logo
МагЛекцСоврПроблСпорта

1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования

Современные условия жизнедеятельности человека — это ин­тенсивная трудовая, образовательная и общественная деятельность. На них воздействуют отрицательные факторы окружающей среды, эмоционально-стрессовые нагрузки в обществе, технический прогресс, социально-экономические катаклизмы. Поведение мо­лодежи становится агрессивным, что вызывает появление новых социальных, психологических, духовно-нравственных и физичес­ких воздействий на человека.

В новых условиях физические упражнения по своему воз­действию на человека подразделяются по следующим критериям:

-биомеханической структуре движений (циклические и ацик­лические);

-проявлению физических качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, координации);

-особенностям локомоций;

-мощности выполняемой работы, преобладающему источни­ку энергии, уровню энерготрат;

-характеру регламентации нагрузки;

-объему активной мышечной массы;

-характеру мышечной работы.

Физические упражнения рассматриваются по степени их исто­рического использования в системе оздоровительной физической культуры и спорта, т.е. как инновационное средство физкультур­но-спортивного образования, сохранения здоровья, психологи­ческого состояния и социальной активности человека.

Построение современных программ оздоровительной физичес­кой культуры активного спорта предусматривает использование технологии (форм, средств и методов), влияющей на жизнеобес­печивающие функциональные системы человеческого организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную.

Индивидуально направленное, комплексное, тренирующее воздействие физических нагрузок на функциональные системы организма позволяет поддерживать здоровье человека на оптималь­ном уровне его развития. Путь достижения этого феномена в раз­витии человека исключительно труден, но возможен.

Физическая активность — инструмент общего социально-психологического развития человека, даже с любыми отклонениями от нормы в состоянии здоровья, независимо от возраста и харак­тера психоэмоциональных и физических ограничений. Физичес­кие воздействия на человека в системе образования, реабилита­ции, труда, отдыха предусматривают развитие, восстановление или компенсацию, развитие или совершенствование утраченных или нарушенных функций. Это означает целенаправленный психолого-педагогический процесс, возможность достичь оптималь­ного физического и социального уровня с учетом интересов и потребностей студентов.

Технология физкультурно-оздоровительной активности предус­матривает следующие группы упражнений:

-дыхательные, развивающие подвижности в суставах;

-формирующие навыки сохранения правильной осанки;

-увеличивающие силу сопротивления;

-с предметами, в равновесии и асимметричные;

-игровые и специально-прикладные;

-с заданным результатом.

Эти упражнения могут использоваться на суше и в воде, кол­лективно и индивидуально, под руководством педагога, а также- самостоятельно.

Физкультурно-оздоровительные упражнения делят на группы по критерию степени их воздействия на организм человека, пока­зателям конечного результата, характеризующего эффективности решаемых педагогических задач на конкретном этапе обучения и тренировки.

Внедрение инновационных технологий физкультурно-спортив­ного образования, оздоровления студентов — одна из основных задач развития учебных планов и программ вуза. Чтобы повысить управление в системе физкультурно-спортивного образования, преподавателям необходимо проводить научные исследования и внедрять в практику положительный опыт.

Физическую культуру студента необходимо трактовать не толь­ко как совокупность физических качеств личности, но и как оп­ределенный стиль жизни. Решающим фактором укрепления здо­ровья является позиция самого студента, его отношение к соб­ственному социальному, психологическому и физическому здо­ровью. Отсюда вытекает сущность концепции по формированию ценностно-мотивационных установок личности, ориентированной на здоровый стиль жизни, который становится основой совре­менного общества.

Развитие инновационных средств физической активности выз­вало определенным социокультурным запросом, так как уже сло­жилась определенная мотивация к тому или иному типу физкуль­турно-оздоровительной работы и спортивной деятельности.

Интеграция различных форм и средств с использованием фи­зических упражнений может эффективно развиваться в вузе в рамках самостоятельных и массовых комплексных мероприятий. Надо включать инновационные средства в учебные программки готовить преподавателей, пропагандировать все формы физической активности, разрабатывать и внедрять методическую литературу, а также осуществлять материально-техническое обеспечение, про­водить научно-исследовательскую работу по проблемам эффектив­ности инновационных средств физической культуры и спорта.

Примером может служить следующая инновационная физкультурно-спортивная активности студентов:

классическая аэробика — комплекс упражнений, сочетающий шаговые, общеразвиваюшие упражнения и танцевальные действия, выполняемый под музыку, направленный на формирование аэроб­ной выносливости, координации движений;

силовая аэробика — комплекс упражнений классической аэро­бики, выполняемый с гантелями, мини-штангами, резиновыми амортизаторами, эспандерами, гимнастическими палками, направ­ленный на формирование анаэробной выносливости, силы, ко­ординации движений;

степ-аэробика — ритмичная ходьба (степ-тренировка) с ис­пользованием степ-платформы под музыку, с частым изменени­ем ритма и движений, направленная на формирование общей выносливости, коррекции веса, формы голени, бедер, ягодиц, а также на лечение артрита.

Культивирование новых видов физической активности среди студентов связано с развитием спортивно-оздоровительной рабо­ты, наличием значительного количества коммерческих клубов по различным видам спорта и оздоровительным системам, деятель­ностью «персональных тренеров», организацией семейного спорта, адаптацией программ занятий к конкретным специальным груп­пам, сближением деятельности спортивно-оздоровительных клу­бов, медицинских и социально-психологических учреждений.

В настоящее время значительно изменился стиль жизни моло­дежи. Новый образ их жизнедеятельности способствует достиже­нию физического и духовного развития, улучшению самочувствия, психического и физического здоровья.

Новый подход к физической активности позволяет все боль­шему количеству молодых июлей вводить занятия физическими упражнениями в свой распорядок дня, используя в качестве сред­ства развития, лечения от болезней или как профилактическое средство.

Контрольные вопросы и задания