logo
МагЛекцСоврПроблСпорта

1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта

Разнообразие взглядов на определение физической культуры обусловило значительный разнобой в выделении ее компонентов и в их соотношении между собой.

1.Физическую культуру рассматривают как совокупность материальных и духовных средств специфической физической деятельности, подчеркивают лишь ее предметную сторону и необоснованно исключают из нее личностные ценности.

2. Физическую культуру рассматривают через систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и уровень спортивных достижений, охватывая область общественной и личной гигиены, гигиены труда, быта и отдыха, а также используя естественные силы природы — солнце, воздух и воду.

3. В содержание предметных ценностей физической культуры необоснованно включают естественные силы природы. Если при­нять эту точку зрения, тогда и природу надо считать частью куль­туры. Однако естественные силы природы не являются творением рук человеческих, и поэтому их нельзя включать в понятие «сред­ства физической культуры». Под средствам и физической куль­туры понимают:

-физические упражнения;

-оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода и дру­гая окружающая среда);

-медицинские и санитарно-гигиенические факторы.

Это не исключает возможность использования естественных сил природы в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в физическом воспитании.

Физическая культура как вид материальной культуры часто рассматривается не в полном объеме или с точки зрения специ­фических видов деятельности.

Так, философ Н.А.Пономарев отмечает, что содержанием физической культуры является производство, накопление, рас­пределение, обмен и потребление физических культурных ценно­стей — силы, ловкости, выносливости, быстроты, заключенных в самом человеке. В данном случае автор характеризует лишь один из аспектов личной физической подготовленности человека, его физические качества. Исследуя физическую культуру в деятельном аспекте как специальный вид общественной деятельности, он видит в ней следующие составные части: физическое воспита­ние, профессиональную физическую подготовку, оздоровительную физкультуру и спорт.

Социолог М. С. Каган в качестве составных частей физической культуры видит отдельные специфические виды деятельности. Он отмечает, что физическая культура включает не только спорт и медицинскую практику (исправление «брака» самой природы и травм, получаемых человеком в ходе жизни), но и является со­вершенствованием дарованных человеку природой анатомо-физиологических качеств.

4.Физическую культуру понимают как вид человеческой дея­тельности. К примеру, социолог М.А.Якобсон в физической куль­туре выделяет следующие направления: спорт, физическое вос­питание и массовую физическую культуру, т.е. физическую рек­реацию, или деятельность в сфере досуга.

5.Составные части физической культуры рассматривают как физическое воспитание, спорт и физическую рекреацию. В ком­понентный состав физической культуры включают физкультур­ное движение, социально-техническое обеспечение.

6.Физическую культуру рассматривают как непроизводствен­ную сферу, первое место в ней отводят идеям, второе — соци­альным процессам, третье — технической оснащенности. Такое положение к выделению компонентов физической культуры с первичностью идеального — необоснованно.

Понятия «деятельность» и «культура» в данном случае пред­ставляют собой вид человеческой деятельности, каждый из кото­рых в качестве подсистемы входит в свою вышестоящую систему, занимая в ней тот или иной уровень. Например, физическое воспи­тание — подсистема общего воспитания личности. Физическая подготовка военнослужащих как подсистема нижележащего его уров­ня — специализированный процесс физического воспитания. Фи­зическая рекреация является частью самостоятельной системы в сфере свободного времени и как культурно организованный от­дых. Физкультурное движение — компонент общего, социального движения. Оно включает различите формы занятий физическими упражнениями и спортом. В этом движении принимают участие организаторы массовой физкультурно-спортивной работы, непо­средственные участники тренировок, соревнований, массовых стартов и конкурсов, а также представители государственных и общественных учреждений, обеспечивающие этот процесс.

Таким образом, физическое воспитание, спорт, физическая рекреация как специфические виды социальной деятельности структурно входят в систему физической культуры являются ее составными частями. Физическая культура обеспечивает эти виды деятельности своими способами и средствами (материальной ба­зой. разработанной теорией и методикой физического воспита­ния. спорта). Во многих документах отмечается, что не воспитание является средством физической культуры, а физическая, культура есть важное средство воспитания.

В современных условиях физическая культура стала сферой «услуг», в ее состав включают физическое воспитание, спорт и раз­личные формы активного отдыха. Для одних эти виды деятельно­сти проявляются в форме забавы и развлечения, для других — в форме проведения досуга в сфере обслуживания. Для всех вместе физическая культура является непроизводительной сферой народ­ного хозяйствования.

Появилось большое количество работ ученых, раскрывающих экономическую сущность физической культуры и спорта. Физи­ческую культуру и спорт они рассматривают как компоненты бо­лее крупной системы — общества в целом — и отмечают, что к ним относятся добровольные спортивные общества, комитеты по физической культуре и спорту городов и муниципалитетов, спортивные клубы, спортивные федерации по видам спорта, со­веты спортивных обществ, фитнес-центры и др. В данном случае физическую культуру можно характеризовать в субъектно-объектном отношении, рассматривая ее в качестве подсистемы коллек­тивных субъектов деятельности.

Следует отметить, что ценности физической культуры исполь­зуются в различных видах деятельности в качестве способов и средств, выделяя следующие компоненты, обеспечивающие функционирование человеческого общества:

субъекты, когда каждый человек, группы людей, коллективы и общество направляют свою активность на познание, оценку и преобразование природы, общества и самих себя:

объекты, когда природа, общество, личность, в том числе фи­зическое воспитание направлены на активную человеческую дея­тельность;

способы и средства, когда виды человеческой деятельности свя­заны с преобразованием природы, общества и человека, в том числе и с его физическим совершенствованием;

результат деятельности, когда вновь созданный продукт чело­веческого труда вливается в общую (значит и физическую) куль­туру общества обогащая ее новыми ценностями.

Обозначим отдельные вопросы, в которых недостаточно исследованы ценностные аспекты физической культуры:

материальные ценности формируются не в сфере физической культуры, а в сфере деятельности, связанной со строительством спортивных комплексов, с оборудованием, инвентарем, т.е. пре­имущественно в сфере материального производства. После того как они созданы и по своему качеству отвечают современным стан­дартам, они становятся ценностями физической культуры:

физические ценности формируются не в сфере физической куль- турьи а в сфере самых различных видов человеческой деятельно­сти, связанных с двигательной активностью. Целенаправленное и управляемое формирование двигательных навыков, физических качеств mi возможностей организма осуществляется в процессе физического образования людей, занятий массовым и профессио­нальным спортом:

социальные ценности физической культуры способствуют отды­ху, развлечению, соревнованию, формированию трудолюбия, достижению рекордов и побед;

психологические и духовные ценности формируются в процессе физического образования и занятий спортом.

Таким образом, вышеизложенные основные взгляды ученых на строение, компонентный состав и ценности физической куль­туры позволяют познать ее сущность и творчески использовать в профессиональной деятельности.