2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
Медико-биологические науки представляют совокупность наук, исследующих природное (биологическое) состояние человека как в норме, так и в патологии, К ним относятся анатомия и морфология человека — наука о строении человеческого организма; физиология — наука о жизнедеятельности человеческого организма; биохимия — наука о биохимическом составе организма человека и химических реакциях, происходящих в нем; биомеханика — наука, изучающая механические процессы происходящие в живых тканях, органах и организме человека в целом.
Спортивная медицина изучает проблемы здоровья и физического состояния людей, занимающихся физическими упражнениями и спортом; гигиена — влияние условий физкультурной и спортивной деятельности на здоровье людей; профилактическая медицина — меры профилактики заболеванию возникающих под влиянием процесса спортивной тренировки или профессиональной деятельности.
Привлечение этих наук к исследованию физкультурно-спортивной деятельности обусловлено тем, что физическая культура и виды спорта, связанные с человеческой телесностью, рассматриваются с точки зрения формирования и поддержания двигательных умений и физических качеств человека, являющихся проявлением его биологической природы. Знания о человеческой природе, получаемые этими науками, их методы и средства исследования дают возможность глубоко познать те процессы в человеческом организме, которые происходят в ходе физкультурно-спортивной деятельности, те механизмы функционирования организма человека, которые обеспечивают развитие его физических качеств и двигательных умений, сознательное воздействие на его физическое состояние.
В физкультурно-спортивной деятельности сложилась система медико-биологических методов исследован и я: 1) органов — сердца, легких, желудка, головного мозга и т. д.; 2) систем — костно-мускульной, пищеварения, дыхания, кровообращения, нервной деятельности, нейрогуморальной регуляции; 3) организма человека в целом.
По целям использования медико-биологические методы исследования подразделяются на:
диагностические — методы исследования состояния организма;
прогностические — методы исследования возможных результатов, последствий физкультурно-спортивной деятельности;
реабилитационные — методы функционального восстановления систем организма после предельных и запредельных физических и психологических нагрузок.
Они необходимы при отборе детей в тот или иной вид спорта, определении их пригодности к различным видам физической деятельности.
По характеру использования медико-биологические методы исследования подразделяются на группы методов, по которым определяется уровень физического развития человека, исходя из таких показателей, как рост, масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), сила мышц рук, ног, становая сила. Медико-биологические методы исследования используются при оценке общей физической подготовленности человека к различным видам деятельности, что служит основой определения его предрасположенности к тому или иному виду физкультурной деятельности, спорта.
Медико-биологические методы исследования позволяют определить динамику развития организма человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности; выявить природные механизмы формирования и совершенствования двигательных умений и качеств, их приспособление к физическим, и психическим нагрузкам; узнать о функциональных возможностях организма, механизмах их использования и мобилизации в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Медико-биологические показатели служат основой определения физических нагрузок, интенсивности тренировочного и соревновательного процессов. Они позволяют контролировать физкультурно-спортивную деятельность с тем, чтобы она не причиняла вреда здоровью, а способствовала его укреплению, помогала разумно строить тренировочный процесс и определяла необходимость физического и психического отдыха человека.
По используемому инструментарию медико-биологические методы исследования делятся на органометрические (визуальные, тактильные) и исследования с помощью приборов (антропометрия, спирометрия, динамометрия, пульсометрия, электрокардиограммирование, электромиограммирование, эдектроэнцефалограммирование).
Большое значение имеет метод биотелеметрии (измерение природных процессов, происходящих в организме человека, без непосредственного контакта с ним. Это дает возможность исследовать организм в его естественном функционировании, а также в напряженной динамической обстановке.
3 а п р е щ а е т с я: 1) использовать те методы исследований, которые могут нанести вред человеку: 2) проводить эксперименты на живых людях без их согласия; 3} использовать препараты и упражнения, которые могут нанести вред здоровью человека.
Использование медико-биологических методов исследований в физической культуре и спорте должно отвечать общенаучным требованиям: объективности, проверяемости, возможности повторения результатов. Специальными принципами их применения считается единство функционального и структурного изменений в организме человека. В физкультурно-спортивной деятельности важным является принцип упражняемости, т.е. систематическое повторение двигательных актов. Тренировка ведет к функциональным и структурным изменениям в организме человека (рост мышечной массы, утолщение костей).
В современном спорте без применения медицинских препаратов человеческий организм не способен выдерживать интенсивные и продолжительные физические и психологические нагрузки. Поэтому создаются новые направления в научно-технических и медицинских центрах для решения проблемы повышения эффективности тренировочной деятельности спортсменов, развития и совершенствования физкультурно-оздоровительных услуг.
- I раздел теоретико-методологические основы физической культуры и спорта
- Глава1. Физическая культура и спорт как философско-социальное и историческое явление
- 1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта
- 1.2. Значение физической культуры и спорта в обществе
- 1.3. Взгляды ученых на структуру физической культуры и спорта
- 1.4. Основы научного познания феномена физической культуры и спорта
- 1.5. Методология научного познания физической культуры и спорта
- 1.6. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте
- 1.7. Физическая культура и спорт в формировании гуманных ценностей
- 1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России
- 1.9 Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования
- 1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования в России?
- 2.2. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.3. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.4. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.5. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.6. Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.7. Правоведение, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.8. Финансовый менеджмент, его методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.9. Информациология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте
- 2.10. Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта