1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
Ученых привлекает определенный интерес к сущности и структуре физической культуры ее функционированию в системе общественно-экономического производства, а также к истории появления и развития термина «физическая культура».
Физическая культура как социальное явление существовала на протяжении всей истории человеческого общества, однако сам термин «физическая культура» появился в конце XIX в., а все связанное с ним выражалось в других понятиях. Ранее употреблялись такие выражения, как: Physischen fakigkeiten — физические способности, Bodily Education — физическое образование, Gymnastic — -''.гимнастика.
Выдающиеся русские педагоги и ученые употребляли различные выражения, связанные с физической культурой. Например, К.Д.Ушинский часто пользовался понятиями «физическое воспитание» и «гимнастикам, Н. Г. Чернышевский — «физические упражнения и «гимнастика». П.Ф.Лесгафт и В. В. Гориневский — «физическое образование».
В других работах, затрагивавших проблемы всестороннего развития личности и укрепления здоровья человека, использовались термины «гимнастика», «упражнения», «спорт», «физические способности личности».
Главной предпосылкой появления термина «физическая культура» было развитие и становление в XVIII —XIX вв. понятия «общая культура» человеческого общества.
Слово «культура» как самостоятельная лексическая единица стало употребляться в XVIII в. Ранее оно применялось в различных словосочетаниях: cuhura agri — обработка почвы, возделывание земли; cultura animi — воспитание души; culture juris — выработка правил поведения: cultura sciemiae — приобретение знаний, опытности; cultura litierarum — совершенствование письменности: cultura lingue — совершенствование языка, ассоциируясь с воспитанностью, просвещенностью, образованностью человека.
Мыслители XVIII в. отмечали, что физическое совершенство есть «культура вообще всех способностей», практически обеспечивающая выполнение жеста зленной разумом цели». В XIX в, определилось понятие «физическая культура», которое объединило различные виды деятельности направленные на укрепление здоровья человека, развитие и совершенствование его физических способностей.
Установление периода появления этого понятия является одной из актуальных задач истории физической культуры, так как в отечественной и зарубежной литературе по этому вопросу нет строго установленных исторических фактов.
В законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999) дано толкование понятий «физическая культура», «профессиональный спорт» и др. Однако нет единства взглядов историков настроение физической культуры, ее виды, компоненты. В отечественной и зарубежной литературе, посвященной вопросам физической культуры, отмечаются следующие моменты:
-до сих пор нет общепризнанного определения физической культуры, во многих языках отсутствует общий термин для определения этой области деятельности:
-термин «физическая культура» принят для обозначения занятий физическим воспитанием и физическими упражнениями;
-в современной литературе понятие «физическая культура человека» отсутствует и вместо него используется понятие «спорт».
Исторические факты свидетельствуют, что термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX в. Спортсмен-профессионал по борьбе и поднятию тяжестей Е. Сандов основал в Лондоне школу «Physical Culture» («физическая культура»). С 1900 г. он издавал журнал под названием «Sandow's magazine of Physical Culture», в 1902— 1904 гг. — «Sandow's magazine of Physical Culture and British Sport». Считают, что с этого момента появляется словосочетание «физическая культура и спорт». Однако термин «физическая культура» в Англии распространения не получил. Здесь прочно вошло понятие «физическое образование».
В США, Германии и Франции в понятие «физическая культура» включались физическое образование и физическая тренировка.
В начале XX в. физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как физические ценности в воспитанной и развитой красоте тела.
В отечественной литературе имеется несколько точек зрения на период возникновения термина «физическая культура». Впервые этот термин прозвучал на съезде Всевобуча в 1919 г. В 1924 г. председатель Спортинтерна Н.И. Подвойский отметил, что термин «физическая культура» введен для того, чтобы вытеснить другой термин «спортизация населения». Он подчеркивал, что «физическая культура» — неудачное определение, что правильнее будет — «физическое оздоровление».
В 1925г. основан журнал «Теория и практика физической культуры», в котором публиковались научно-теоретические материалы о здоровье населения, охране труда, отдыхе, личной и общественной гигиене, естественных факторах природы, физических упражнениях.
В тот период в понятие о физической культуре входили такие частные определения, как: «крепость тела и крепость духа», «возделывание или развитие природы человека», «метод оздоровления, улучшения и обработки тела человека», мною из мощных средств гармонического развития человеческой личности».
В настоящее время в мировой и отечественной литературе при определении понятия «физическая культура» (их более 600!) вкладывается самый различный смысл.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта