2 Вариант
Оздоровительный туризм – с целью поправить здоровье и предполагает пребывание в санаториях, имеющих лечебно-оздоровительную базу.
Виды:
- климатотерапия (воздушные и солнечные ванны, прогулки на воздухе, пребывание в соляных пещерах - спелеотерапия)
- бальнеотерапия (минеральная вода)
- грязелечение (торфяные, придонные (иловые))
- талассотерапия (spa) (применение морской воды) – уход за телом, лицом, косметологические потребности. Будет популярна всегда, т.к. красота всегда пользуется спросом.
- термальные курорты (подземные теплые и горячие источники от 37°С) – Венгрия, Неаполитанский залив.
Требования к лечебным курортам:
- наличие природных лечебных факторов
- инфраструктура для применения курортных факторов (бюветы, пляжи, лечебницы)
- наличие лечебной базы с соответствующим оборудованием
- удобная транспортная инфраструктура
История развития курортного дела. Начало развития курортного дела относится к XVIII в. – в Чехии курорт “Карловы Вары” – лечебница минеральными водами. В России курорты появились в XIX в., в частности, первые курорты появились на Северном Кавказе (Железногорск, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки) – это бальнеологические курорты. Базируются они на самом большом в России бассейне минеральных вод – Кавказские Минеральные воды.
В середине XIX в. в России формируются климатические курорты на Черноморском побережье Крыма и Кавказа: Сочи, Ялта и Евпатория.
География лечебного туризма за рубежом и в России – КавМинВоды, Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Карелия, Белокуриха, Карловы Вары, Баден-Баден, Виши.
ДОП.МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ:
Минеральные воды - подземные (реже поверхностные) воды, характеризующиеся повышением биологически активных минеральных или органических компонентов и газов.
Бальнеология - (от лат. balneum - исцелять боль, более позднее значение - ванна; logos - слово, учение, наука) учение о минеральных водах и водолечении, а также о грязелечении, морелечении, климатолечении и т.д.
Основой классификации курортов служит их ведущий природный лечебный фактор. В соответствии с этим курорты делят на бальнеотерапевтические, грязевые и климатические. Если курорты располагают несколькими курортными факторами, они считаются климато-бальнеотерапевтическими, бальнеогрязевыми, климатогрязевыми, климато-бальнео-грязевыми, климатокумысолечебными.
По прогнозам, спрос будет и дальше расти, ведь здоровое тело и здоровый дух — это не только дань моде. Разработанная специалистами spa-центра индивидуальная программа делает человека не только более здоровым, но и способствует более позитивному восприятию жизни. В последнее время очень популярны отели со spa-комплексами на бальнеокурортах, а также специальные spa-отели, где задачи оздоровления, релаксации с применением разнообразных водных процедур и других средств выходят на первое место.
В наше время spa-отели и отели со spa-комплексами (обычно объекты размещения высокой категории), как правило, расположены на бальнеокурортах рядом с термоминеральными источниками, что дает возможность использовать воду определенного химического состава и температуры для различных лечебных, оздоровительных и косметических целей.
Основные цели ЛОТа (ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА):
- Отдых
- Рекреация (восстановление)
- Оздоровление
- Лечение
Рекреационные ресурсы ЛОТа (ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА):
Основные:
- Климатотерапия (лечение с помощью благоприятного климата)
- Бальнеотерапия (лечение минеральными водами)
- Пелоидотерапия (лечение грязями)
Дополнительные:
- Талассотерапия (морская вода)
- Айротерапия (горный воздух)
- Спелеотерапия (микроклимат пещер)
- Фитотерапия (микроклимат фитоцинозов, т. е. сообщество растений)
ЛОТ (ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРАВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ) осуществляется в основном на курортах. Курорт («кур» - лечение, «орт» - местность от немецкого) – это местность, обладающая лечебными факторами и условиями необходимыми для их использования.
Начало курортного дела – в Чехии в Карловых Варах (18 в.)
Классификация курортов:
1. Климатические (Далос – Швейцария, Ницца – Франция)
2. Бальнеологические (Баден-Баден – Германия, Шмаковка)
3. Грязевые (Мертвое море, Израиль)
Лечебно-оздоровительный туризм в России
1. Анапа – климатический и грязевой курорт; курорт Краснодарского края. Главным лечебным фактором является средиземноморский климат.
2. Аршан – бальнеологический курорт. Расположен в Бурятии. Направление – фитотерапия.
3. Белокуриха – бальнеологический курорт. Алтайский край.
4. Владивостокская курортная зона – климатические и грязевые. Побережье Амурского залива. 5. Кавказские минеральные воды – бальнеологические курорты (Пятигорск, Железногорск, Кисловодск, Ессентуки). Ставропольский край.
6. Калининградская группа курортов – климато-грязевые курорты (Светлогорск, Отрадное, Зеленогорск).
7. Нальчик – климато-бальнео-грязевой курорт, Расположен в Кабардино-Балкарии.
8. Большие Сочи – климатические курорты (Адлер, Хоста, Дагомыс, Красная Поляна и др. – 145 км вдоль Черноморского побережья).
9. Теберда – горноклиматический курорт. Расположен в Ставропольском крае, в горах Кавказа.
10. Туапсинский курортный район – климатический курорт + талассотерапия. Краснодарский край, Черноморское побережье.
Ведущие курорты стран СНГ (бывшие советские)
Украинские:
1. Южный берег Крыма (Алупка, Аушка, Артек). Климатические курорты. Черноморское побережье Крыма.
2. Феодосия – Крым. Климато-бальнео-грязевой курорт.
3. Трускавец – Львовская обл. Украины. Бальнеологический курорт.
4. Одесская группа курортов (Куяльник, Аркадия). Климатико-бальнео-грязевые курорты.
Прибалтика:
1. Юрмала. Побережье Рижского залива. Климатический курорт.
2. Друскининский. Литва. Климатико-бальнео-грязевой курорт.
Кавказские: 1. Сухумская группа курортов (Рагга, Новый Афон, Пицунда). Климатические курорты Грузии.
2. Боржоми. Климатические курорты Грузии.
3. Бакуряни. Горноклиматический курорт.
4. Батумская группа курортов – климатические курорты. Черноморское побережье Грузии.
Самые известные курорты по ЛОТу (ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНМУ ТУРИЗМУ):
Европейский регион
В основном это бальнеологические курорты:
Чехия, Венгрия, Болгария, Франция, Германия, Австрия, Швейцария Наиболее известные курорты средиземного бассейна сосредоточены на побережье Лигурийского моря (омывает побережье Франции и Италии):
1. Французская Ривьера
1) Канн
2) Сен-Тропе
3) Ницца
2. Итальянская Ривьера
1) Сен-Ремо
Адриатическое море
Хорватия
• Дубровник
Италия (западное побережье)
• Искья (spa)
• Капри
Кипр
• Лимасол
Мальта
• Валетта
В Испании выделяют 2 архипелага Канарские острова (Тенерифе) и Балиарские острова (Ибица). В Португалии основной район курортно-пляжного туризма Азорские острова (Мадейра).
В последнее время на рынке ЛОТ (ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ) появился спрос на отдых в Ближневосточном регионе. Это побережье Красного моря (Египет – Хургада, Шарм-эль-Шейх, Израиль – Эйлат) и Персидский залив (ОАЭ – Дубай, Абу-Даби)
В бассейне Индийского океана :
(Африканский регион – Сейшельские о-ва, Маврикий, о. Реюньон и Южная Азия – Мальдивы).
Технологические особенности ЛОТ (ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ)
1. Цель: оздоровление, лечение, отдых
2. Организация данного вида туризма требует специфических рекреационных ресурсов (климат, минеральные воды, грязи)
3. При организации ЛОТа (ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА) необходимо обеспечить безопасность потенциальных клиентов
4. В центрах ЛОТа (лечебно-оздоровительного туризм) должен присутствовать медицинский персонал
5. В центрах ЛОТа требуется организация высокого уровня обслуживания и комфорта в тех местах, где размещаются клиенты
6. Специфическая культура клиентов. Преобладают люди среднего и старшего возраста. Люди с ослабленным здоровьем
7. Сезонность (особенно на Европейских курортах)
8. Преобладают внутрирегиональные поездки
9. Необходимость разработки разных вариантов питания
ТАЛАССОТЕРАПИЯ
Ежегодный оборот сектора мед. Оздоровления в США составляет 2,5 млрд $, в Европе – 336 млн $. Растет рейтинг spa-курортов. Самые давние традиции в Италии, затем в Бельгии, Германии, Франции, Испания, Польша, Россия. В Европе > 1000 spa-центров:
- Венгрия – 296
- Испания – 128
- Франция – 126
- Турция – 100
- Австрия – 81
- Греция – 45
- Польша – 42
- Чехия – 34
Тенденция спроса на услуги spa
дорогие и высококачественные spa-маршруты (Франция, Германия, Италия, Швейцария)
экзотические spa-маршруты (Индия, Филиппины, Шри-Ланка, Таиланд)
недорогие spa-туры хорошего качества (Чехия, Польша, Сербия, Прибалтика)
новые и экзотические методики лечения и оздоровления (аюрведа, талассотерапия, косметологические spa)
Высокий spa-сезон приходится на межсезонье (весна-осень).
- Туризм как многогранное явление
- Туристская индустрия: понятие, содержание
- Понятие и виды туроператорской деятельности
- Основные различия между туроператором и турагентом
- Турпродукт, тур, турпакет, туруслуга: соотношение понятий.
- 2 Вариант
- Этапы формирования тура
- Характеристика и функции туристской документации: договор, путевка, ваучер, страховой полис, памятка, билет.
- Современное состояние рынка выездного туризма в рф: статистика, тенденции, проблемы и пути решения, основные игроки
- Современное состояние рынка внутреннего туризма в рф: статистика, тенденции, проблемы и пути решения, основные игроки.
- Классификация видов туризма. Критерии классификации
- Развитие индустрии морских круизов в XXI веке
- Тенденции и перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма
- 2 Вариант
- 17. Развитие сельского туризма в рф
- 18. Развитие религиозного туризма в рф
- 19. Понятие и опыт развития социального туризма в рф
- 20. Перспективы развития новых для российского рынка видов туризма (событийный, инсентив, свадебный, гастрономический, отдых по обмену, туры за недвижимостью и т.П.).
- 21. Алгоритм создания туристского предприятия.
- 22. Методика бизнес-планирования.
- 23. Основные понятия экономики туристской компании.
- 24. Предпринимательский риск. Управление предпринимательским риском.
- Предпринимательский риск.
- 1/ Сущность предпринимательского риска и его виды.
- 2/ Факторы влияющие на уровень предпринимательского риска.
- 3/Управление предпринимательскими рисками.
- 25. Финансы туристского предприятия. Финансовая отчетность, анализ платежеспособности туристской компании.
- II. Финансовые результаты деятельности туристского предприятия.
- III. Финансовая отчетность турпредприятия и ее значение.
- IV. Анализ платежности и финансовой отчетности турпредприятия.
- 26. Договорные отношения в туризме.
- Общая характеристика договора
- 27. Правила реализации турпродукта
- 28. Нормативо-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность: обзор, краткая характеристика.
- 29. Действующие правила классификации объектов туристской индустрии на территории рф
- 30. Государственное регулирование туристской деятельности.
- 31. Международное регулирование туристской деятельности.
- 32. Роль, значение и функции стандартизации и сертификации в сфере туризма и гостеприимства. Нормативно-правовые основы стандартизации и сертификации в рф на современном этапе.
- 7 Стандартов (в сфере туризма):
- 33. Стандартизация и сертификация как инструмент обеспечения безопасности и качества в сфере ту-ризма и гостеприимства.
- 7 Стандартов (в сфере туризма):
- 34. Сущность и виды менеджмента.
- 35. Менеджмент как организация., структуры управления.
- 36. Функции менеджмента на предприятии сферы туризма.
- 37. Система управления персоналом организации.
- 38. Решения в системе управления, их виды. Процесс принятия решения.
- 39. Функции стратегического планирования.
- 40. Метод swot-анализа в стратегическом планировании.
- 41. Эталонные(Базовые) стратегии развития.
- 42. Понятия, сущность и задачи маркетинга в скс и т.
- 43. Средства распространения туристской рекламы.
- Итак, туристская реклама может иметь множество форм и видов.
- 44. Виды рекламной кампании. Этапы планирования рекламной кампании.
- 1.Предварительное исследование.
- 2.Разработка стратегии
- 3.Медиапланирование и оптимизация
- 4.Разработка рекламных материалов
- 5.Реализация разработанной программы
- 6.Анализ эффективности рекламной кампании
- 45. Туристические выставки, как инструмент продвижения компании. Классификация, этапы подготовки и участия в выставке. Выставочные мероприятия.
- 46. Фирменный стиль. Элементы и носители фирменного стиля. Торговая марка (знак).
- 47. Сегментация, принципы и критерии сегментации. Определение целевого рынка.
- 48. Позиционирование услуг. Стратегии позиционирования, их применение в туризме.
- 1. Ценности.
- 49. Система маркетинговой информации туристского предприятия
- 50. Маркетинговые исследования среды, туристского рынка, продукта, конкурентов, потребителей.
- 51. Маркетинг микс. Продвижение туристского продукта на рынке.
- 52. Этапы процесса продажи туристского продукта в офисе туркомпании
- 53. Мотивация к путешествиям в Античный период и Средние века
- 54. Особенности развития туризма в ссср
- 55. Основные направления развития туризма в рф в постсоветский период (1991 по настоящее время).
- 56. Сервис и его основные функции
- 57. Природа и характер сферы услуг.
- 58. Формы и методы обслуживания потребителей
- 59. Туристские ресурсы рф, их значение для формирования рынка внутреннего туризма.
- 60. Рекреационные ресурсы и туристские центры Кавказского региона России
- 61. Рекреационные ресурсы и туристские центры Европейского Севера России
- 62. Рекреационные ресурсы Уральского района.
- 63. Туристские достопримечательности Центра России
- 64. Рекреационные ресурсы и туристские центры Сибири и Дальнего Востока
- 65. Характеристика Европейского туристского макрорегиона (страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, Израиль, Кипр, Турция).
- 67. Характеристика Азиатско-Тихоокеанский туристского макрорегиона (страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания).
- 68. Характеристика Африканского туристского макрорегиона (страны Африки, кроме Египта и Ливии).
- 69. Характеристика туристского макрорегиона Южная Азия.
- 70. Характеристика туристского макрорегиона Ближний Восток (страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия).
- Возможные факторы и угрозы воздействия на туриста.
- Современные виды и способы страхования туристов.
- Сущность безопасности. Способы обеспечения безопасности в туризме.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Паспортно-визовые. Визовые режимы стран.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Санитарно - эпидемиологические формальности.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Таможенные и валютные формальности.
- Таможенные формальности
- Интернет в туризме. Информационно-поисковые системы.
- Глобальные системы бронирования.
- 4. Алеан
- 5. Сирена
- 79. Автоматизация деятельности турфирм.
- 80 .Интернет-сайт туркомпании. Основные функции и структура
- 65. Характеристика Европейского туристского макрорегиона (страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, Израиль, Кипр, Турция).
- 67. Характеристика Азиатско-Тихоокеанский туристского макрорегиона (страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания).
- 68. Характеристика Африканского туристского макрорегиона (страны Африки, кроме Египта и Ливии).
- 69. Характеристика туристского макрорегиона Южная Азия.
- 70. Характеристика туристского макрорегиона Ближний Восток (страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия).
- Возможные факторы и угрозы воздействия на туриста.
- Современные виды и способы страхования туристов.
- Сущность безопасности. Способы обеспечения безопасности в туризме.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Паспортно-визовые. Визовые режимы стран.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Санитарно - эпидемиологические формальности.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Таможенные и валютные формальности.
- Таможенные формальности
- Интернет в туризме. Информационно-поисковые системы.
- Глобальные системы бронирования.
- 4. Алеан
- 5. Сирена
- 79. Автоматизация деятельности турфирм.
- 80 .Интернет-сайт туркомпании. Основные функции и структура
- Понятие гостеприимства, особенности продукта индустрии гостеприимства для производителя и потребителя.
- Участники рынка гостеприимства. Цели участников и отношения между ними.
- Роль и функции средств размещения в гостеприимстве
- Современные тенденции развития гостиничной индустрии.
- Критерии юнвто для средств размещения.
- 86. Мировые системы классификации гостиниц по уровню комфорта. Уровень комфорта
- 88. Виды дополнительных услуг в гостиницах.
- 89. Гостевой цикл и циклы обслуживания на предприятиях гостеприимства
- 90. Каналы продвижения и резервирования продукта гостеприимства. Овербукинг
- Условия, когда применение стратегии овербукинга недопустимо
- Организация питания в гостеприимстве. Кейтеринг
- 92. Транспорт как одна из важнейших составляющих турпродукта: основные виды транспорта, их назначение, специфические особенности, область применения.
- 93. Формирование маршрутов на основе систем Gateway и Open Jaw.
- 94. Критерии выбора транспортных средств с учетом особенностей тура, круиза.
- 95.Особенности использования водного транспорта в различных водных бассейнах: достоинства и недостатки; категории судов; возможности удовлетворения запросов туристов.
- 96. Автомобильный транспорт: особенности использования, достоинства и недостатки; виды.
- 97. Железнодорожный транспорт, особенности использования, достоинства и недостатки; виды.
- Воздушный транспорт, особенности использования, достоинства и недостатки; виды.
- Место и роль фуникулеров и подъемников в туризме и экскурсиях.
- Билет для поездки на транспорте: в физическом виде и электронном виде: информационное содержание; ответственность продавца, перевозчика, турфирмы; страхование.
- Требования к туристским автобусам и водителям; правила международных перевозок.
- Понятие, назначение, основные функции и признаки экскурсии.
- Принципы и основные категории классификации экскурсий.
- Основные этапы подготовки экскурсии.
- Экскурсионная программа познавательного тура и тематического тура: основные различия.
- Принципы разработки экскурсионного маршрута и основные факторы, требующие учета при его разработке; формирование экскурсионного ряда объектов показа.
- Методическая работа в экскурсионной компании; методы контроля работы экскурсовода.
- Экскурсионный показ и рассказ: основные методы их практического осуществления.
- История становления и развития города, представленная через объекты туристско-экскурсионного показа; место этой информации в экскурсиях.
- Состояние рынка гостиничных услуг г. Москвы. Варианты выбора размещения туристов – достоинства и недостатки. Роль гостиничного размещения в формировании турпотока.
- 113. Основные проблемы формирования рынка туристских предложений и реализации турпродуктов. Ведущие туроператоры и туристские агентства Москвы.
- 114 Инновации: выявление потребности; порядок и методы проведения; оценка результатов; роль инноваций в условиях экономического кризиса.
- 115 Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (оэз трт) в Российской Федерации.
- 116 Туристско-информационные центры (тиц) как структурный компонент туристской индустрии.
- 118 Венчурные фонды (вф) и инвестирование финансовых средств в инновационные турпродукты. Принципы взаимодействия вф, инвесторов и объектов инвестиций.
- 119, Инновационные тематические и географические направления в современном туризме.
- 121 Понятие системы. Открытые и замкнутые системы. Примеры из сферы туризма.
- 122 Принципы и этапы системного анализа.
- 123 Определение, цели и функции моделей.
- 124 Классификация моделей по способу отражения действительности.