных субъектов деятельности.
Следует отметить, что ценности физической культуры используются в различных видах деятельности в качестве способов и средств, выделяя следующие компоненты, обеспечивающие функционирование человеческого общества:
субъекты, когда каждый человек, группы людей, коллективы и общество направляют свою активность на познание, оценку и преобразование природы, общества и самих себя:
объекты, когда природа, общество, личность, в том числе физическое воспитание направлены на активную человеческую деятельность;
способы и средства, когда виды человеческой деятельности связаны с преобразованием природы, общества и человека, в том числе и с его физическим совершенствованием;
результат деятельности, когда вновь созданный продукт человеческого труда вливается в общую (значит и физическую) культуру общества обогащая ее новыми ценностями.
Обозначим отдельные вопросы, в которых недостаточно исследованы ценностные аспекты физической культуры:
материальные ценности формируются не в сфере физической культуры, а в сфере деятельности, связанной со строительством спортивных комплексов, с оборудованием, инвентарем, т.е. преимущественно в сфере материального производства. После того как они созданы и по своему качеству отвечают современным стандартам, они становятся ценностями физической культуры:
физические ценности формируются не в сфере физической куль- турьи а в сфере самых различных видов человеческой деятельности, связанных с двигательной активностью. Целенаправленное и управляемое формирование двигательных навыков, физических качеств mi возможностей организма осуществляется в процессе физического образования людей, занятий массовым и профессиональным спортом:
социальные ценности физической культуры способствуют отдыху, развлечению, соревнованию, формированию трудолюбия, достижению рекордов и побед;
психологические и духовные ценности формируются в процессе физического образования и занятий спортом.
Таким образом, вышеизложенные основные взгляды ученых на строение, компонентный состав и ценности физической культуры позволяют познать ее сущность и творчески использовать в профессиональной деятельности.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта