logo search
МагЛекцСоврПроблСпорта

1.8. Концептуальные основы физкультурно-спортивного образования в современной России

Для современного мира, как отмечают философы, историки, социологи и культурологи, все более характерным становится динамизм — высокие темны и уровень изменений общественного развития. Стремительно растет объем информации, внедряются высокие технологии, меняются государственные образовательные стандарты, изменяя общественное мнение.

Умение быстро и продуктивно включаться в эти изменения становится актуальной проблемой. Это означает, что имеется сво­бода выбора в физкультурно-спортивном образовании, где воз­можны риски. Найти свою образовательную нишу — значит идти на риск, искать и быть готовым реализовать свой шанс в достиже­нии успеха.

Эффективное физкультурно-спортивное образование предос­тавляет возможность для формирования востребованной обществом жизнеспособной и успешной личности.

Концептуальные направления физкультурно-спортивного образования способствуют уточнению теоретической базы обучения в новых условиях. Они опираются на следующие п р и н ц и п ы:

-человек как целостное социобиологическое существо совер­шенствует свое интеллектуальное, нравственное, гражданское, практическое и физическое бытие:

-человек потенциально способен осваивать ценности физи­ческой культуры и спорта;

-человек способен действовать в условиях самоопределения и самопостроения как личность средствами физической культуры и спорта;

-современное мышление человека можно определить, используя логику научного познания, логику мышления гуманитарного типа, свободу выбора и меру ответственности за этот выбор;

-человек способен использовать все формы физической куль­туры и спорта как потенциал эффективного образования.

Знание концептуальных направлений физкультурно-спортивного образования объясняется следующими положениями:

-интенсивной социальной, экологической, национально-эт­нической ситуациями в современном мире, требующими высоко­го потенциала здоровья человека;

-недостаточно высокой оценкой в социальной практике о роли физической культуры и спорта как влиятельного фактора формирования личности и укрепления здоровья;

-недостаточной мотивацией молодежи занятиями физиче­скими упражнениями, поэтому оздоровительные ценности фи­зической культуры и спорта подвергаются сомнению или отри­цанию;

-противоречиями между массовым спортом и спортом выс­ших достижений, который приобретает все более элитарный ха­рактер;

-второстепенной ролью которая отводится занятиям физи­ческими упражнениями и спортивной деятельностью в вузах;

Студенты подвергаются стрессам и информационным перегрузкам. Малая физическая активность снижает их работоспособности, повышает уровень заболеваемости. Слабая физическая подготовка снижает потенциал жизнеспособности студента. Физическая культура с позиции педагогики направлена на формирование нравственно-волевого, духовно развитого, физически активного, со­циально адаптированного и психологически устойчивого студента. Жизнеспособный студент самостоятельно решает проблемы, которыми его озадачивает жизнь. Ему присуща гражданская от­ветственность, он готов защищать свои права и добросовестно выполнять обязанности.

Физическая культура как составная часть общей культуры пред­ставляет собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях развития физи­ческих и интеллектуальных способностей человека.

Спорт как часть общей культуры в своей структуре имеет сле­дующие компоненты ценностей:

общекультурный — процессы социального, правового, эконо­мического, политического, информационного и образовательно­го пространства;

социально-психологический — уровень взаимоотношений, кото­рый выстраивается по принципам: «педагог-студент «тренер—спортсмен», «спортсмен — спортивный коллектив»;

специфический — самореализация и повышение социального престижа личности в обществе путем достижения высоких резуль­татов, победы, рекорда.

Целью физкультурно-спортивного образования в вузе явля­ется приобщение студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование у них знаний, двига­тельных умений и навыков.

Задачам и физкультурно-спортивного образования в вузе яв­ляются:

-использование ценностного потенциала физической культу­ры и спорта как средство формирования личности;

-формирование у студентов мотивации, интереса и потребно­сти в занятиях физическими упражнениями, восприятие стиля жизни как неотъемлемой части своей жизнедеятельности;

-использование возможностей физической культуры и спорта в формировании здоровья студентов.

Физкультурно-спортивное образование должно быть ориенти­ровано на любого студента, независимо от уровня его подготов­ленности.

Студент сам определяет физкультурно-спортивную ориентацию, педагог или тренер оказывают помощь.

Содержание физкультурно-спортивного образования в вузе включает:

-формирование культуры личности, овладение техникой уп­ражнений, развитие специальных качеств, участие в соревновани­ях, воспитание нравственного поведения на спортивных аренах;

-своевременное формирование мышечной системы студента, предотвращающее дисбаланс в ее развитии, для того, чтобы не­правильное формирование мышечной системы не привело к хро­ническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата и позво­ночника, профилактика травматизма;

-своевременное развитие у студентов координационных спо­собностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, ловкость и надежность в экстремаль­ных ситуациях, ускоренную адаптацию к возникающим новым требованиям среды;

-овладение студентами методами обучения и тренировки для Физического самовоспитания, выбора режимов двигательной ак­тивности;

-овладение студентами рациональной техникой жизненно важ­ных локомоций, особенностей возрастной эволюции для актив­ного противодействия явлениям преждевременного старения и обеспечения требуемого уровня физической активности.

Концептуальные направления физкультурно-спортивного об­разования осуществляются в следующих процессах:

-при разработке новых образовательных программ (трениро­вочных, оздоровительно-тренировочных, кондиционно-трениро­вочных, разноуровневых, авторских, вариативных);

-при создании разносторонней среды (спортивных клубов, секций по видам спорта и с обязательным учебно-тренировоч­ным процессом вне расписания учебных занятий);

-при использовании новых форм образовательного процесса (учебно-тренировочных занятий, матчевых встреч, спортивных праздников, соревнований, олимпиад, викторин, библиотечного фонда).

Процесс освоения ценностей физической культуры и спорта происходит в учебных группах, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме.

Физкультурно-спортивное образование целесообразно интег­рировать в образовательный процесс. Для студентов возможны индивидуальные программы, экстернат — для особо одаренных.

Педагог (тренер) должен находиться в процессе непрерывного саморазвития, творчески разрабатывая и реализуя обучающие учеб­но-тренировочные программы.

Модель учебной дисциплины «Физическая культура» должна строиться с учетом общепринятой методологии.

Цель учебной дисциплины — формирование физкультурно-спортивной культуры личности. В ее содержание входят:

теоретическая часть, включающая получение знаний об исто­рии становления и развития теории физической культуры и спорта, об основах методики медицинского, психологического, конди­ционного контроля и самоконтроля;

практическая часть, включающая общую физическую, специ­альную, тактическую и техническую подготовку; соревнователь­ную деятельность;

контрольно-нормативная часть, состоящая из оценок теорети­ческих знаний, и практических двигательных умений и навыков на уровне требований учебной программы.

Учебная дисциплина «Физическая культура» должна:

-создавать организационно-педагогические условия привлека­тельности для студентов содержанием учебных занятий;

-обеспечивать соответствие обучающих и тренирующих воз­действий на занятиях особенностям возрастного развития, мото­рики и психики обучаемых, их интересам;

-способствовать активному и системному использованию но­вейших технологий воспитания студентов;

-предоставлять возможности для приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и других ценностей лич­ности;

-стимулировать разработку и создание принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих ис­пользование современных технологий воспитания, оснащать ди­агностическими и тренажерными комплексами, системами опе­ративного контроля за здоровьем занимающихся.

Концепция физкультурно-спортивного образования позволит приблизиться к решению главной задачи современности — пре­доставлению возможности каждому человеку в изменяющемся обществе чувствовать себя уверенно, защищено, компетентно формировать и сберегать свое физическое, духовное и нравствен­ное здоровье.