logo
Ответы к ГОСам 2011-2012

114 Инновации: выявление потребности; порядок и методы проведения; оценка результатов; роль инноваций в условиях экономического кризиса.

Под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации и производства и труда, обслуживания и управления. Понятие «инновации» ввел И.Шумпетер как экономическую категорию.

Причины инноваций: 1. реактивные (адаптивные) – обеспечивают выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами, 2. стратегические инновации – инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

У многих термин «инновации» вызывает раздражение. И это естественно. Потому, что навязшие в зубах «инновации» и «модернизация» уже не воспринимаются в содержательном значении этих слов. Потому, что практически никто ни во власти, ни в бизнес-сообществе толком не понимает смысла этих терминов. С легкой руки руководства страны и приближенных научных советников в общество внедряется миф о том, что инновации – это научно-технические разработки, изобретения, нанобиоинфотехнологии и все, что связано с научно-техническим прогрессом. Такое впечатление, что президента окружают люди, преисполненные желания получить побольше бюджетных денег, желательно под красивым соусом, а наука – это такой красивый дизайн (то бишь соус) для оформления нужных решений!

В принципе, развитие науки – исключительно нужное для страны направление. И совершенно верно, что именно масштаб, эффективные технологии и прорывность и научных достижений определяет развитие научно-технического прогресса. И забота о развитии науки – прямая прерогатива государства.

Общественный климат вокруг настоящей инновации, атмосфера, система ценностей, отношение к новатору может быть живительным, поощрительным, если его специально создать и поддерживать таковым, но и безразличным, или даже враждебным. Этого никакие индикаторы не покажут. Не покажут и того, есть ли за появившемся технологическим преимуществом стратегическая концепция и воля, или это только удачная, но мимолетная идея.

Например, снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции или услуг, скажем, на черно-белые телевизоры. Слияние компаний, занимающихся розничной торговлей (что может привести к монополизации и повышению цен). Общий спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курсов валют. Изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье; появление новых технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним). Смена местного или общенационального руководства. Стихийные бедствия как естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере) происхождения.

В условиях кризиса стоят задачи выживания, а не расширения своих возможностей. Необходимо направлять накопления на поддержание жизнеспособности фирмы: 1. оплата аренды помещения, 2. выплата зп работникам, 3. расширение рекламной компании.

Разработка дешевых групповых туров, перераспределить финансовые потоки.

Но время все равно расставит все по своим местам и переход к новым бизнес-моделям работы предприятий станет для многих эффективным механизмом выхода из кризисных ситуаций. Новые бизнес-модели могут быть двух типов: внутренние и внешние.

Внутренние предполагают применение новых стратегий продаж, стратегий выхода на новые рынки, разработку новых стратегий развития, применение механизмов вертикальной и горизонтальной интеграции ит.д.

Внешние предполагают разработку и реализацию стратегий интеграции финансовых потоков с поставщиками, потребителями и партнерами, создание альянсов с партнерами по кооперационной цепочке, с финансово-инвестиционными структурами, с конечными потребителями, организация консорциумов, синдикатов, использование других форм объединительных процессов, способствующих генерации финансовых потоков, устойчивому росту валовой выручки и чистой прибыли каждого из участников подобных альянсов.

Применение тех или иных форм перехода на новые бизнес-модели уже опробовано на ряде конкретных предприятий и показало высокую эффективность инновационного подхода к разработке новых бизнес-решений.