Основные понятия специальной педагогики
Понятие о дефекте. Понятия компенсации, адаптации, реабилитации. Теория А. Адлера. Коррекция отклонений в психическом развитии в учебно-педагогическом процессе. Причины отклонений в психофизическом развитии.
Виды специальных коррекционных учреждений
Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений:
для слабослышащих и глухих детей;
для слабовидящих и слепых детей;
для детей с тяжелой речевой патологией;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
для детей с задержкой психического развития;
для детей с умственной отсталостью.
Учреждения, подведомственные Министерству специального и общего образования, Министерству здравоохранения, Министерству труда и социального развития.
Отбор детей в специальные учреждения на основе психолого-медико-педагогической комиссии
Организация и содержательная деятельность специалистов городской психолого-медико-педагогической комиссии (ГПМПК). Структура ПМПК. Функциональные обязанности специалистов ПМПК. Рекомендации по обследованию ребенка:
клиническое обследование;
психологическое обследование;
педагогическое обследование;
логопедическое обследование;
сурдопедагогическое обследование;
тифлопедагогическое обследование;
социально-педагогическое обследование. Документы ПМПК.
Интегрированное обучение
Современное состояние проблемы интегрированного обучения в России. Диагностический класс и его роль в решении проблемы интеграции. Основные направления и задачи диагностического класса. Организация обучения детей в диагностическом классе. Определение индивидуального маршрута по результатам обучения в диагностическом классе. Классы особой педагогической заботы и условия обучения в них. Специальная помощь ППМС-центра.
Специальное образование в разных странах мира
Специальное образование в Великобритании, в Германии, в Бельгии. Сходства и различия подходов в специальном образовании в России и Фландрии. Особенности специального образования в Японии, Китае и США.
Альтернативные системы обучения детей с проблемами в развитии
Вальдорфская школа, ее особенности. Школа Монтессори. Кэмпхилльские общины в разных странах мира. Особенности Кэмпхилльского движения в Великобритании.
Тифлопедагогика
Предмет и задачи тифлопедагогики. Из истории тифлопедагогики. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением. Обучение детей с недостатками зрения в школе. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих.
Сурдопедагогика
Предмет и задачи сурдопедагогики. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха. Краткий экскурс в историю сурдопедагогики. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха. Специальные технические средства для неслышащих. Применение системы дактильной и жестовой речи в учебном процессе.
Особенности обучения и воспитания детей с трудностями в обучении (ЗПР)
Специальное образование детей с трудностями в обучении (ЗПР). Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Современные подходы к организации обучения детей с проблемами в обучении. Классификации ЗПР. Дети с ЗПР в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школе. Специфика коррекционной работы с данной категорией детей.
Обучение и воспитание умственно отсталых детей
Предмет и задачи олигофренопедагогики. Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной школы VIII типа. Основные принципы и методы обучения детей с умственной отсталостью. Основные методические требования к уроку в коррекционной школе.
Дети с детским церебральным параличом
Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика ДЦП. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Коррекционная работа при ДЦП. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.
Особенности обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом
Понятие о синдроме раннего детскою аутизма (РДА). Причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика РДА. Возможности развития, образования и социализации. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.
Роль семьи в воспитании, реабилитации, коррекции развития ребенка
с ограниченными возможностями
Проблемы внутрисемейных отношений в семье инвалида. Формирование адекватных установок у родителей детей-инвалидов. Раннее сопровождение развития детей с проблемами в семье.
Рекомендуемая литература
Примерные вопросы
дляГосударственного междисциплинарного экзамена
Блок 1. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Раздел 1. Теория и методика физической культуры и спорта
Характеристика понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое образование», «физическое развитие», «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «физическая готовность», «спорт», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое совершенство».
Система физического воспитания. Мировоззренческие основы. Теоретико-методические основы. Программно-нормативные основы. Организационные основы.
Цель и задачи физического воспитания.
Общие социально-педагогические принципы. Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности). Принцип оздоровительной направленности.
Понятие «сила» как физическое качество человека. Характеристика силовых способностей и её классификация. Средства и методы воспитания силы. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силы.
Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, нравственным, эстетическим).
Методы физического воспитания: их классификация и общая характеристика. Нагрузка и отдых как основные компоненты методов физического воспитания.
Средства физического воспитания и их классификация. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Понятие о содержании и форме физических упражнений.
Общеметодические принципы физического воспитания и их характеристика.
Понятие о двигательных умениях и навыках. Структура обучения двигательному действию и характеристика его этапов. Методика обучения двигательному действию в избранной физкультурно-спортивной деятельности.
Понятие выносливости. Средства и методы воспитания выносливости. Методики воспитания общей выносливости. Особенности воспитания специфических типов выносливости. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости.
Понятие «скоростные способности» человека. Биологические и психические факторы их определяющие. Средства и методы воспитания скоростных способностей. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей.
Понятие о двигательно-координационных способностях. Факторы, определяющие проявление двигательно-координационных способностей. Характеристика их частных разновидностей (способности поддерживать равновесие, точно выполнять движения, регулировать тоническую напряженность). Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей.
Понятие «гибкость» как физическое качество человека Задачи, средства и методы воспитания гибкости.Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости.
Формы занятий физическими упражнениями и их классификация. Урок как основная форма занятий, его структура. Общая и моторная плотность урока, и методика их определения.
Физическая культура в общеобразовательной школе. Взаимосвязь урочных, внеклассных и внешкольных форм занятий по физической культуре. Занятия физической культурой как средство воспитания личностных качеств учащихся.
Физическое воспитание студенческой молодёжи. Содержание программы физического воспитания студентов. Распределение студентов для занятий по физическому воспитанию на учебные отделения. Формы организации физического воспитания студентов.
Понятие о профессионально-прикладной физической подготовке. Средства, особенности методики и формы построения занятий в профессионально-прикладной физической подготовке.
Планирование в физическом воспитании. Требования к планированию в физическом воспитании. Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании (учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий).
Педагогический контроль и учет в физическом воспитании. Характеристика видов педагогического контроля (предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый). Характеристика видов учета в физическом воспитании (предварительный, текущий, итоговый).
Основные направления развития спортивного движения в современном мире. Массовый спорт и спорт высших достижений, их разновидности, различия и особенности.
Спортивная тренировка, её цель и задачи. Средства, методы и принципы спортивной тренировки.
Планирование и педагогический контроль в подготовке спортсменов. Перспективное и текущее планирование. Этапный и оперативно-текущий контроль.
Спорт и политика в современном обществе. Спорт, как фактор развития межгосударственных, межкультурных отношений.
- Федеральное агентство по образованию
- Тольяттинский государственный университет Факультет физической культуры и спорта
- Раздел 1. Теория и методика физической культуры и спорта 7
- Блок 1.
- Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Раздел 1. Теория и методика физической культуры и спорта
- Исходные понятия, предмет и проблематика курса
- Методологические предпосылки и методы исследования
- Физическая культура как вид культуры
- Цель, задачи и общие принципы функционирования системы физической культуры в обществе
- Средства и методы, используемые для формирования физической культуры человека
- Общепедагогические и специфические принципы занятий физическими упражнениями
- Обучение двигательным действиям
- Развитие физических способностей
- Пути направленного воздействия в процессе занятий физическими упражнениями на осанку и некоторые компоненты и пропорции телосложения
- Воспитание личностных качеств занимающихся в процессе физкультурных занятий
- Формы построения занятий физическими упражнениями
- Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
- Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- Физическая культура в средних профессиональных образовательных учреждениях
- Физическая культура студенческой молодежи
- Физическая культура людей молодого и зрелого возраста
- Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста
- Сущность спорта, его роль, формы и условия функционирования в обществе
- Спортивные результаты
- Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсменов
- Цель, задачи, средства, методы и основные принципы спортивной подготовки
- Основные разделы и стороны подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Структура и методика построения подготовки спортсменов
- Ориентация и отбор спортсменов в системе многолетней подготовки
- Планирование, контроль и учет в подготовке спортсменов
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Теория и организация адаптивной физической культуры Введение в специальность адаптивная физическая культура
- Основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область, социальной практики
- Основные виды адаптивной физической культуры
- Характеристика объекта педагогических воздействий в адаптивной физической культуре
- Становление и развитие адаптивной физической культуры (адаптивной физической активности, спорта инвалидов, рекреативного направления адаптивной двигательной активности) за рубежом
- Становление и развитие адаптивной физической культуры в нашей стране
- Спортсмены России в мировом спортивном движении инвалидов
- Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом
- Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Организация адаптивного спорта
- Организация адаптивной двигательной рекреации
- Организация физической реабилитации
- Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры
- Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры.
- Функции адаптивной физической культуры
- Принципы адаптивной физической культуры
- Задачи и средства адаптивной физической культуры
- Методы адаптивной физической культуры
- Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
- Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогический) контроль за состоянием занимающихся
- Рекомендуемая литература
- Блок 2. Медико-биологические дисциплины
- Раздел 1. Анатомия и физиология человека Общая анатомия и физиология нервной системы
- Рефлекторная деятельность нервной системы.
- Частная физиология центральной и периферической нервной системы
- Сенсорные системы организма (анализаторы)
- Высшая нервная деятельность (внд)
- Физиология опорно-двигательного аппарата
- Обмен веществ и энергии
- Пищеварение
- Терморегуляция
- Система крови
- Сердечно-сосудистая система
- Системы дыхания
- Выделение
- Внутренняя секреция
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Биохимия физического воспитания и спорта Физиологические закономерности формирования двигательных навыков.
- Физиологическая классификация физических упражнений
- Физиологическая и биохимическая характеристика предстартовых состояний, разминки, врабатывания и устойчивого состояния
- Физиологическая и биохимическая характеристика утомления и восстановления организма после мышечной работы
- Физиологическая и биохимическая характеристика спортивной тренировки
- Возрастные особенности организма детей, подростков и физиологические основы организации занятий физической культурой и спортом
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Врачебный контроль. Лфк и массаж
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Физическая реабилитация
- Общие основы лечебной физической культуры и массажа.
- Травматология и ортопедия
- Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварительной системы
- Общие методические принципы использования физических упражнений при заболеваниях органов дыхания
- Механизмы лечебного действия физических упражнений при расстройствах обмена веществ.
- Рекомендуемая литература
- Блок 3.
- Раздел 2. Психология болезни и инвалидности
- Механизмы психологической защиты.
- Проблемы суицидального поведения.
- Формирование первичных навыков работы с проблемной личностью.
- Рекомендуемая литература
- Раздел 3. Возрастная психопатология и психоконсультирование Общая психопатология
- Методы исследования в психиатрии
- Симптомы и синдромы психических расстройств
- Классификация психических заболеваний
- Организация психиатрической помощи в россии
- Частная психиатрия Шизофрения и маниакально - депрессивный психоз
- Реактивные психозы.
- Психопрофилактика
- Рекомендуемая литература
- Раздел 4. Специальная педагогика Предмет и задачи специальной педагогики
- История становления специальной педагогики
- Основные понятия специальной педагогики
- Раздел 2. Теория и организация адаптивной физической культуры