1Й этап 1945–1979
Лечебная физическая культура с использованием элементов спорта
2й ЭТАП1980–1995Развитие и становление физкультурнооздоровительного и спортивного движенияв стране, создание клубов, секций, центров. Возникновение федераций физическойкультуры и спорта инвалидов на различных общественных уровнях. Организация и проведение соревнований в городах, республиках в СССР, Российской Федерации.Признание обществом и государством необходимости занятий адаптивным спортом. Начало исследовательской работы, подготовки специалистов. Выход на международную арену
3й ЭТАП1996 – настоящее времяВступление в международное паралимпийское движение. Развитиеи совершенствование организационных, научнометодических, медицинских основадаптационного спорта, а также сопредельных с ними наук. Развитие теориии методики адаптивной физической культуры
Подводя итоги всему вышесказанному и анализируя пути развития адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата в нашей стране, можно выделить три этапа развития этого вида социальной проблемы (табл. 7).
1й этап – лечебная физическая культура и использование элементов спорта, отдельных видов его с 1945 по 1979 гг.;
2й этап – 1980–1995 гг.: развитие и становление физкультурноспортивного движения в стране, создание клубов, секций по отдельным видам спорта, федераций; организация и проведение первых соревнований, начало исследований, признание обществом и государством необходимости решения этих проблем, начало подготовки специалистов, выход на международную арену;
3й этап – с 1996 г. по настоящее время: развитие и совершенствование образовательных, организационных, научнометодических, медицинских основ теории и методики адаптивной физической культуры во всем многообразии этого направления.
За всеми этими достижениями стоят люди, вложившие свои силы, эмоции, интеллект в пропаганду и организацию физкультурнооздоровительного и спортивного движения инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата в России. Это специалисты в области лечебной физической культуры, ученые, организаторы спортивного движения, врачи, журналисты: П.И. Белоусов, В.К Добровольский., В.И. Филатов, В.Н. Рыбаков, К.М. Болтушевич, В.П. Жиленкова, Е.С. Ульрих, С.А. Титова, Ю.М. Докиш, Ю.Н. Савченко, В.А. Епифанов, М. Айтсаам, Я. Илус, Л. Раускайте, Ф.О. Майер, В. Панов, О.Н. Горина, В.И. Кебкало, Д.Ф. Мосунов, Н.А. Сладкова, А.Н. Ефименко, Л.Н. Селезнев, С.П. Евсеев и многие, многие другие.
Безусловно, необходимо отметить и огромный вклад в развитие адаптивной физической культуры газеты «Русский инвалид» (Москва). Благодаря ее сотрудникам и главному редактору Н.Н. Жукову инвалиды России имеют возможность своевременно получать профессиональные материалы о развитии и становлении этого движения в стране, за рубежом, итоги чемпионатов и первенств страны, Европы, мира, Паралимпийских игр, фестивалей, спартакиад. Печатался материал о ведущих спортсменах и организациях.
За это время в стране выросла целая плеяда выдающихся спортсменов. Среди них: Бакаев Алик, Капура Алексей, Бестужев Сергей, Шилов Сергей, Терентьев Михаил, Мошкин Владимир, Лебединский Андрей, Степанов Виктор, Герасимов Геннадий, Силачев Алексей, Наумов Владимир, Воронин Геннадий, Петров Юрий и многие другие.
Но самое важное – каждое новое соревнование приводит к открытию новых, молодых имен, коллективов, что дает уверенность в дальнейшем поступательном развитии адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата.
Таким образом, можно сделать следующие обобщения:
Развитие и становление адаптивной физической культуры началось в период Второй мировой войны с введения в практику лечебной физической культуры элементов спорта и длилось до 1979 г.
К настоящему времени определились этапы развития физкультурнооздоровительного и спортивного движения инвалидов в России: лечебная физическая культура на первом этапе развития послужила основой для перехода во второй этап – физическая культура и спорт инвалидов (1980–1995), а с 1996 г. произошел качественно новый этап – переход к адаптивной физической культуре, вобравшей в себя все передовое и лучшее в методике и практике данного вида деятельности.
Особенностью третьего этапа – развития адаптивной физической культуры (1996 г. по настоящее время) является то, что она объединяет в себе несколько направлений: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивную рекреацию и адаптивную двигательную реабилитацию.
Основателем в развитии адаптивного спорта в стране среди инвалидовампутантов является ЛНИИ протезирования; что касается инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга, то огромный вклад внесен сестрорецким реабилитационным центром больницы № 40. На ее базе в течение многих лет готовились инвалидыспортсмены, гонщики высокого класса под руководством тренера С.А. Джумаева и врача – канд. мед. наук Е.С. Ульрих.
- Раздел I
- Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура» ................................... 17
- Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .......... 29
- Раздел I
- Глава 1 специальность «адаптивная физическая культура»
- 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- 2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Глава 3теория и организацияадаптивной физической культурыкак интегративная наука,учебная дисциплина и важная областьсоциальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II
- Глава 7 роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата
- Глава 8становление и развитиеадаптивной физической культурысреди лиц с поражениямиопорнодвигательного аппарата
- 8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим – Италия
- 1964 Год. Токио – Япония
- 1968 Год. ТельАвив, РаматТан – Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг – Германия
- 1976 Год. Торонто – Канада
- 1980 Год. Арнхем – Нидерланды
- 1984 Год. НьюЙорк – сша; Эйлесбери – Англия
- 1988 Год. Сеул – Корея
- 1992 Год. Барселона – Испания
- 1996 Год. Атланта – сша
- 2000 Год. Сидней – Австралия
- 2004 Год. Афины – Греция
- 1Й этаплечебная физическая культура
- 1Й этап 1945–1979
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- 1Е место
- 2Е место
- Глава 10 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
- Глава 11 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта
- 11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Часть вторая
- Раздел III
- Глава 12организационноуправленческая структураадаптивной физической культурыв россии и за рубежом
- Глава 13
- 13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Глава 14
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Раздел IV
- Глава 18 адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)
- 18.1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специальнометодические принципы
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры