logo search
Ответы к ГОСам 2011-2012

Экскурсионный показ и рассказ: основные методы их практического осуществления.

Показ в экскурсии – наглядный способ ознакомл с экскурс объектом, действие экскурсовода, направл на выявл сущности объекта.

Характерные признаки показа:

1) Первичность - экскурс процесс развивается в направлении от показа к рассказу.

2) Активность - показ – целенаправленное наблюд объектов, процесс требующий активн действ как со стороны экскурсовода, так и со стороны экскурсантов.

3) Логическая последовательность - показ должен быть логически последовательным, целенаправленным.

4) Сюжетность -  воплощается через определ момент действия: ход историч событий, жизнь и деят-ть творч личности.

5) Парадоксальность - экскурсант под руководством экскурсовода видит больше, чем он увидел бы самостоятельно.

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта:

1. Определение - экскурсовод определяет, что за предмет (объект) показывается экскурсантам;

2. Характеристика - экскурсовод объясняет, что собой представляет объект;

3. Цель создания - экскурсовод говорит о назначении объекта;

4. Экскурсионный анализ, сравнение - экскурсовод рассматривает отдельные части объекта;

5. Справка - экскурсовод называет автора памятника, архитектора здания;

6. Оценка исторического события - экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его значении.

Экскурсионный рассказ – устная часть экскурсии: сообщения и пояснения, кот экскурсовод делает в ходе экскурсии. Должен быть тематическим, логичным, кратким, доступно изложенным, предварит подготовленным. Непрерывный рассказ недопустим, поэтому в экскурсии должны быть паузы.

Выполняет 2 задачи:

- Комментирует, поясняет, дополняет увиденное; 

- Реконструирует, восстанавливает то, что в данный момент экскурсант не может увидеть.

Характерные признаки рассказа:

1) Подчиненность рассказа показу - рассказ вторичен по отнош к показу, он дополняет показ зрительн материала.

2) Использ в рассказе зрительных доказательств – показ  должен строится таким образом, чтобы «заговорил» сам объект и экскурсанты увидели то, о чем  рассказывает экскурсовод.

3) Адресность рассказа - привязка рассказа к наблюдаемым объектам.

4) Конкретность рассказа - преподносится материал, раскрывающий конкретную тему.

5) Утверждающий характер рассказа - экскурсовод преподносит информ с макс убедительностью, т.е как объективный факт.

6) Наличие в рассказе подтекста – скрытый в речи, дополнительный смысл рассказа экскурсовода.

Рассказ может развиваться по одной из двух линий:

1) Экскурсионный объект дошел до современности в полной сохранности, без перестроек и утраты отдельных частей

2) Экскурсионный объект не дошел до нас в первозданном виде – в рассказе сначала обращается внимание на реконструкцию объекта, а после этого описываются события, с ним связанные.

ТУРИЗМ В МОСКВЕ и МО