31. Международное регулирование туристской деятельности.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Можно выделить две основные группы международных правовых актов в сфере туризма: акты, затрагивающие интересы стран СНГ; акты, затрагивающие интересы иных иностранных государств.
роль и место Всемирной туристской организации (ВТО) в международном правовом регулировании туризма.
ВТО является специализированной организацией в системе ООН, созданной в 1975 г., и играет решающую роль в пропаганде и раз- витии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Выполняя эту миссию, ВТО уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма.
Всемирная туристская организация имеет следующую структуру:
• Генеральная ассамблея — высший орган;
• Исполнительный совет — руководящий орган;
• региональные комиссии;
• комитеты;
• секретариат
Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования.
За время деятельности международных организаций был принят ряд важнейших документов по вопросам туризма; основные из них:
• Манильская декларация по мировому туризму;
• Гаагская декларация по туризму;
• Глобальный этический кодекс туризма;
• Хартия туризма и ее раздел «Кодекс туризма»;
• Осакская декларация по туризму;
• Осакская декларация тысячелетия.
♦ Манильская декларация по мировому туризму была принята всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) в 1980 г. Декларация определила место туризма в современном обществе. В частности, туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и международных отношений. В данном акте подчеркивается неразрывная связь между туризмом и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. Учитывая широкое распространение этих прав как прямого
следствия права на труд, правительства и общество должны переосмыслить понятие туризма и предоставлять гражданам реальные возможности доступа к туризму.
В декларации рассматривается экономическая составляющая туризма. Он признается одной из основных отраслей мировой экономической деятельности. Развитие внутреннего туризма положительно сказывается на внутренней экономике страны, поскольку балансирует ее, что должно способствовать деятельности государств по поощрению соответствующих капиталовложений. Однако участники конференции отметили, что туризм нельзя оценивать только с экономической точки зрения. Важное значение в сфере туризма имеют чувство принадлежности к какой-либо культуре и народу, солидарность с соотечественниками, возможность гражданина реализовать свое право на отпуск, ознакомиться с тем, что его окружает, укрепить национальное сознание.
Декларация устанавливает приоритет духовных ценностей в туристической сфере, к которым относятся:
1) полное и гармоничное развитие человеческой личности;
2) постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;
3) равные права народов в определении своей судьбы;
4) освобождение человека (как право на уважение его достоинства и ндивидуальности);
5) признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.
Особое внимание уделяется социальному туризму, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и инвалидов.
В указанной декларации отмечено, что туризм имеет влияние на сферу занятости в государствах, поскольку способствует созданию новых рабочих мест.
В документе также отмечается международное значение туризма как фактора, содействующему взаимопониманию между народами.
♦ Гаагская декларация по туризму принята Межпарламентской конференцией по туризму, проведенной в Гааге (Нидерланды) в 1989 г. Содержание декларации сводится к закреплению 10 основных принципов, которые необходимо соблюдать всем участникам отношений в сфере туризма. В каждом принципе закрепляются основополагающий тезис и рекомендации по его реализации:
Первый принцип содержит определение туризма, под которым понимаются не только все свободные перемещения людей, но и сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Здесь же определяется значение туризма для жизни человека и общества.
Второй принцип посвящен социально-экономической составляющей туризма: «Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту всех стран». Подчеркивается, что условием этого является приемлемый уровень самообеспечения туристской сферы, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма.
Третий принцип закрепляет необходимость охраны окружающей природной среды и иных туристских ресурсов.
Четвертый принцип содержит определение иностранного туриста.
Пятый принцип говорит о возможности разумного ограничения прав человека на отдых и свободное время только в случаях, предусмотренных законом.
Шестой принцип посвящен вопросам упрощения туристских формальностей.
Седьмой и восьмой принципы затрагивают взаимосвязанные проблемы безопасности в туризме и угрозы терроризма.
Девятый принцип определяет, что качество туристских услуг зависит от уровня образования не только специалистов в сфере туризма, но и общества в целом.
Десятый принцип закрепляет основные составляющие взаимодействия между туризмом и публичными властями, которые выражаются в особом внимании, необходимом сфере туризма со стороны государства, наделении туристских администраций расширенными полномочиями, а также в проведении адекватной национальной политики и международного сотрудничества.
Глобальный этический кодекс туризма принят в Сантьяго (Чили) в 1999 г. на 13 сессии Генеральной ассамблеи ВТО. В кодексе освещаются следующие вопросы в сфере туризма:
вклад туризма во взаимопонимание и взаимоуважение людей и сообществ; обязанности профессионалов туристического бизнеса; право на туризм; свобода туристских перемещений; права работников и предпринимателей в туриндустрии.
Туризм рассматривается как двигатель индивидуальной и коллективной самореализации; фактор устойчивого развития; пользователь и творец культурного наследия; полезная активность для принимающих стран и сообществ.
♦ Хартия туризма одобрена в 1985 г. на 6 сессии Генеральной ассамблеи ВТО. Фактически документ содержит рекомендации по деятельности нескольких субъектов туристической сферы: государства, представителей местного населения туристских районов, работников в сфере туризма и самих туристов. Рекомендации для последних содержатся в специальном разделе (Кодекс туриста). Поскольку право на отдых признается во всем мире, государствам следует разрабатывать и проводить политику внутреннего и международного туризма, включающую в себя:
• развитие туризма на различных уровнях — местном, региональном, национальном и международном;
• обеспечение доступности туризма;
• защиту туристской среды;
• содействие росту туристского сознания и контактам местного населения с посетителями;
• обеспечение свободы передвижения, отсутствия какой-либо дискриминации и безопасности туристов;
• создание условий для беспрепятственного доступа туристов к службам здравоохранения, административным и юридическим службам;
• принятие мер по противодействию использования туризма для эксплуатации других в целях проституции и распространения наркотиков.
При этом местное население само должно иметь возможность доступа к туристским ресурсам. Оно также вправе ожидать понимания и уважения к своим обычаям, религиям и прочим сторонам своей культуры, что должно обеспечиваться распространением соответствующей информации среди туристов. Местное население также должно принимать туристов «с лучшим гостеприимством».
Работники в сфере туризма, от которых зависит качество туристского продукта, также вправе рассчитывать на содействие со стороны государства, выражающееся в создании благоприятных условий их деятельности, обеспечении возможности профессиональной подготовки, сотрудничества между собой и с публичными властями. Кодекс туриста закрепляет основные права и обязанности туристов. Туристы должны способствовать взаимопониманию между
народами; проявлять уважение к укладу жизни и законодательству стран пребывания; с пониманием относиться к обычаям, верованиям и поступкам местного населения; воздерживаться от подчеркивания различий, существующих между ними и местным населением; быть
восприимчивыми к культуре местного населения; препятствовать эксплуатации кого-либо в целях проституции и распространению наркотиков. Туристы имеют право на: смягчение административного и финансового контроля; возможно лучшие условия на транспорте; свободный доступ к районам туристского интереса; надлежащую информацию об условиях путешествия; личную безопасность и безопасность своего имущества; возможность пользоваться средства-
ми общественной гигиены и предоставления информации по предупреждению распространения инфекционных заболеваний; доступ к средствам связи и административным и юридическим процедурам; возможность исповедания своей религии; обращение в законодательные органы и общественные организации для наилучшего осуществления права на отдых.
♦ Осакская декларация по туризму принята в 1994 г. Всемирной конференцией министров по туризму в Осаке (Япония). Декларация посвящена росту и значению международного туризма, развитию индустрии туризма, воздействию международного туризма на общество и окружающую среду, соотношению международного туризма и мира на земле, а также роли правительств и международных организаций в сфере туризма.
♦ Осакская декларация тысячелетия принята в 2001 г. на Конференции лидеров туризма тысячелетия, которая прошла в Осаке (Япония). В данном документе констатируются достижения сферы туризма к началу XXI в., а также поднимаются проблемы развития рынка международного туризма, сохранения культурного наследия на основе туризма, внедрения в туристическую сферу современных информационных технологий.
Существует ряд документов, посвященных отдельным аспектам туризма, например:
• Заявление ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма (Мадрид (Испания) и Сент Винсент, Балле-д’Аоста (Италия), 1995 г.);
• Документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд (Швеция),1995 г.);
• Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль (Канада),1996 г.), посвященная вопросам социального туризма;
• Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид (Испания), 2000 г.).
Международные договоры в области туризма можно классифицировать на: многосторонние международные договоры в сфере туризма и путешествий (например, Шенгенские соглашения Европейского союза «О едином визовом и туристском пространстве»); двусторонние договоры в туризме1.
Наиболее эффективным и перспективным признается многостороннее сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристской деятельности; двустороннее же — не обладает такой характеристикой. «При этом в силу регионального/субрегионального характера процессов интеграции, культурной общности, расположения туристских ресурсов наиболее адекватное регулирование присуще этому уровню межгосударственного взаимодействия»2.
Тем не менее практика двустороннего регулирования отношений в области туризма активно развивается. Следуя рекомендациям и развивая положения международных актов, Российская Федерация (СССР) заключила более 50 соглашений с иностранными государствами в сфере туризма. Эти соглашения можно разделить на договоры о сотрудничестве в социальной сфере, в том числе туристской, и договоры, посвященные исключительно вопросам туризма.
Необходимо подчеркнуть, что и в случае, когда договор о сотрудничестве между Российской Федерацией и иностранным государством направлен на регулирование только туристских отношений, он имеет достаточно общий характер, устанавливая лишь определенные
рамки для дальнейшего взаимодействия.
В качестве примера проанализируем Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в сфере туризма1. В соответствии с данным соглашением стороны:
• стремятся к упрощению формальностей, связанных с туристским обменом между Российской Федерацией и Республикой Болгарией;
• содействуют как организованному групповому, так и индивидуальному туризму, а также обмену специализированными туристскими группами, в том числе с целью посещения симпозиумов и конгрессов по вопросам туризма;
• поддерживают обмен между государственными органами управления туризмом статистической и другой информацией в области туризма, включая информацию о законодательных и иных нормативных актах государств, регулирующих туристскую деятельность, а также об опыте управления гостиницами и иными средствами размещения туристов;
• содействуют участию российских и болгарских туристских организаций в международных туристских выставках, проводимых при поддержке своих государственных органов управления туризмом, и т.д.
В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ. Основными актами о сотрудничестве государств — участников СНГ в области туризма являются:
• Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. «О сотрудничестве в области туризма»;
• Рекомендательный законодательный акт Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ от 29 октября 1994 г. «Об основных принципах сотрудничества государств — участников СНГ в области туризма»;
• Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. «Развитие туристских связей между государствами — участниками СНГ»(концепция).
- Туризм как многогранное явление
- Туристская индустрия: понятие, содержание
- Понятие и виды туроператорской деятельности
- Основные различия между туроператором и турагентом
- Турпродукт, тур, турпакет, туруслуга: соотношение понятий.
- 2 Вариант
- Этапы формирования тура
- Характеристика и функции туристской документации: договор, путевка, ваучер, страховой полис, памятка, билет.
- Современное состояние рынка выездного туризма в рф: статистика, тенденции, проблемы и пути решения, основные игроки
- Современное состояние рынка внутреннего туризма в рф: статистика, тенденции, проблемы и пути решения, основные игроки.
- Классификация видов туризма. Критерии классификации
- Развитие индустрии морских круизов в XXI веке
- Тенденции и перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма
- 2 Вариант
- 17. Развитие сельского туризма в рф
- 18. Развитие религиозного туризма в рф
- 19. Понятие и опыт развития социального туризма в рф
- 20. Перспективы развития новых для российского рынка видов туризма (событийный, инсентив, свадебный, гастрономический, отдых по обмену, туры за недвижимостью и т.П.).
- 21. Алгоритм создания туристского предприятия.
- 22. Методика бизнес-планирования.
- 23. Основные понятия экономики туристской компании.
- 24. Предпринимательский риск. Управление предпринимательским риском.
- Предпринимательский риск.
- 1/ Сущность предпринимательского риска и его виды.
- 2/ Факторы влияющие на уровень предпринимательского риска.
- 3/Управление предпринимательскими рисками.
- 25. Финансы туристского предприятия. Финансовая отчетность, анализ платежеспособности туристской компании.
- II. Финансовые результаты деятельности туристского предприятия.
- III. Финансовая отчетность турпредприятия и ее значение.
- IV. Анализ платежности и финансовой отчетности турпредприятия.
- 26. Договорные отношения в туризме.
- Общая характеристика договора
- 27. Правила реализации турпродукта
- 28. Нормативо-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность: обзор, краткая характеристика.
- 29. Действующие правила классификации объектов туристской индустрии на территории рф
- 30. Государственное регулирование туристской деятельности.
- 31. Международное регулирование туристской деятельности.
- 32. Роль, значение и функции стандартизации и сертификации в сфере туризма и гостеприимства. Нормативно-правовые основы стандартизации и сертификации в рф на современном этапе.
- 7 Стандартов (в сфере туризма):
- 33. Стандартизация и сертификация как инструмент обеспечения безопасности и качества в сфере ту-ризма и гостеприимства.
- 7 Стандартов (в сфере туризма):
- 34. Сущность и виды менеджмента.
- 35. Менеджмент как организация., структуры управления.
- 36. Функции менеджмента на предприятии сферы туризма.
- 37. Система управления персоналом организации.
- 38. Решения в системе управления, их виды. Процесс принятия решения.
- 39. Функции стратегического планирования.
- 40. Метод swot-анализа в стратегическом планировании.
- 41. Эталонные(Базовые) стратегии развития.
- 42. Понятия, сущность и задачи маркетинга в скс и т.
- 43. Средства распространения туристской рекламы.
- Итак, туристская реклама может иметь множество форм и видов.
- 44. Виды рекламной кампании. Этапы планирования рекламной кампании.
- 1.Предварительное исследование.
- 2.Разработка стратегии
- 3.Медиапланирование и оптимизация
- 4.Разработка рекламных материалов
- 5.Реализация разработанной программы
- 6.Анализ эффективности рекламной кампании
- 45. Туристические выставки, как инструмент продвижения компании. Классификация, этапы подготовки и участия в выставке. Выставочные мероприятия.
- 46. Фирменный стиль. Элементы и носители фирменного стиля. Торговая марка (знак).
- 47. Сегментация, принципы и критерии сегментации. Определение целевого рынка.
- 48. Позиционирование услуг. Стратегии позиционирования, их применение в туризме.
- 1. Ценности.
- 49. Система маркетинговой информации туристского предприятия
- 50. Маркетинговые исследования среды, туристского рынка, продукта, конкурентов, потребителей.
- 51. Маркетинг микс. Продвижение туристского продукта на рынке.
- 52. Этапы процесса продажи туристского продукта в офисе туркомпании
- 53. Мотивация к путешествиям в Античный период и Средние века
- 54. Особенности развития туризма в ссср
- 55. Основные направления развития туризма в рф в постсоветский период (1991 по настоящее время).
- 56. Сервис и его основные функции
- 57. Природа и характер сферы услуг.
- 58. Формы и методы обслуживания потребителей
- 59. Туристские ресурсы рф, их значение для формирования рынка внутреннего туризма.
- 60. Рекреационные ресурсы и туристские центры Кавказского региона России
- 61. Рекреационные ресурсы и туристские центры Европейского Севера России
- 62. Рекреационные ресурсы Уральского района.
- 63. Туристские достопримечательности Центра России
- 64. Рекреационные ресурсы и туристские центры Сибири и Дальнего Востока
- 65. Характеристика Европейского туристского макрорегиона (страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, Израиль, Кипр, Турция).
- 67. Характеристика Азиатско-Тихоокеанский туристского макрорегиона (страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания).
- 68. Характеристика Африканского туристского макрорегиона (страны Африки, кроме Египта и Ливии).
- 69. Характеристика туристского макрорегиона Южная Азия.
- 70. Характеристика туристского макрорегиона Ближний Восток (страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия).
- Возможные факторы и угрозы воздействия на туриста.
- Современные виды и способы страхования туристов.
- Сущность безопасности. Способы обеспечения безопасности в туризме.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Паспортно-визовые. Визовые режимы стран.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Санитарно - эпидемиологические формальности.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Таможенные и валютные формальности.
- Таможенные формальности
- Интернет в туризме. Информационно-поисковые системы.
- Глобальные системы бронирования.
- 4. Алеан
- 5. Сирена
- 79. Автоматизация деятельности турфирм.
- 80 .Интернет-сайт туркомпании. Основные функции и структура
- 65. Характеристика Европейского туристского макрорегиона (страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, Израиль, Кипр, Турция).
- 67. Характеристика Азиатско-Тихоокеанский туристского макрорегиона (страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания).
