logo
Ответы к ГОСам 2011-2012

35. Менеджмент как организация., структуры управления.

Управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления.

Субъект управления - это источник воздействия на объект управле­ния. Управление может осуществляться единолично менеджером, коллегиально группой руководителей или коллективно собрани­ем акционеров. В зависимости от этого и субъект управления бу­дет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает менеджер, индивидуум, в остальных - группа лиц, подразделе­ние, орган управления.

В качестве объекта управления выступают работник, груп­па лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут быть также все виды человеческой деятельности.

Организация - социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей.

Отсюда вытекают требования к организации:

Структуры управления:

Рyкoвoдитeли фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний (пo мapкeтингy, финaнcaм, пepcoнaлy) ocyщecтвляют влияниe нa пpoизвoдcтвeнныe пoдpaздeлeния фopмaльнo. Кaк пpaвилo, oни нe имeют пpaвa caмocтoятeльнo oтдaвaть им pacпopяжeния. Фyнкциoнaльныe cлyжбы ocyщecтвляют вcю тexничecкyю пoдгoтoвкy пpoизвoдcтвa; пoдгoтaвливaют вapиaнты peшeний вoпpocoв, cвязaнныx c pyкoвoдcтвoм пpoцeccoм пpoизвoдcтвa. В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Главная задача линейных руководителей — координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации

В туризме используется чаще всего.

(Первый вариант ответа)Любая орг-ия имеет внутрен организац-ую.струк-ру управ-я:Линейная-взаимное подчинение подраздел-ий в виде иерархическ.лестницы.Линейно-штабная-есть штаб(руковод-ли)принимают решения.Линейно-функц-ая- линейные звенья командуют, функц-ые готовят, разрабатыв. соответств. решения.Дивизиональная-построена либо по территор.признаку либо по продукту.Матричная(принцип двойного подчиен)-с одной стороны подчинение непосред-му руковод.функц-ой службы, с другой-руководителю проекта. Используется для реализации науч-тех-их проектов.(НИОКР)(Второй вариант ответа)Менеджмент (в максимально широком смысле) — руководство социально-экономическими системами.Менеджмент- руководство, управление, организация. Имеет пять функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.Организация (как деятельность): 1. Образование и совершенствование связей между частями целого; 2. Создание и совершенствование структуры и правил функционирования ее элементов.Управление: 1. Процесс (деятельность), направленный на достижение цели; 2. Перевод системы из одного состояния в заданное или удержание в заданном.Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными — получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус. руководить).В одном из наших словарей иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности». Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии. Соответствует русскому понятию приказчик.Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Под воздействием менеджмента находятся такие виды деятельности, как внедрение в производство результатов научных исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уровня качества продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами. Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности. Конечная цель - обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.Менеджмент – управляющее воздействие с целью достижения задач организации.Задачи организации – обеспечение рентабельности, прибыльности организации.Менеджмент в условиях рыночной экономики должен стремится к повышению эффективности производства (к минимизации затрат, эффективность – когда доходы превышают затраты).Кольцо управления: SHAPE \* MERGEFORMAT Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:- на подпроцессы промышленного производства;- изготавливаемые изделия;- пространственные производственные условия.Организационная структура регулирует:- разделение задач по отделениям и подразделениям;- их компетентность в решении определенных проблем;- общее взаимодействие этих элементов. Организационная структура управления — форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.Различают следующие связи в структурах:- линейные (административное подчинение);- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:- линейная;- функциональная;- линейно-функциональная;- матричная;- дивизиональная;- множественная.В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство — простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток — высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.Функциональная организационная структура — связь административного управления с осуществлением функционального управления. В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация. Практически она не используется.Линейно-функциональная структура — ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко. Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.Преимущества:- обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников;- позволяет точно определить места принятия решений и необходимые ресурсы (кадровые);- способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления.Недостатки:- структура жестка и с трудом реагирует на изменения;- образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет горизонтальное согласование.Матричная структура (ориентирована на продукт) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один — линейный, другой — руководитель программы или направления). Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.Дивизиональная (филиальная) - дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически. Дивизиональные структуры управления ориентируются на изделия, рынки сбыта, регионы.При этом обеспечивается:- относительно большая самостоятельность руководителей дивизионов;- организация директивных связей по линейному принципу;- относительно мощное использование инструмента координации с технической поддержкой;- быстрая реакция на изменения рынка;- освобождение высших руководителей фирмы от оперативных и рутинных решений;- снижение конфликтных ситуацийМножественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах — линейно-функциональная или матричная.