logo search
программа ГЭК АФК

Развитие физических способностей

Общая характеристика физических способностей как вида способностей человека. Понятие о физических качествах, их виды. Взаимосвязь физических качеств и способностей. Общие закономерности развития физических качеств.

Развитие силовых способностей. Понятие о силовых способностях. Фор­мы проявления силовых способностей. Факторы, определяющие уровень разви­тия и проявления силовых способностей.

Критерии и способы оценки силовых способностей. Общие задачи по развитию силовых способностей и особенности их конкретизации в зави­симости от возраста, пола, ведущего направления физического воспитания в различные периоды жизни и от других обстоятельств. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для развития собственно силовых способностей.

Средства развития силовых способностей: типичные признаки упраж­нений, являющихся основными средствами развития силы; обобщенная ха­рактеристика их состава на различных этапах занятий физическими упражне­ниями. Дополнительные средства воздействия на развитие силы (общее пред­ставление об электростимуляционных, диетологических и других факторах).

Методы развития силовых способностей. Правила нормирования наг­рузки и отдыха при использовании силовых упражнений в рамках отдельного занятия и серии занятий.

Развитие скоростных способностей. Понятие о скоростных способ­ностях. Формы их проявления. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей. Критерии и способы оценки различных скоростных способностей.

Задачи, типичные средства, отличительные черты методики развития бы­строты простой и сложной двигательных реакций.

Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений.

Задачи, средства и методы развития быстроты движений. Причины ста­билизации скорости движений, пути его предупреждения и преодоления.

Особенности силовой и технической подготовки в связи с развитием бы­строты движений.

Развитие скоростно-силовых способностей. Отличительные черты скоро-стно-силовых способностей. Формы их проявления. Оценка скоростно-силовых способностей в физкультурной практике. Типичные особенности ско­ростно-силовых упражнений ("взрывные усилия" в динамическом и статиче­ском режимах работы мышц, движения "ударного" характера и др.)- Основ­ные требования к упражнениям и условиям их выполнения.

Методические подходы и методические приемы при развитии скоростно-силовых способностей. Правила регламентации и нормирования нагрузок в от­дельном занятии и системе занятий, направленных на увеличение степени раз­вития скоростно-силовых способностей и на поддержание достигнутого уровня их развития.

Развитие выносливости. Обобщенное понятие о выносливости как ком­плексе функциональных возможностей, определяющих способность человека противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности. Главные факторы выносливости, их структура. Многообразие форм проявления и основ­ные типы выносливости. Перенос выносливости. Факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости. Абсолютные и относительные показатели выносливости. Критерии и способы оценки выносливости. Задачи и состав средств развития выносливости. Возрастные периоды, наиболее бла­гоприятные для развития выносливости.

Методические подходы и приемы, основанные на преимущественно из­бирательном и целостном воздействии на факторы, определяющие вынос­ливость. Пути направленного воздействия на аэробные, анаэробные, силовые и другие "компоненты" выносливости. Особенности развития выносливости в аспекте общей и специальной подготовки. Отличительные черты подбора и применения средств развития выносливости в процессе общей и прикладной физической подготовки. Проблема развития выносливости, адекватной особен­ностям различных видов деятельности.

Взаимосвязь развития выносливости с другими физическими качествами.

Развитие координационных способностей. Понятие о координационных способностях как комплексных психомоторных способностях человека и его связь с понятием "ловкость". Формы проявления координационных способно­стей. Критерии оценки координационных способностей. Общие задачи по раз­витию координационных способностей и их особенности в зависимости от воз­раста, пола и других условий. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для развития координационных способностей. Типичные признаки упражне­ний, являющихся основными средствами развития координационных способ­ностей; обобщенная характеристика их состава.

Регулярное расширение и обновление фонда двигательных умений и на­выков как главная линия в развитии координационных способностей на пер­вых стадиях занятий физическими упражнениями. Основные методические подходы, методы и приемы, используемые в процессе развития данных спо­собностей.

Особенности режима занятий, нормирования нагрузки и отдыха при не­обходимости обеспечить ускоренное развитие или сохранение достигнутой степени развития координационных способностей.

Причины и формы излишней мышечной напряженности при выполнении физических упражнений. Упражнения на расслабление. Другие средства, ме­тоды и приемы преодоления нерациональной мышечной напряженности. При­чины нарушения равновесия при выполнении физических упражнений. Уп­ражнения на равновесие. Другие средства, методы и методические приемы повышения позностатической и динамической устойчивости. Задачи, средст­ва, методы и методические приемы совершенствования "чувства пространст­ва", "чувства времени", пространственной и временной точности, ритма дви­жений в процессе занятий физическими упражнениями.

Развитие гибкости. Обобщенное понятие о гибкости как особом фи­зическом качестве человека. Виды гибкости и факторы, определяющие уро­вень развития и проявления гибкости. Особенности развития гибкости в онто­генезе. Критерии и способы оценки гибкости. Возрастные этапы, наиболее бла­гоприятные для направленного воздействия на развитие гибкости.

Задачи и средства развития гибкости. Типичные черты упражнений на растягивание, краткая характеристика их состава. Другие средства, используе­мые для направленного воздействия на развитие гибкости.

Основные правила использования упражнений на растягивание в рамках отдельного занятия и серии занятий; правила нормирования связанных с ними нагрузок при необходимости увеличения показателей гибкости и в случае со­хранения достигнутой степени её развития.