- 68. Характеристика Африканского туристского макрорегиона (страны Африки, кроме Египта и Ливии).
- 69. Характеристика туристского макрорегиона Южная Азия.
- 70. Характеристика туристского макрорегиона Ближний Восток (страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия).
- Возможные факторы и угрозы воздействия на туриста.
- Современные виды и способы страхования туристов.
- Сущность безопасности. Способы обеспечения безопасности в туризме.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Паспортно-визовые. Визовые режимы стран.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Санитарно - эпидемиологические формальности.
- Сущность и содержание туристских формальностей. Таможенные и валютные формальности.
- Таможенные формальности
- Интернет в туризме. Информационно-поисковые системы.
- Глобальные системы бронирования.
- 4. Алеан
- 5. Сирена
- 79. Автоматизация деятельности турфирм.
- 80 .Интернет-сайт туркомпании. Основные функции и структура
- Понятие гостеприимства, особенности продукта индустрии гостеприимства для производителя и потребителя.
- Участники рынка гостеприимства. Цели участников и отношения между ними.
- Роль и функции средств размещения в гостеприимстве
- Современные тенденции развития гостиничной индустрии.
- Критерии юнвто для средств размещения.
- 86. Мировые системы классификации гостиниц по уровню комфорта. Уровень комфорта
- 88. Виды дополнительных услуг в гостиницах.
- 89. Гостевой цикл и циклы обслуживания на предприятиях гостеприимства
- 90. Каналы продвижения и резервирования продукта гостеприимства. Овербукинг
- Условия, когда применение стратегии овербукинга недопустимо
- Организация питания в гостеприимстве. Кейтеринг
- 92. Транспорт как одна из важнейших составляющих турпродукта: основные виды транспорта, их назначение, специфические особенности, область применения.
- 93. Формирование маршрутов на основе систем Gateway и Open Jaw.
- 94. Критерии выбора транспортных средств с учетом особенностей тура, круиза.
- 95.Особенности использования водного транспорта в различных водных бассейнах: достоинства и недостатки; категории судов; возможности удовлетворения запросов туристов.
- 96. Автомобильный транспорт: особенности использования, достоинства и недостатки; виды.
- 97. Железнодорожный транспорт, особенности использования, достоинства и недостатки; виды.
- Воздушный транспорт, особенности использования, достоинства и недостатки; виды.
- Место и роль фуникулеров и подъемников в туризме и экскурсиях.
- Билет для поездки на транспорте: в физическом виде и электронном виде: информационное содержание; ответственность продавца, перевозчика, турфирмы; страхование.
- Требования к туристским автобусам и водителям; правила международных перевозок.
- Понятие, назначение, основные функции и признаки экскурсии.
- Принципы и основные категории классификации экскурсий.
- Основные этапы подготовки экскурсии.
- Экскурсионная программа познавательного тура и тематического тура: основные различия.
- Принципы разработки экскурсионного маршрута и основные факторы, требующие учета при его разработке; формирование экскурсионного ряда объектов показа.
- Методическая работа в экскурсионной компании; методы контроля работы экскурсовода.
- Экскурсионный показ и рассказ: основные методы их практического осуществления.
- История становления и развития города, представленная через объекты туристско-экскурсионного показа; место этой информации в экскурсиях.
- Состояние рынка гостиничных услуг г. Москвы. Варианты выбора размещения туристов – достоинства и недостатки. Роль гостиничного размещения в формировании турпотока.
- 113. Основные проблемы формирования рынка туристских предложений и реализации турпродуктов. Ведущие туроператоры и туристские агентства Москвы.
- 114 Инновации: выявление потребности; порядок и методы проведения; оценка результатов; роль инноваций в условиях экономического кризиса.
- 115 Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (оэз трт) в Российской Федерации.
- 116 Туристско-информационные центры (тиц) как структурный компонент туристской индустрии.
- 118 Венчурные фонды (вф) и инвестирование финансовых средств в инновационные турпродукты. Принципы взаимодействия вф, инвесторов и объектов инвестиций.
- 119, Инновационные тематические и географические направления в современном туризме.
- 121 Понятие системы. Открытые и замкнутые системы. Примеры из сферы туризма.
- 122 Принципы и этапы системного анализа.
- 123 Определение, цели и функции моделей.
- 124 Классификация моделей по способу отражения действительности.