logo search
МагЛекцСоврПроблСпорта

1.1. Возникновение и развитие физической культуры и спорта

Познание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующих знания, на основе которых возникают цели и мотивы их действий, например в сфере физи­ческой культуры и спорта.

Физкультурно-спортивная деятельность — процесс построения тела человека, совершенствование его двигательных умений, на­выков и качеств. В практике сложились следующие способы формирования и поддержания двигательных умений, навыков и ка­честв:

естественный — природный;

самопроизвольный — строение тела формируется в процессе физической деятельности человека (бытовой, производственной):

физкультурно-спортивный — посредством специально органи­зуемой и сознательно управляемой двигательной деятельности.

Характер деятельности формирует необходимые для этого фи­зические качества, например, когда человек вырабатывает необ­ходимую для него силу в процессе труда.

На ранних ступенях развития общества нужна была специаль­ная физическая подготовка для охоты или военных действий. Не­обходимые физические качества могли быть сформированы толь­ко в процессе специальной деятельности, что и обусловило на­добность физической подготовки человека как вида его культуры.

Как особый социальный институт физическая культура и спорт развивались в процессе умственного и физического труда.

Большинство населения, занятое преимущественно физическим трудом, формировало физические качества естественным путем в ходе трудовой деятельности. С переходом к машинному производ­ству, когда физический труд перестал быть доминирующим в структуре деятельности человека в обществе, появилась потреб­ность в развитии физической культуры среди всех слоев населе­ния.

Важной тенденцией развития физической культуры и спорта является их социальная универсализация, которая заключается в стремлении общества привлечь к физкультурно-спортивной дея­тельности все слои населения. В начале XX столетия физическая культура и спорт в отдельных странах стали массовым явлением. В настоящее время наблюдается тенденция приобщить широкие слои населения к занятиям физической культурой и спортом, что вызвано общим, ходом развития общественно-экономических от­ношений.

В производстве уменьшается доля физического труда, быт ста­новится комфортнее, не требуя от человека каких-либо значи­тельных физических усилий, Это обусловливает растущую потреб­ность общества в специальной деятельности по его физическому совершенствованию.

Сложилась закономерность: чем выше уровень экономическо­го развития страны, тем больше лиц, систематически занимаю­щихся физической культурой и спортом.

Значительно увеличиваются трудовые затраты, направленные на производство предметов для занятий физической культурой и спортом. Улучшается благосостояние народа, растет спрос на при­обретение необходимого для занятий инвентаря, строятся новые физкультурно-спортивные сооружения, зоны отдыха.

Физическая культура и спорт сформировались как особый со­циальный институт, который определяет государственную дея­тельность по образованию подрастающего поколения, обязатель­ной физической подготовке личного состава Вооруженных сил, правоохранительных органов, других силовых ведомств России. Этот институт координирует сеть самодеятельных и коммерческих физкультурно-спортивных учреждений.

В России введены в действие специальные законы о физиче­ской культуре и спорте, разработанные на принципах междуна­родного права. Средства массовой информации широко пропа­гандируют и рекламируют деятельность в сфере физической куль­туры и спорта, создают общественное мнение о направлениях их развития, формируют «моду» на занятия теми или иными видами физической культуры и спорта.

В стране сложилась система профессионального и специально­го физкультурно-спортивного образования.

Физическая культура и спорт относятся к социальной сфере общества и предусматривают специальную деятельность по фор­мированию и развитию физических качеств и двигательных уме­ний личности. С культурой их роднит способ телесного развития человека. Культура в данном случае выступает как организация и сознательное управление содержательной стороной трудовой, бы­товой и другими видами деятельности. Физическая культура пред­ставляет собой специальную деятельность по формированию и поддержанию формы и функций организма человека, В социаль­ной сфере она выполняет следующие функции:

социализирующую — воспитание человека и подготовка его к общественно-полезной жизни;

интегрирующую — включение человека в непосредственную коллективную деятельность в интересах общества;

адаптационную — приспособление человека к различным ви­дам трудовой деятельности;

регулирующую — развитие у человека необходимых для обще­ства физических качеств и двигательных умений,

Социальные функции физической культуры и спорта направлены на воспитание подрастающего поколения, обучение молодежи активному отдыху повышение работоспособности, на эффектив­ность профессиональной деятельности, а также имеют лечебную и реабилитационную направленность.

Основу физической культуры и спорта составляют упражне­ния, специально организуемые действия, способствующие фор­мированию телесно-двигательных умений. Совокупность упраж­нений, направленных на формирование навыков в физкультур­но-спортивной деятельности, составляют средства физической культуры. Упражнения, используемые в реализации тех или иных социальных функций, формируют содержательную сущность организации физической культуры и спорта в образовательных уч­реждениях, повышают уровень физической подготовки личного состава силовых ведомств.

В конце XIX — начале XX столетий физическая культура и спорт стали объектом теоретического познания, что способствовало выработке следующих основных направлений научного поиска:

специально-практического (прагматического), исследующего физическую культуру как особый вид деятельности;

гуманистического, изучающего их как средство и способ вос­питания человека;

социального, исследующего их роль в межгосударственных и меж­национальных отношениях.

Цель познания — определение сущности физкультурно-спортивной деятельности, закономерностей их возникновения, развития и функционирования. К настоящему времени сложился ряд наук о физической культуре и спорте, основу которых состав­ляет теория и методика физической культуры и спорта.

Для решения проблем физической культуры и спорта исполь­зуются теоретико-методологические основания других наук; фи­лософских, медико-биологических, гуманитарных, правовых, экономических и др. Каждая из них делегирует в физическую культуру и спорт природные, философские, психолого-педагогические и социальные аспекты. Наука о физической культуре и спорте представляет собой систему базовых наук, на которых ос­новываются знания о механизме формирования телесности че­ловека, социально-философских факторах функционирования и развития физической культуры, ее общественных и личностных функциях.

В число медико-биологических наук изучаемых специалиста­ми, входят: анатомия и физиология, биохимия и биомеханика, гигиена и спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж, а также физкультурно-оздоровительные технологии, ре­абилитация спортсменов после травм.

Общественные и гуманитарные науки включают: историю, эко­номическую теорию, социологию, педагогику, психологию, пра­во, теорию управления.

Физическая культу о а и спорт как наука имеет свою специфи­ку, исследует функции физического воспитания, физической и профессиональной подготовки, оздоровительной физической куль­туры, а также отдельных спортивно-педагогических видов двига­тельной активности.

В спорте как общественном явлении сформировались следую­щие основные виды деятельности: труд, образование, игра.

Труд включает спортивную деятельность, которая является занятием, сопряженным с затратой определенных физических и интеллектуальных усилий, что направлено на формирование и появление качеств и умений человека в условиях соревнователь­ной деятельности.

Образовательный процесс содержит деятельность, направленную на усвоение знаний и опыта других. Обучение в спорте обра­щено на разучивание упражнений и спортивных действий, на формирование конкурентных способностей в условиях спортив­ных состязаний. Уровень развития спортивных качеств и двига­тельных умений — это результат тренировок, педагогического, психологического взаимодействия тренера и ученика.

Игра как мотив к деятельности происходит по взаимному со­гласию участников и правилам, установленным тем или иным спортивным сообществом. Один из ее признаков — непредсказуемость результатов спортивного поединка. Игры бывают имитационными (подражательными), состязательными (азартными), развлекающим исследовательскими, учебными.

Спорт относится к социальной созидательной деятельности, Спортивные состязания носят характер конкуренции, борьбы за приоритеты, победу, которая отражает уровень развития личных качеств, умений и достоинств конкретного человека.

Теоретическое осмысление феномена спорта определило рас­пространенное толкование его сущности с позиций философского, культурологического, педагогического, психологического, соци­ального. медико-биологического знаний о развитии человека.

Например, культурологи рассматривают спорт как явление куль­туры, придерживаясь мнения, что спорт — это особая, самостоя­тельная деятельность, и относят его к физкультурной деятельности. Такой подход нельзя считать обоснованным, так как он включает в себя не только телесно-двигательную деятельность, но и ум­ственную, а также техническую. Физическая культура не предпо­лагает состязательности, а спорт без состязательности немыслим.

Физической культурой можно заниматься в одиночку, без со­поставления своих результатов с показателями других, спорт — всегда общественная деятельность. Физическая и спортивная дея­тельность различаются и по существу. Главным видом в физичес­кой культуре является упражнение, в спорте — тренировка. Одна из функций физической культуры — подготовка к спорту как осо­бому виду деятельности. Неправомерно также рассматривать спорт и как вид производства. В условиях коммерциализации спорт — это вид производства зрелищных, рекламных, игорных услуг, средство достижения экономической прибыли. В коммерческих целях используют только сопутствующие явления; зрелищность, популярность состязаний и спортсменов, массовость.

Коммерческий спорт меняет свою социальную сущность, раз­витие спортивных качеств перестает быть целью деятельности че­ловека, команды. Он превращается в условия производства спе­циальных услуг, профессиональную сферу деятельности производителя этих услуг. Использование коммерческого спорта в науч­ных целях для исследования потенциала человека является побоч­ным, сопутствующим, не меняющим сущности спорта, но позво­ляющим оценивать человеческие возможности в экстремальных условиях его деятельности.

Спорт нельзя отнести к педагогической деятельности, однако педагогика присутствует в спорте, особенно на начальном этапе формирования спортсмена. Спортивная деятельность в своей ос­нове относится к процессу тренировки и участию в состязаниях.

Социальная сущность спорта проявляется в его функциях. Спорт активно участвует в социализации личности, формировании ее статуса, положения в обществе, в подготовке людей к совмест­ной деятельности. Спорт служит средством общения к регулиро­вания совместной деятельности, средством отвлечения, отдыха, развлечения людей.

Человек, победив в каком-либо виде спорта, обеспечивает пре­стиж. уважение, авторитет себе и своей общности, спортивному клубу, городу, нации, стране в целом. Его победа или и поражение отождествляется с общностью, представителем которой он явля­ется.

Важная функция спорта - подготовка к самозащите. Основа­нием отнесения этой деятельности к спорту служит то, что по- настоящему подготовить и уметь защитить себя можно только с помощью спортивных тренировок.

Спорт как состязательная деятельность с целью формирования и выведения вьющих достижений в телесно-двигательной, умственной и технической деятельности возникла на ранних этапах раз­вития человека. Его источник — присущее людям стремление к первенству, обусловленное общественным характером их жизне­деятельности.

На отдельных этапах исторического развития спорт играл раз­ную роль в жизни людей, в социальной сфере общества. Первоначально им занимались в свободное от основных занятий время, дни отдыха или по праздникам. Тогда он еще не был специальной деятельностью, не требовал какой-то отдельной подготовки. В даль­нейшем к спортивным состязаниям стали специально готовиться. Спортом занимались представители господствующих классов. Они участвовали в спортивных тренировках с целью совершенствова­ния двигательных навыков, качеств, умений.

В ходе развития спорта сложилась его стабильная структура, разделение на физические виды, в которых проявляются телесно-двигательные качества спортсменов, на мыслительные и техни­ческие виды, умение управлять животными, механизмами, ма­шинами.

В различных общественно-экономических отношениях появи­лись виды спорта для аристократов и народа. Во многих странах в зависимости от исторических обстоятельств и среды обитания складывались национальные и региональные виды спорта. Постепенно выделились массовые виды спорта, которые использовались для отдыха, общения. удовольствия, улучшения здоровья, подготовки к самозащите. В дальнейшем сформировался специализиро­ваны:: спорт, целью которого стало достижение высоких резуль­татов.

Вершина спортивного мастерства — спорт высших достижений. Одна из главных задач элитного, рекордного, профессио­нального спорта — завоевание призовых мест.

В течение многих лет спорт был любительским. Его развитие привело к тому, что подготовка к соревнованиям и сами состяза­ния становились все более трудоемкими. Они требовали увеличения времени на тренировки, повышения интенсивности занятий, разработки индивидуальных программ.

Массовый любительский спорт остается средством отдыха, первичной подготовки и отбора молодежи для профессионально­го спорта. Спорт высших достижений стал профессией, а труд спортсмена — оплачиваемым.

Основная тенденция развития спорта — его интернационали­зация. В мире функционируют свыше двухсот международных спортивных объединений, главное из них — Международный олим­пийский комитет (МОК).