logo
МагЛекцСоврПроблСпорта

2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте

Педагогика как наука об обучении, воспитании и образовании человека определяет закономерности подготовки людей к жизни в обществе, к профессиональному выполнению тех или иных функ­ций, Она подразделяется на общую педагогику, дидактику (теорию формирования знаний, умений и навыков), теорию воспитания (часто называемую социальной педагогикой), теорию образования (усвоение основ знаний, которыми обладает человечество). В ее состав входят такие специальные педагогические дисциплины, как дошкольная педагогика, педагогика начального, среднего и выс­шего общего и профессионального образования, педагогика са­мообразования. Среди специальных педагогических дисциплин необ­ходимо отметить:

-теорию и методику физической культуры и спорта;

-теорию и методику обучения физической культуре;

-спортивную педагогику;

-педагогику физической культуры и спорта;

-психолого-педагогическую антропологию;

-педагогическое физкультурно-спортивное совершенствова­ние.

Место и роль педагогики в физической культуре и спорте обус­ловлены тем, что физкультурно-спортивная деятельность, осно­ву которой составляют физические упражнения, является специ­ально организуемой деятельностью, опирающейся на использо­вание особых знаний и умений. Физическим упражнениям надо учиться по специальной методике. У человека необходимо воспи­тать сознательное отношение к оценке и развитию своей телесно­сти, надо обеспечить процесс его специального физкультурного образования, которое может быть профессиональным, рассчитан­ным на подготовку специалистов физической культуры и спорта, и непрофессиональным, необходимым для всех и каждого,

Приобретенные знания и умения следует закреплять, превра­тить в привычку занятия физическими упражнениями, используя регулярное и систематическое их выполнение, Этим занимается физическое воспитание.

Спортивная педагогика ведёт подготовку человека к занятиям спортом, формирует навыки спортивной тренировки, включает определенные приемы, методы и технологии, которые соответ­ствуют компетенции данной педагогики.

Существуют определенные закономерности педагогического процесса, действующие в физкультурно-спортивном образовании, Важнейшими из них являются законы соответствия педагогиче­ских воздействий возрастным и психическим особенностям лю­дей, национальным особенностям, специальным условиям их жизнедеятельности. Они обусловливают главные принципы педа­гогики, среди которых необходимо выделить; 1) постепенность педагогического процесса и 2) обучение от простого к слож­ному.

Основной проблемой научного исследования педагогики яв­ляется совершенствование обучения, поиск, апробация и вне­дрение в практику новых форм, способов, приемов обучения и воспитания с учетом специфики педагогических воздействий на личность занимающегося. Суть этой специфики состоит в актив­ном участии педагога в непосредственном процессе исследова­ния, часто субъективного.

Педагогическое наблюдение состоит в том, что педагог воз­действует на экспериментальную группу (словом, показом), от­крыто наблюдает за результатами своего воздействия, В педагоги­ческом исследовании особенно остро стоит вопрос о чистоте эксперимента, об объективности наблюдения. К педагогиче­ским экспериментам следует отнести:

поисковые, направленные на изучение новых упражнений;

формирующие, нацеленные на определение нагрузок, частоты и длительности упражнений как условия формирования нужных качеств и умений;

проверочные (демонстрационные) с использованием сравнитель­ного метода, направленные на выявление эффективности нов­шеств.

В педагогическом исследовании применяется линейное (панель­ное) сравнение, когда результаты одной и той же эксперимен­тальной группы сравниваются через разные интервалы времени; параллельное сравнение, когда сопоставляются результаты двух параллельно действующих групп. Измерение показателей носит относительный характер (шкалирование). Сравнение результатов идет либо по сходству, либо по различию признаков. Из других методов в педагогике чаще всего используется опрос, в физкультурно-спортивном образовании — демонстрация умений.