logo search
_Деревицкий А

Похамим?

Вы ведь слышали песенку с таким припевом:

"Приятно ежели

Клиенты вежливы", -

Сказала Рая,

Вся играя..."

Кто это пел? Розенбаум или Шуфутинский? А впрочем - какая разница!..

А должен ли быть вежливым продавец?

Что - уже привыкли к моим подковыркам и провокациям? Вижу - не спешите кивать...

Да, люблю я выворачивать все наизнанку.

За это качество люблю и Виктора Конецкого. Как так - "не читали, не знаете"? Ну а "Полосатый рейс", снятый по его сценарию, видели? Так теперь найдете его рассказы и повести.

Конецкий умело вывернул и поиздевался над народной мудростью "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь". Он так и сказал: "Дудки! За двумя зайцами погонишься - так хоть одного, но поймаешь!"

Мы с вами пытаемся вывернуть наизнанку штампы, которые были законом для многих поколений продавцов. Один из этих вывернутых наизнанку штампов - "Покупатель дожен быть вежливым!"

Возвращаемся к "Энциклопедии продавца", то есть - к моим любимым "Семнадцати мгновениям весны". Специально для вас захватил сегодня вот эту карточку с выпиской:

"Он очень любил этот старинный кабачок. Он назывался "Грубый Готлиб" потому, что хозяин, встречая гостей, говорил всем - вне зависимости от рангов, чинов и положения в обществе:

- Чего приперся, жирный боров? И бабу с собой привел - ничего себе... Пивная бочка, туша старой коровы, вымя больной жирафы, а не баба! Сразу видно, жена! Небось вчера с хорошенькой тварью приходил! Буду я тебя покрывать, - пояснял он жене гостя, - так я тебя и стану покрывать, собака паршивая...

Постепенно Штирлиц стал замечать, что наиболее уважаемых клиентов Грубый Готлиб ругал особо отборными ругательствами: в этом, вероятно, тоже сказывалось уважение - уважение наоборот.

Готлиб встретил Штирлица рассеянно:

- Иди жри пиво, дубина...

Штирлиц пожал ему руку, сунул две марки и сел к крайнему дубовому столику, за колонной, на которой были написаны ругательства мекленбургских рыбаков - соленые и неуемно циничные. Это особенно нравилось стареющим женам промышленников..."

Производит впечатление?

В одном из киевских кофейно-водочных подвальчиков я знаю официанта, который каждому заглянувшему сует пятерню и панибратски гаркает:

- Давай, мужик, не боись! Че тебе налить?..

Я видел много и таких кафе, в которые тоже заглядывают, но - часто с порога уходят. В этом же подвальчике задерживаются...

А с чего это вы взяли, что я вам предлагаю хамить покупателям? Только попробуйте!

Я хочу, чтобы вы не жили бездумно по чужим шаблонам. Чтобы вы создавали шаблоны собственные и не теряли стремления сломать и их. А ради того, чтобы выбить из вас все шаблоны - ради этого я даже готов вам нахамить.