1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
Современные условия жизнедеятельности человека — это интенсивная трудовая, образовательная и общественная деятельность. На них воздействуют отрицательные факторы окружающей среды, эмоционально-стрессовые нагрузки в обществе, технический прогресс, социально-экономические катаклизмы. Поведение молодежи становится агрессивным, что вызывает появление новых социальных, психологических, духовно-нравственных и физических воздействий на человека.
В новых условиях физические упражнения по своему воздействию на человека подразделяются по следующим критериям:
-биомеханической структуре движений (циклические и ациклические);
-проявлению физических качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, координации);
-особенностям локомоций;
-мощности выполняемой работы, преобладающему источнику энергии, уровню энерготрат;
-характеру регламентации нагрузки;
-объему активной мышечной массы;
-характеру мышечной работы.
Физические упражнения рассматриваются по степени их исторического использования в системе оздоровительной физической культуры и спорта, т.е. как инновационное средство физкультурно-спортивного образования, сохранения здоровья, психологического состояния и социальной активности человека.
Построение современных программ оздоровительной физической культуры активного спорта предусматривает использование технологии (форм, средств и методов), влияющей на жизнеобеспечивающие функциональные системы человеческого организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную.
Индивидуально направленное, комплексное, тренирующее воздействие физических нагрузок на функциональные системы организма позволяет поддерживать здоровье человека на оптимальном уровне его развития. Путь достижения этого феномена в развитии человека исключительно труден, но возможен.
Физическая активность — инструмент общего социально-психологического развития человека, даже с любыми отклонениями от нормы в состоянии здоровья, независимо от возраста и характера психоэмоциональных и физических ограничений. Физические воздействия на человека в системе образования, реабилитации, труда, отдыха предусматривают развитие, восстановление или компенсацию, развитие или совершенствование утраченных или нарушенных функций. Это означает целенаправленный психолого-педагогический процесс, возможность достичь оптимального физического и социального уровня с учетом интересов и потребностей студентов.
Технология физкультурно-оздоровительной активности предусматривает следующие группы упражнений:
-дыхательные, развивающие подвижности в суставах;
-формирующие навыки сохранения правильной осанки;
-увеличивающие силу сопротивления;
-с предметами, в равновесии и асимметричные;
-игровые и специально-прикладные;
-с заданным результатом.
Эти упражнения могут использоваться на суше и в воде, коллективно и индивидуально, под руководством педагога, а также- самостоятельно.
Физкультурно-оздоровительные упражнения делят на группы по критерию степени их воздействия на организм человека, показателям конечного результата, характеризующего эффективности решаемых педагогических задач на конкретном этапе обучения и тренировки.
Внедрение инновационных технологий физкультурно-спортивного образования, оздоровления студентов — одна из основных задач развития учебных планов и программ вуза. Чтобы повысить управление в системе физкультурно-спортивного образования, преподавателям необходимо проводить научные исследования и внедрять в практику положительный опыт.
Физическую культуру студента необходимо трактовать не только как совокупность физических качеств личности, но и как определенный стиль жизни. Решающим фактором укрепления здоровья является позиция самого студента, его отношение к собственному социальному, психологическому и физическому здоровью. Отсюда вытекает сущность концепции по формированию ценностно-мотивационных установок личности, ориентированной на здоровый стиль жизни, который становится основой современного общества.
Развитие инновационных средств физической активности вызвало определенным социокультурным запросом, так как уже сложилась определенная мотивация к тому или иному типу физкультурно-оздоровительной работы и спортивной деятельности.
Интеграция различных форм и средств с использованием физических упражнений может эффективно развиваться в вузе в рамках самостоятельных и массовых комплексных мероприятий. Надо включать инновационные средства в учебные программки готовить преподавателей, пропагандировать все формы физической активности, разрабатывать и внедрять методическую литературу, а также осуществлять материально-техническое обеспечение, проводить научно-исследовательскую работу по проблемам эффективности инновационных средств физической культуры и спорта.
Примером может служить следующая инновационная физкультурно-спортивная активности студентов:
классическая аэробика — комплекс упражнений, сочетающий шаговые, общеразвиваюшие упражнения и танцевальные действия, выполняемый под музыку, направленный на формирование аэробной выносливости, координации движений;
силовая аэробика — комплекс упражнений классической аэробики, выполняемый с гантелями, мини-штангами, резиновыми амортизаторами, эспандерами, гимнастическими палками, направленный на формирование анаэробной выносливости, силы, координации движений;
степ-аэробика — ритмичная ходьба (степ-тренировка) с использованием степ-платформы под музыку, с частым изменением ритма и движений, направленная на формирование общей выносливости, коррекции веса, формы голени, бедер, ягодиц, а также на лечение артрита.
Культивирование новых видов физической активности среди студентов связано с развитием спортивно-оздоровительной работы, наличием значительного количества коммерческих клубов по различным видам спорта и оздоровительным системам, деятельностью «персональных тренеров», организацией семейного спорта, адаптацией программ занятий к конкретным специальным группам, сближением деятельности спортивно-оздоровительных клубов, медицинских и социально-психологических учреждений.
В настоящее время значительно изменился стиль жизни молодежи. Новый образ их жизнедеятельности способствует достижению физического и духовного развития, улучшению самочувствия, психического и физического здоровья.
Новый подход к физической активности позволяет все большему количеству молодых июлей вводить занятия физическими упражнениями в свой распорядок дня, используя в качестве средства развития, лечения от болезней или как профилактическое средство.
Контрольные вопросы и задания
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта