2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
В современных условиях возрастает роль спортивного менеджмента и маркетинга, коммерческого права, рекламной деятельности, спортивного спонсорства и страхования. Во многих вузах функционируют спортивные клубы в которых физкультурно-спортивные услуги платные.
Физическая культура и спорт в большей своей части коммерциализированы и значатся в числе наиболее прибыльных сфер, являясь составной частью национального продукта. К ним относятся, например, зрелищные виды спорта, фитнес-клубы, обучение в вузах.
Большие прибыли приносят производство и реализация спортивных товаров, продажа билетов на спортивные мероприятия, сувенирная промышленность, информационные службы, контракты с телекомпаниями и радиостанциями на трансляцию спортивных матчей и соревнований со стадионов и арен. Многие спортивные клубы принадлежат богатым бизнесменам, а профессиональные игроки в гольф, большой теннис, боксеры, баскетболисты, хоккеисты, бейсболисты, футболисты являются наиболее высокооплачиваемыми «наемными работниками».
Коммерциализация спорта и физической культуры постепенно получает все большее распространение. Ее объектом стал любительский массовый спорт, и в первую очередь детско-юношеские спортивные школы футбола и хоккея. Юные спортсмены находятся под контролем менеджеров, и по достижении определенного возраста они могут войти в число членов богатых клубов.
Развитие массового спорта тесно связано с приобретением качественных спортивных товаров и услуг. Оборудование и инвентарь не являются дефицитом, но цены на них недоступны для массового потребителя. Отечественные предприниматели выпускают спортивное оборудование и инвентарь, пока еще уступающие по качеству зарубежным товарам.
Наиболее перспективные направления развития физкультурно-спортивной индустрии в России:
-подготовка высококвалифицированных специалистов в вузах;
-вовлечение различных социальных групп населения в массовый спорт, оздоровительную физическую культуру;
-разработка программ и вовлечение детей, школьников и студенческой молодежи в спорт высших достижений;
-выпуск конкурентоспособного спортивного инвентаря и оборудования и обеспечение ими широких масс населения;
-строительство новых спортивных сооружений (особенно бассейнов) и совершенствование деятельности имеющихся спортивных комплексов;
-формирование структур информации и рекламного бизнеса;
- развитие широкой сети тотализаторов, например, в футболе, хоккее, баскетболе и других игровых и технических видах спорта, что позволит получить определенный доход, для укрепления спортивно-оздоровительной индустрии товаров и услуг.
В России физическая культура и спорт в их прежнем понимании уже не существуют. Происходит переориентация на новые ценности, обусловленные рыночными отношениями. Коммерциализация спорта во многих странах мира развивается и совершенствуется уже не один десяток лет. Наши специалисты и любители спорта привыкают к тому, что спорт, физкультурно-оздоровительные услуги — потребительский товар.
В стране имеется большое количество спортивных сооружений и комплексов. Специалисты должны разрабатывать такие проекты, которые способствовали бы получению прибыли от развития физической культуры, спорта высших достижений в регионах.Пресса, телевидение и радио могут активно содействовать этому, ориентируя население на индустрию физкультурно-оздоровительных услуг, Надо признать, что в этом важном деле немало сложностей, в частности, ощущается недостаток квалифицированных менеджеров, рекламных агентов, отсутствие некоторых важных нормативных актов.
Массовый спорт, оздоровительная физическая культура, профессиональный спорт подчиняются принципам свободного рынка, удовлетворения индивидуальных и общественных нужд граждан. Пока еще слабы позиции коммерческого спорта и довольно сильны традиционные идеалы и ценности физической культуры и спорта, которые складывались многие десятилетия, но постепенно должна сложиться новая модель физкультурно-спортивных и коммерческих отношений в обществе.
Спортивный маркетинг предполагает подготовку специалистов, проведение научно-исследовательских работ, вовлечение людей в занятия физической культурой и спортом, получение прибыли. Это произойдет на основе изучения рынка, спроса потенциальных потребителей, их вкусов и потребностей, быстрого производства конкурентоспособного ассортимента товаров, выявления неудовлетворенного спроса массового потребителя.
Многие виды спорта стали более зрелищными. Тенденцией на развитие «модных» видов спорта воспользовались предприниматели. Это выразилось в улучшении дизайна спортивной одежды, обуви, инвентаря, оборудования и спортивных сооружений и стал товаром. Подготовка спортсменов для достижения высоких результатов значительно подорожала, возросли требования к спортивным сооружениям. Новшества повлекли за собой развитие и совершенствование спортивного маркетинга.
В спортивном маркетинге необходимо учитывать традиционные ценности каждого вида спорта. Ориентация на рынок и прибыль будет эффективной, если будут учтены особенности конкретного вида спорта. Предприниматели, делая финансовые вложения в спорт, должны хорошо знать психологию зрителя, выпускать продукт только высшего качества.
Большое значение в спортивном маркетинге имеет информация. В банк данных вносится информация о зрителях (потребителях), их запросах, сведения о качестве товара. Важную роль играет прогнозирование развития того или иного вила спорта, которое дает возможность работать на опережение спроса товаров и услуг.
Одно из ключевых направлений в спортивном маркетинге — спонсорство. Прибыль от спонсорских договоров и контрактов во многих случаях позволяет развивать в вузах физическую культуру, отдельные виды спорта.
Спортивный спонсор, как юридическое лицо, заключает сделку и оплачивает расходы на составленный согласно договору проект или спортивную деятельность команды, отдельного спортсмена. Договор заключается о деловом партнерстве, предоставлении финансовых и других ресурсов на осуществление спортивных мероприятий.
Особым видом спонсорства является спортивное меценатство. Это благотворительное пожертвование материальных средств на одноразовое (а по возможности — многоразовое, постоянное) проведение какого-либо спортивного мероприятия. Специалистам физической культуры и спорта не следует отказываться от такой благотворительной деятельности предпринимателей.
Необходимо знать, что на практике сложились следующие категории спонсорства: финансовое, информационное и натуральное. Финансовое спонсорство — это прямые денежные вложения, информационное — поддержка со стороны средств массовой информации, натуральное — предоставление спонсором спортивному клубу товаров и услуг.
Одна из ключевых проблем в организации спортивного маркетинга — это умение найти потенциального спонсора, а затем предложить ему свой проект. Потенциальными спонсорами могут быть нефтяные и страховые компании: фирмы, выпускающие продукты питания; коммерческие банки: промышленные предприятия и отдельные предприниматели.
Различные формы коммерческих сделок в спорте подлежат прямому или косвенному налогообложению. Однако спортивная благотворительность может освобождаться от налогов, если это закреплено в законодательстве. Прежде чем составить спонсорский контракт, надо проконсультироваться со специалистами, чтобы избежать убытков и юридических санкций.
Особое значение имеет качество рекламы, ее достоверность. Недостоверная реклама рано или поздно приведет к нежелательным последствиям.
Спортивное страхование — важный элемент договора, хотя и требует определенных расходов. Спортивный менеджер заключает договор со страховой компанией, которая берет на себя обязательства выплатить определенную сумму в случае непредвиденных обстоятельств.
Функционируют различные правовые акты, регламентирующие взаимоотношения страховщика и того, кто страхуется, так как в процессе проведения соревнований возникают незапланированные факторы риска. Соревнования связаны с арендой спортивных сооружений, выплатой зарплаты обслуживающему персоналу, что ведет к максимальному риску и возможным финансовым издержкам. Поэтому спортивные менеджеры страхуют себя от возможной отмены матча из-за погодных условий (например, когда одна из команд на матч не прибыла), от срыва телетрансляции.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта