logo search
Ответы к ГОСам 2011-2012

38. Решения в системе управления, их виды. Процесс принятия решения.

Управленческое решение - это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержание от него. Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Данное понятие рассматривается как: фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы.бъектом управленческого решения, как правило, являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов. Требования, предъявляемые к управленческим решениям: 1. всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения); 2. правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству); 3. непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их); 4. своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано); 5. обеспеченность ресурсами; 6. ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия). Классификация управленческих решений. 1. По степени влияния на будущее организации: 1) стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели; 2) тактические (конкретные методы достижения первых). 2. По масштабам: 1) глобальные - охватывают всю организацию в целом; 2) локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия. 3. По продолжительности периода реализации: 1) долгосрочные (более пяти лет); 2) среднесрочные (от одного года до пяти лет); 3) краткосрочные (менее одного года). 4. По направленности воздействия: внешние, внутренние. 5. По обязательности выполнения: 1) директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; 2) рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; 3) ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации. 6. По функциональному назначению:1) регулирующие - определяют метод выполнения действий; 2) координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; 3) контролирующие - направлены на оценку результатов. 7. По широте охвата: 1) общие - распространяются на всю компанию в целом; 2) специальные - рассматривают отдельные вопросы. 8. По степени запрограммированности: 1) запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения; 2) незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях. 9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д. 10. По способам принятия: 1) интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты; 2) адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом; 3) рациональные - опираются на научный анализ проблемы

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ПОДХОДЫ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ

    1. Индивидуальный (большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров);

    2. Групповой (менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход предохраняет главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем).