logo search
МагЛекцСоврПроблСпорта

1. В чем заключается сущность концептуальных направлений физкуль­турно-спортивного образования в России?

2. Какие инновационные технологии используются в настоящее вре­мя в системе физкультурно-спортивного образования?

3. Назовите основные этапы зарождения и развития физической культуры.

4. Расскажите о спорте, его сущности и основных функциях.

5. Каковы сущность и содержание научного познания физической культуры и спорта?

6. В чем заключается значение и роль физкультурно-спортивной науки и перспективы ее развития?

7. Дайте краткую характеристику теоретическим методам, используе­мым в физической культуре и спорте.

8. Как эволюционировал термин, «физическая культура»?

9. Расскажите о взглядах ученых на структуру физической культуры.

10. Какие гуманные ценности можно формировать средствами и ме­тодами физической культуры?

11. В чем заключается сущность методологии научного познания фи­зической культуры и спорта?

Глава 2. Интегрирующая роль физической культуры и спорта с другими отраслями научных знаний

2.1. Физкультурно-спортивная наука и перспективы ее развития

Методологическую основу наук о физической культуре и спорте составляет учение об активной роли сознания в жизнедеятельно­сти людей. Физическая культура и спорт, организуемые целенаправленно и как управляемая деятельность, направлены на формирование и поддержание физического и духовно-нравственного человеческого потенциала.

Физкультурно-спортивная наука как форма познания действи­тельности. достоверных знаний объективных законов природы, общества, деятельности человека включает основные функции: познавательную, мировоззренческую, материально-производст­венную, прогностическую, а также нормативно-регулирующую, управленческую, образовательную и др. Рассмотрим некоторые из них.

Познавательная функция состоит в том, что физкультурно-спортивная наука является объективной, основанной на фактах, обоснована логически, а также математически и проверена на практике. Научное знание используется для дальнейшего разви­тия физкультурно-спортивной науки, составляя теоретическую и методологическую базы.

Мировоззренческая функция определяет основу рациональной организации жизнедеятельности человека, общества и подчиня­ется объективным законам.

Материально-производственная функция способствует формиро­ванию производительных и творческих сил общества, развитию техники, технологиям, подготовке специалистов к управлению.

Прогностическая функция позволяет предвидеть будущее физи­ческого потенциала народа. Формы предвидения могут быть раз­нообразными: логические следствия из умозаключений (выводы из посылок), генетические предсказания, основанные на том, что те или иные признаки передаются по наследству. Прогнозы могут быть: статистическими — давать предвидение возможного, веро­ятного развития с разной степенью приблизительности и дина­мическими, т.е. точными. Разнообразны и методы прогно­зирования: экстраполяция — распространение на будущее или за пределы исследования тенденций настоящего; моделирование сценариев.

Особенностью практического применения физкультурно-спортивной науки является то, что научные знания носят абст­рактный характер, их нельзя прямо и непосредственно применять на практике, они нуждаются в соответствующей адаптации. При этом на первый план выступают методы конкретизации — перевод абстрактных знаний в конкретные, операционализация: процедура редукции — сведение общего закона к его про­явлению менее общими законами, которые непосредственно применяются на практике. Способами приспособления науки к практике являются придание научным положениям рецептурно-процедурного характера, когда исследователь получает инструкцию, в которой указаны только рецепты процедуры, порядок использования конечного продукта.

Роль физкультурно-спортивной науки возрастает, идет углуб­ление и расширение познания, приобретая глобальный характер, объединяя материальные и финансовые ресурсы, кадровый по­тенциал многих стран.