logo search
Ответы к ГОСам 2011-2012

Современное состояние рынка внутреннего туризма в рф: статистика, тенденции, проблемы и пути решения, основные игроки.

Рост в России внутреннего турпотока по итогам 2011 года оказался не таким, как планировали правительство и туроператоры в самом начале сезона, сообщила Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР).

Так, отдых в Подмосковье по спросу оказался в этом году идентичным прошлогоднему, и его рост составил +5%, Золотое Кольцо прибавило по количеству туристов +10%, Сочи +17%, Анапа и Геленджик – по +15%, Санкт-Петербург +20%, Алтайский Край и Белокуриха +25%, Крым +15%, Белоруссия +15%, а вот Карелия продемонстрировала отрицательные показатели на уровне -3%. Как пояснила собеседник, причина меньшего роста турпотока по сравнению с первоначальными планами в том, что во многих регионах ведутся строительные работы по реконструкции курортов. «Это, так или иначе, негативно сказывается на спросе», - заключила эксперт.

Для общего развития

В июле 2011 года была принята ФЦП развития внутреннего туризма на 2011-2018 годы. Согласно программе, на развитие туризма будет выделено 332 млрд. рублей, из которых 28,9% (или почти 100 млрд.) должны составить частные инвестиции. «Объем финансирования очень высок, и это испытание для отрасли – показать свою способность правильно расходовать эти средства, чтобы был эффект от их вложения. Уже первые шаги по реализации ФЦП показывают, что регионы должны быть готовы показать собственные проекты с участием частного капитала, чтобы государство участвовало в финансировании обеспечивающей инфраструктуры для этих проектов, беря на себя самую затратную часть. Сегодня невозможно только на государственные средства создать современные рекреационные комплексы. Это будет неэффективный подход, и он не стимулирует участие бизнеса в подобных проектах. Первый год реализации ФЦП покажет возможности регионов и бизнеса переварить предложение, которое делается со стороны государства по финансовому обеспечению инфраструктуры», – подчеркнул заместитель руководителя Ростуризма Дмитрий Михеев.

  1. Требования к содержанию турпакета. Роль документа «Памятка туриста» в составе турпакета и ответственность турфирмы за его полноту, и адекватность конкретному турпродукту; порядок ознакомления покупателя тура с этим документом.

Туристский пакет

Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием «туристский пакет» - основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер (рис. 6.1).

  Рис. 6.1. Структура туристского пакета

Туристский центр - место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные. Этот элемент относится к обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие. Его нужно обязательно выбрать. Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных ресурсов. Когда один человек приходит в туристское бюро и говорит, что он хотел бы поехать во Францию, другой - в Крым, а третий - в Пушкинские горы, то независимо от масштаба территории каждый турист выбирает свой объект. Для одного - это страна, для другого - регион, а для третьего - конкретное место. Независимо от индивидуального масштаба потребителя туроператор обязан свести его к единичному варианту - туристскому центру. Это связано с тем, что он обязан доставить туриста в конкретное место отдыха, потому что именно гуда будет заказан транспорт, именно там будет заказана гостиница. Поэтому если клиент говорит, что он хотел бы посетить Францию, то необходимо уточнить, какой именно район Франции его интересует, а затем помочь ему выбрать конкретный туристский центр. При этом будем помнить, что даже в одном городе, например в Москве, есть несколько туристских центров, поскольку проживание в самом центре города, или в районе Измайловского парка, или на Юго-Западе - это разный комплекс рекреационных возможностей, которые нельзя перенести в любое другое место.  Транспорт - средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра. Наиболее широко используется в качестве средства передвижения, без сомнения, самолет. На короткие расстояния  поезд, туристский автобус, автомобиль. Большую часть затрат, обусловливающую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. В отношении скоростных видов транспорта необходимо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению с другими видами, они также используются на короткие расстояния, так как позволяют экономить время туристов для рекреационных целей.  Услуги размещения - это конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях различаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кемпинги и т. д. Услуги питания не включаются отдельным элементом в туристский пакет, поскольку в туризме они составляют часть услуг размещения. Принятые в туризме комбинации размещения и питания: 

- ВВ - размещение + завтрак; - НВ - полупансион: размещение + завтрак + ужин; - FP - полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин. Обычно турист имеет возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций, при этом, заказывая ВВ как вариант обслуживания, турист выбирает его отнюдь не из-за соображений экономии. Действительно, туроператор получает значительные скидки при пакетировании услуг размещения и питания, поскольку гарантирует загрузку отелей и ресторанов. При этом «пакетные цены» могут быть в три-четыре раза ниже розничных. Что же приобретает турист, выкупая комбинацию ВВ или НВ? Прежде всего свободу выбора, поскольку в этом случае он может сам моделировать программу пребывания в туристском центре, по собственному усмотрению выбирая ресторан, или может отправиться на экскурсию, в которой обычно предусмотрен обед.  Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. Трансферы осуществляются с использованием автобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или затребованы туристом. Строго говоря, трансфер - это любая перевозка туриста в границах туристского центра. Поэтому сюда относят также поездки из отеля в театр и обратно, в музей и т. п. Но эти трансферы обычно не включаются в туристский пакет, поскольку клиенты их не всегда воспринимают как обязательную услугу. Этот пакет обязательности туристских услуг и отличает туристский пакет от туристского продукта. Действительно, приобретая пакет, включающий четыре обязательных базовых элемента, вы не только имеете значительные скидки от туроператора, поскольку приобрели серийный туристский продукт туристской компании, но всегда можете попросить туроператора расширить его за счет включения других услуг или сможете это сделать самостоятельно  непосредственно в туристском центре. После заключения Шенгенской конвенции (1995 г.) вопросы унификации требований к туристскому продукту стали особенно актуальны. Дело в том, что тур, приобретенный в одном месте, потребляется в другом, и только полное согласование позиций туроператора, туристского агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Согласно Международной конвенции по туристским контрактам (Брюссель, 1970 г.) такое согласование осуществляется на контрактной основе в форме ваучера, который подписывают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист. В специальной директиве Европейского союза (ЕС) по пэкидж-турам от 15 июня 1990 г. приводятся обязательные требования к содержанию ваучера. Он должен иметь полную информацию о туре:  - страна, город (туристский центр), куда направляется турист; - средства транспорта, используемые для перевозки туриста; - условия размещения туристов, включая расположение гостиницы, ее категорию, уровень комфорта, перечень обязательных услуг, включенных в стоимость тура; - условия питания; - даты начала и завершения тура; - программа пребывания с разбивкой по дням с указанием включенных экскурсий и социокультурных мероприятий; - паспортно-визовые формальности; - медицинская страховка; - минимально допустимое число участников тура; - предельно возможные сроки аннуляции тура (в ЕС - не позднее 20 дней до его начала); - комплексная цена тура; - компенсация за несоблюдение сроков, программы и условий пребывания туриста; название и реквизиты туроператора и туристского агента. Согласно этому контракту туроператор несет ответственность:  - за соблюдение программы пребывания; - соответствие рекламы и предоставляемой туристу информации фактическому комплексу услуг;  - произвольное изменение цены тура; - достоверность информации о туристском продукте.  В случае нарушения одного из этих пунктов туроператор обязан компенсировать туристу не только материальный, но и моральный ущерб.

Туристам в обязательном порядке должна предоставляться памятка, содержащая необходимую и достоверную информацию: - о правилах въезда в страну (место) временного пребывания; - об условиях пребывания; - таможенных правилах; - обычаях местного населения, национальных и религиозных особенностях региона, религиозных святынях, памятниках природы, ис-тприи, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; - состоянии окружающей природной среды; - часовом поясе и климатических условиях на маршруте; - опасностях, с которыми может встретиться турист при совершении путешествий; - факторах риска для здоровья исходя из климатических и природных условий; - правилах личной безопасности; - особенностях путешествий; - курсе валют и порядке их обмена; - правилах аренды автомобиля, дорожного движения и парковки; - прочая полезная информация