1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
Для физической культуры характерны предметная и личностная формы, которые проявляются:
в научно-познавательной деятельности — совокупность знаний о природе, обществе, человеке и о способах претворения этих знаний в физическом воспитании, учебно-тренировочном промессе и соревнованиях по различным видам спорта, в занятиях физическими упражнениями;
в ценностно-ориентационной деятельности — политические, нравственные, эстетические и другие духовные ценности, определяющие нормы поведения спортсменов в сфере физического воспитания, массового и профессионального спорта;
в проективной деятельности — проекты (модели) физически совершенного человека будущего, модели победителей спортивных соревнований и их предполагаемых достижений, проекты спортивных сооружений, оборудования, инвентаря.
Совокупность научных знаний в области физической культуры воплощается в обобщающих, частных и смежных дисциплинах: истории, социологии, экономике, физической культуры, теории и методике физического воспитания, теоретических основах спортивной тренировки, теории управления физкультурным движением в стране, маркетинге, логистике, рекламе, теоретических и методических разработках по отдельным видам спорта, физических упражнениях в разных сферах человеческой деятельности.
Профессиональные дисциплины связаны с анатомией, физиологией, психологией, гигиеной и многими другими отраслями научных знаний. Эти и другие дисциплины отражены в государственном стандарте образования и включены в учебные планы вузов.
Специфически характерным для физической культуры является выделение ее компонентов по критерию соответствия видам деятельности: массовой физической, спортивной и лечебной физической культуре, физкультурно-оздоровительному сервису, техническим и экстремальным видам спорта. Эти виды физической культуры связаны с физическим развитием человека, укреплением его здоровья. В мировой и отечественной литературе используются понятия «спортивная культура» и «спортивный интеллект»
Под массовой физической культурой понимается специфический результат человеческой деятельности, способ и средство ее последующего процесса по созданию необходимых материальных и духовных ценностей, а также обучению и воспитанию людей. Это воплощается в предметной и личностной форме, удовлетворяет объективную потребность общества во всесторонне гармонически и физически развитых людях и обеспечивает их готовность к труду и защите Родины.
Личностные ценности массовой физической культуры создаются в сфере обучения и воспитания, активного процесса физической тренировки в свободное время и участия человека в массовых соревнованиях, наиболее простых и доступных видах спорта с прикладной направленностью, повседневной трудовой деятельностью.
К ценностям относятся крепкое здоровье, оптимальный уровень развития физических качеств, двигательных навыков и функциональных возможностей, определенный минимум знаний о своих физических возможностях, об идеале гармонично физически развитого человека, о способах его достижения.
Спортивная культура есть специфический результат человеческой деятельности, способ и средство по созданию первоклассных материально-технических средств занятием спортом, разработке современной теории спорта и формированию высшего спортивного мастерства у наиболее талантливой молодежи. Спортивная культура воплощается в самых совершенных ценностях предметной и личностной формы. Она удовлетворяет объективную потребность общества в развитии массового спорта, повышении спортивного мастерства ведущих спортсменов.
К предметным ценностям спортивной культуры следует отнести дворцы спорта, спортивные комплексы, стадионы: бассейны, оборудование, инвентарь, спортивную одежду и обувь, а также научно-исследовательские институты, институты физической культуры. Эти ценности реализуются в учебно-тренировочном процессе, персонифицируясь с личностью спортсмена к тренера, в совокупности знаний о физических и духовных возможностях спортсмена, в модели спортивной шор мы как состоянии для достижения высшего результата на соревнованиях и способах достижения этого результата.
Огромное социальное значение для общества имеет спорт высших достижений, так как высший уровень развития физических и духовных сил становится как бы идеалом, к которому стремится человек.
В современных условиях спорт высших достижений и профессиональный спорт — это один из способов, который позволяет открыть путь к расширению границ человеческих двигательных возможностей.
Зрелищность, огромная привлекательная сила процесса состязаний, образа самого спортсмена, который становится идеалом для многих представителей молодежи, сопереживание вместе со спортсменами хода спортивной борьбы становятся мощным призывом к личности быть сильным, честным, справедливым, благородным.
Лечебная физическая культура (ЛФК) направлена на профилактику и лечение различных заболеваний, производственных и спортивных травм. Для этого применяются специально созданные материально-технические средства, теоретические разработки по использованию ценностей физической культуры в медицинской практике — в поликлиниках, больницах, диспансерах, санаториях, фитнес-клубах, салонах красоты и т.д.
Процесс производства материальных и духовных ценностей физической культуры в предметной форме, организация массовой работы по физическому вое жжению и спорту обеспечивается управлением:
политическим — государственными, региональными и местными органами власти:
административно-хозяйственном — административными органами ведомств, образовательных и иных учреждений;
специальным — Олимпийский комитет России, добровольных спортивных обществ, спортивных клубов, спортивных федераций.
Таким образом, физическая культура и спорт участвуют в формировании физических способностей, содействуют воспитанию социальной активности человека.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта