logo search
AFK-Tom-1

Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)

Теория АФК как интегративная дисциплина гармонично связана с теорией физической культуры как базовой дисциплиной, с ее новейшими макротенденциями развития, философией, культурологией, социологией, общей и специальной педагогикой, гуманистической психологией, валеологией, а также с дисциплинами медикобиологического цикла: анатомией, нормальной и патологической физиологией, общей и частной патологией, морфологией, генетикой и др. дисциплинами.

В связи с многообразием наук, изучающих человека в разных аспектах, необходимо выделить те опорные концепции, которые являются существенными для формирования личности человека с ограниченными возможностями, его духовного и физического развития, социализации и интеграции в общество.

Цель такого подхода – не собирание фактов из разных областей человеческих знаний (В.К. Бальсевич, 1991), а определение соотносимости теорий, установление базисных, междисциплинарных взаимосвязей в интересах создания теории и методологии дисциплины, носящей полифункциональный характер.

Важнейшими, имеющими определяющие значение для людей с какимилибо нарушениями и для формирования теории адаптивной физической культуры, являются следующие опорные концепции:

– вопервых, утверждение человека как высшей ценности на земле независимо от здоровья; нет ничего дороже, чем жизнь человека (В.П. Казначеев, 1988; В.П. Петленко, 1996), приоритета человека как высшей ценности образования и культуры (В.И. Столяров, 1988; Е.В. Утишева, 1995; Ю.А. Гагин, 1996);

– вовторых, понимание человека как целостной неделимой сущности, в которой интегрируется биологическое и духовное, психосоматическое и социокультурное единство (Н.А. Пономарев, 1994; В.В. Кузин, Б.А. Никитюк, 1995; П.М. Китаев, 1997; В.М. Выдрин, 2001);

– втретьих, признание человека как личности, уникальность которой определяется сплавом врожденных особенностей, влиянием среды обитания, в которой она формируется, своеобразием телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, потребностей, задатков, способностей и т.п. (В.К. Бальсевич, 1988; Л.И. Лубышева, 1996);

– вчетвертых, признание личности как существа свободного, одухотворенного, нравственного, природной основой которого является добро, чувство справедливости, сострадания, милосердия (А.Х. Маслоу, 1987; К.Р. Роджерс, 1994; А.Б. Орлов, 1995);

– впятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизнедеятельности, в том

числе и в физической культуре (А.Я. Арет, 1968; А.Х. Маслоу, 1987; С.В. Молчанов, 1991; М.А. Недашковская, 1990; В.С. Быков, 2000).

Основы этого процесса лежат в сфере самовоспитания, суть которого прежде всего в преодолении самого себя и многообразных трудностей, обусловленных нарушениями тех или иных функций организма. Трудность, по мнению Н.Ф. Талызиной (1987), это субъективное ощущение реально существующих противоречий, которые, постепенно преодолеваясь, стимулируют интенсивное развитие личности. При переходе от одной ступени преодоления трудностей к другой реализуются потребности, стремления, ожидания, при этом развивается, закрепляется и нередко существенно меняется внутренняя позиция личности, побуждающая к новым мотивам. Для преодоления трудностей условно выделены две группы методов самовоспитания:

Первая группа: самосознание, самоощущение, самонаблюдение, самоанализ, самооценка – категории самовоспитания личности, отражающие объективное понимание причин и следствия сложившейся жизненной ситуации, целостную оценку самого себя, своих возможностей, анализ установок, ценностных ориентаций, интересов, потребностей, мотивов, характера поведения, отношения к себе, другим людям и обществу в целом.

Вторая группа: самопобуждение, самопроектирование, самоконтроль, самообразование, самосовершенствование, самоорганизация, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение – это непосредственные методы и приемы самовоспитания социальной активности личности, которые не регламентируются временем, потому что продолжаются всю жизнь и включают:

– самостоятельное побуждение к выбору (овладению или продолжению) конкретной деятельности, самооценку собственных сил, интересов и потребностей;

– планирование и практическое освоение различных видов деятельности в сфере физической культуры, образования, профессиональной деятельности, личной жизни в соответствии с физическими и интеллектуальными возможностями, мировоззрением, ценностными ориентациями;

– волевые усилия в преодолении трудностей, самодисциплину, требования к себе, окружающим, определение круга общения, управление эмоциями, формирование стиля жизни, нравственного поведения;

– самоконтроль, коррекцию физического и психического состояния, критическую самооценку своих действий в реализации плановступенек, установок, замыслов, анализ успехов и неудач.

Результатом самовоспитания являются: бытовая независимость (самообслуживание), самореализация, самоутверждение, самореабилитация (физическая, психическая, социальная), самоактуализация. Эти категории выражают высшую степень реализации потребностей в деятельности (бытовой, учебной, профессиональной, культурной, в том числе спортивной), общественное признание личных успехов, изменение социального статуса, освобождение от комплексов неполноценности, самоопределение независимости, свободы, творчества, личной активности.

Для теории адаптивной физической культуры эти идеи рассматриваются как принципиально важные установки формирования целостной, свободной, всесторонне развитой личности инвалида во всем проявлении его сущностных сил соответственно реальным ресурсам здоровья.

Перспективность такого подхода для теории адаптивной физической культуры заключается в том, что методы самовоспитания относятся как к социальной, так и двигательной адаптации, и реализуются одновременно, соединяя в себе задачи биологического и социального развития организма и личности.

До недавнего времени основу физкультурного образования составлял подход, сущность которого сводилась к выполнению усредненных, единых для всех нормативов и требований, что в корне противоречит идее индивидуального развития человека. Смена парадигмы образования на личностноориентированный, потребностнодеятельностный подход, освоение норм и ценностей культуры создали благоприятные условия для позитивных сдвигов в социальной, духовной, биологической сферах индивида (С.Д. Неверкович, 1995; В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев, 1996; Н.И. Пономарев, 1996; В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева, 1998). Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями такой подход является единственно приемлемым, так как своеобразие личностных проявлений, многообразие нозологических форм, сопутствующих нарушений, несформированность мотивов и потребностей к двигательной деятельности требуют персонального подхода к каждому человеку, выбора для него индивидуальной траектории физического и духовного развития.

Единство физического и духовного ориентирует на гармонизацию развития человека (Ю.М. Николаев, 1998). Соотношение и взаимодействие природного (телесного) и социального (духовного) у лиц с ограниченными возможностями – одна из проблем, отражающих представление о сущности и реализации ценностей адаптивной физической культуры данной категории людей.

Инвалидность по своей сути явление биологическое, но любые «поломы», по выражению И.П. Павлова, могут существенно видоизменять, трансформировать социальную сферу личности. По мнению В.И. Дубровского (1983), если под угрозой биологическая жизнь, то это значит, что под угрозой жизнь социальная.

Единство и взаимосвязь социального и биологического определяют успешность социализации личности. Так, в дефектологии (коррекционной педагогике) и в ее разделах: сурдо, тифло, олигофренопедагогике, логопедии социализация и интеграция детей в общество здоровых является приоритетным направлением и целью образовательной деятельности (В.К. Лапшин, Б.П. Пузанов, 1990; В.П. Кащенко, 1992; Л.М. Шипицына, 2001). Главный принцип этих дисциплин – ориентация не на дефект, а на потенциальные возможности ребенка. Основной путь социализации – это развитие духовного мира, социальнокультурная, социальнотрудовая, социальнобытовая адаптация с помощью коррекционноразвивающих, индивидуальноориентированных программ психологопедагогического, социального, культурного воздействия: через образовательную деятельность, профессиональное обучение, межличностные отношения, речевую коммуникацию, литературу, искусство, эстетопсихотерапию, игротерапию, сказкотерапию и другие виды педагогического воздействия. (В.З. Кантор, 1998; Л.Д. Григорьева, О.В. Ро, 1998; Е.С. Иванов, 2001; Л.П. Шадрина, 2001 и др.). Совершенно очевидно, что главный акцент поиска лежит в сфере духовной культуры, воспитания «человека разумного» и явной недооценки «человека телесного». И.М. Быховская (1993) утверждает, что нарушение гармонии между природным и социальным есть нарушение культуры.

Несмотря на это противоречие, адаптивная физическая культура, коррекционная педагогика и специальная психология имеют общие объект и цель педагогической деятельности, единые методологические подходы и принципы, решают с разных сторон общие задачи и поэтому должны взаимно обогащать и дополнять друг друга.

Биологическое в человеке играет роль механизмов, с помощью которых осуществляются его социальные функции (Н.И. Пономарев, 1996). В жизнедеятельности инвалида именно биологическое состояние организма, включая здоровье, отражает социальное проявление личности, степень ее социальнокультурной, социальнотрудовой, социальнобытовой адаптации и реабилитации.

Одной из дисциплин, имеющих мировоззренческое значение для формирования теории адаптивной физической культуры, является общая патология – наука о наиболее общих закономерностях патологических процессов, которые лежат в основе любой болезни независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, окружающей среды, методов исследования. К основным категориям, отражающим объективные закономерности биологических процессов в организме человека, относятся следующие.

Целостность организма означает, что всякое заболевание это страдание всего организма, но целостность реакций проявляется в том, и это самое главное, что весь организм, все органы и системы мобилизуются на борьбу за выздоровление, включая защитные реакции и жизненные силы человека. Адаптивная физическая культура за счет рациональной двигательной деятельности активизирует природные ресурсы, сохранные функции и духовные силы в борьбе с негативными проявлениями болезни.

Единство структуры и функции означает их неразрывную связь. Очень образно это единство сформулировал известный терапевт В.Х. Василенко (1985): «... функция без структуры немыслима, а структура без функции бессмысленна». В организме целесообразные для выживания структуры и функции сложились в различные структурные и функциональные уровни жизнедеятельности: молекулярный, субклеточный, клеточный, органный, системный (Д.С. Саркисов, М.А. Пальцев, М.К. Хитров, 1995). Любой патологический процесс (потеря зрения, ампутация конечности, нервнопсихическое заболевание) – это одновременно нарушение структуры и функции разных уровней организации. Глубокое понимание патологического процесса, анализ остаточного здоровья и состояния сохранных функций позволяют объективно оценить физические и психические возможности инвалида, выбрать индивидуальную стратегию двигательной активности. Мышечная деятельность формирует новое функциональное состояние, характеризующееся приспособлением к дефекту, компенсацией нарушенных функций, адаптацией вегетативных систем к физической нагрузке, улучшением деятельности сохранных функций. Положительные изменения – результат структурнофункциональной перестройки организма.

Реактивность организма – универсальное свойство отвечать на те или иные внешние и внутренние раздражения. Реактивность организма является основным механизмом в понимании патологических процессов, благодаря этому свойству определяется возникновение, течение и исход заболевания.

Индивидуальная реактивность организма обусловлена наследственными и приобретенными факторами. Она зависит от пола, возраста, окружающей среды: времени года, резкой смены погоды, условий трудовой и учебной деятельности, социальных и межличностных отношений. Физические упражнения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями рассматриваются как стимулятор ответных реакций организма, что создает возможность управлять этим процессом, вызывая индивидуально заданные реакции на различные виды педагогических воздействий.

Причинноследственная связь в биологии и медицине означает, что в жизнедеятельности человека нет ни одного процесса, который не был бы обусловлен причиной. Причинность – не отдельный фактор, а взаимодействие среды с организмом. Результатом взаимодействия является следствие, которое всегда находится внутри организма. Отражением причинноследственной связи является этиология и патогенез; этиология трактует вопросы, касающиеся причин и условий возникновения болезни, патогенез изучает следствие того, что происходит после действия причины, т.е. развитие и механизмы патологического процесса (Г.И. Царегородцев, Е.Г. Ерохин, 1986). Одна причина может вызывать цепочку следствий, которые, возникнув, становятся причинами новых нарушений и являются вторичными, сопутствующими основной патологии.

Выявление природы, уровня организации механизма заболевания, нарушения внутри и межфункциональных связей позволяет врачу поставить диагноз, педагогу – наметить путь коррекционной работы.

Адаптация организма – процесс приспособления к окружающей среде начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Суть его состоит в том, что организм так меняет интенсивность, ритм и характер протекающих в нем процессов, что основные показатели внутренней среды, несмотря на действие внешних факторов, стойко поддерживаются в рамках физиологических параметров (В.Ю. Верещагин, 1984). Адаптация – также результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда (Б.А. Никитюк, Б.Н. Коган, 1989; Д.Н. Давиденко, 1996). Наиболее полно освещение этих вопросов представлено в исследованиях Ф.З. Меерсона (1973–1991).

В основе адаптации к физической работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение. В результате систематических занятий физическими упражнениями увеличиваются физиологические возможности организма, формируется долговременная устойчивая адаптация, характеризующаяся активизацией и мобилизацией функциональных резервов, интенсивностью протекания структурных и функциональных преобразований в органах и тканях, стабильностью взаимодействия регуляторных и исполнительных органов (А.С. Солодков, 1988; В.Н. Платонов, 1988).

Знания о закономерностях адаптационных процессов организма имеют стратегическое значение для понимания биологической сущности адаптивной физической культуры. Однако нерешенными остаются такие теоретические и прикладные проблемы, как управление долговременной адаптацией организма инвалидов разных нозологических групп в процессе физического воспитания, рекреативнооздоровительных и спортивных занятий, нормирование физической нагрузки, тактика адаптации к действиям нескольких факторов среды, обеспечение сложных форм социальной адаптации организма к действию экстремальных стрессовых ситуаций, количественная оценка процесса адаптации и др.

Компенсация – одна из важнейших адаптационных реакций организма на повреждения, выражающаяся в том, что органы и системы, не пострадавшие от действия повреждающего агента, берут на себя функцию разрушенных структур путем заместительной гиперфункции или качественных изменений функции (Ф.З. Меерсон, 1981). Например, при ампутации правой руки человек немедленно начинает использовать левую руку для выполнения функции отсутствующей конечности. Эта срочная компенсация важна в экстремальных ситуациях, но является заведомо несовершенной. В дальнейшем в результате обучения, образования новых структурнозакрепленных временных связей формируются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию. Аналогично компенсаторные процессы проходят при потере зрения, когда обостряется слух, и, наоборот, – при нарушении слуха компенсирующую функцию берет на себя зрение.

Такой механизм компенсации является общим для любых нозологических групп инвалидов и может быть использован в адаптивной физической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях восстановления, при составлении тренировочных программ компенсации двигательных нарушений, обучения двигательным действиям и т.п.

Движение – основа жизнедеятельности

Движение является естественной биологической потребностью человека. Эта потребность обусловлена законами растущего организма (Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов, 1984). Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок и костей – движение способствует развитию всех областей головного мозга, влияет на развитие умственных способностей ребенка (А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов, 1966; М.М. Кольцова, 1973; Л.С. Выготский, 1983).

Сущность теоретического познания двигательной активности состоит, с одной стороны, в выявлении биологических закономерностей моторики человека в процессе возрастной эволюции, с другой – в поиске адекватных целенаправленных способов стимуляции развития двигательных функций, становления и совершенствования физического потенциала человека (В.К. Бальсевич, 1988).

Глубочайший смысл двигательной активности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями состоит в понимании ими сути процесса физического совершенствования, который должен сопровождать человека всю жизнь, формируя в нем устойчивую мотивацию, потребность в движении в любых доступных формах, осознания отношения к своему телу и здоровью как личной и социальной ценности.

Таким образом, привлечение в качестве опорных концепций философскомедицинских категорий, раскрывающих общие закономерности функционирования организма с патологическими нарушениями, культурологической концепции взаимосвязи биологического и социального, телесного и духовного в жизнедеятельности человека, концепций гуманистической психологии и специальной педагогики – признания человека как целостной сущности и уникальной личности, способной к духовному совершенству и творчеству, социализации и интеграции в общество, теории самовоспитания личности – отражает сущностные стороны и гуманистическую направленность образовательной деятельности и является фундаментом методологии теории адаптивной физической культуры.

Эти знания, вопервых, обогащают профессиональное мышление педагога; вовторых, служат важным инструментом познания объекта профессиональной деятельности; втретьих, являются важным ориентиром в исследовательской работе; вчетвертых, являются методологической основой при разработке частных методик адаптивной физического воспитания, адаптивного спорта, двигательной рекреации и физической реабилитации.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные опорные концепции, лежащие в основе теории адаптивной физической культуры.

2. Какие две группы самовоспитания вам известны?

Категория «целостность организма» и возможности ее применения в адаптивной физической культуре.

Понятие структуры и функции организма человека. Его роль в объяснении закономерностей адаптивной физической культуры.

Какова роль реактивности организма при занятиях физическими упражнениями?

Причинноследственная связь как основа планирования занятий адаптивной физической культурой.

Адаптация и компенсация в теории физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.