2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
Педагогика как наука об обучении, воспитании и образовании человека определяет закономерности подготовки людей к жизни в обществе, к профессиональному выполнению тех или иных функций, Она подразделяется на общую педагогику, дидактику (теорию формирования знаний, умений и навыков), теорию воспитания (часто называемую социальной педагогикой), теорию образования (усвоение основ знаний, которыми обладает человечество). В ее состав входят такие специальные педагогические дисциплины, как дошкольная педагогика, педагогика начального, среднего и высшего общего и профессионального образования, педагогика самообразования. Среди специальных педагогических дисциплин необходимо отметить:
-теорию и методику физической культуры и спорта;
-теорию и методику обучения физической культуре;
-спортивную педагогику;
-педагогику физической культуры и спорта;
-психолого-педагогическую антропологию;
-педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование.
Место и роль педагогики в физической культуре и спорте обусловлены тем, что физкультурно-спортивная деятельность, основу которой составляют физические упражнения, является специально организуемой деятельностью, опирающейся на использование особых знаний и умений. Физическим упражнениям надо учиться по специальной методике. У человека необходимо воспитать сознательное отношение к оценке и развитию своей телесности, надо обеспечить процесс его специального физкультурного образования, которое может быть профессиональным, рассчитанным на подготовку специалистов физической культуры и спорта, и непрофессиональным, необходимым для всех и каждого,
Приобретенные знания и умения следует закреплять, превратить в привычку занятия физическими упражнениями, используя регулярное и систематическое их выполнение, Этим занимается физическое воспитание.
Спортивная педагогика ведёт подготовку человека к занятиям спортом, формирует навыки спортивной тренировки, включает определенные приемы, методы и технологии, которые соответствуют компетенции данной педагогики.
Существуют определенные закономерности педагогического процесса, действующие в физкультурно-спортивном образовании, Важнейшими из них являются законы соответствия педагогических воздействий возрастным и психическим особенностям людей, национальным особенностям, специальным условиям их жизнедеятельности. Они обусловливают главные принципы педагогики, среди которых необходимо выделить; 1) постепенность педагогического процесса и 2) обучение от простого к сложному.
Основной проблемой научного исследования педагогики является совершенствование обучения, поиск, апробация и внедрение в практику новых форм, способов, приемов обучения и воспитания с учетом специфики педагогических воздействий на личность занимающегося. Суть этой специфики состоит в активном участии педагога в непосредственном процессе исследования, часто субъективного.
Педагогическое наблюдение состоит в том, что педагог воздействует на экспериментальную группу (словом, показом), открыто наблюдает за результатами своего воздействия, В педагогическом исследовании особенно остро стоит вопрос о чистоте эксперимента, об объективности наблюдения. К педагогическим экспериментам следует отнести:
поисковые, направленные на изучение новых упражнений;
формирующие, нацеленные на определение нагрузок, частоты и длительности упражнений как условия формирования нужных качеств и умений;
проверочные (демонстрационные) с использованием сравнительного метода, направленные на выявление эффективности новшеств.
В педагогическом исследовании применяется линейное (панельное) сравнение, когда результаты одной и той же экспериментальной группы сравниваются через разные интервалы времени; параллельное сравнение, когда сопоставляются результаты двух параллельно действующих групп. Измерение показателей носит относительный характер (шкалирование). Сравнение результатов идет либо по сходству, либо по различию признаков. Из других методов в педагогике чаще всего используется опрос, в физкультурно-спортивном образовании — демонстрация умений.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта