logo
AFK-Tom-1

22.2. Общеметодические принципы

Процесс неспециального физкультурного образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидов подчинен общим дидактическим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач воспитания, обучения, развития личности. Успех педагогической деятельности определяется не только нравственными, правовыми, этическими категориями, но главное – профессиональной компетентностью, научной обоснованностью учебных программ, особенно авторских, которые часто используются в практике адаптивной физической культуры.

Принцип научности предполагает:

– знание теорий, концепций, основных законов, стратегических идей и тенденций, методологии, проблем АФК;

– знание биологических и психологических закономерностей функционирования организма с патологическими нарушениями, а также

практики и опыта педагоговноваторов, работающих с данной категорией людей;

– умение применять знания на практике, обеспечивая обоснованный выбор содержания, форм и методов, опираясь на законы и принципы обучения, воспитания и развития, добиваясь максимальной эффективности педагогического процесса.

Принцип сознательности и активности

Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, то реализация этих принципов начинается с родителей как самых заинтересованных в здоровье своих детей. Так как в младенческом и дошкольном возрасте ребенок полностью зависит от родителей, первое правило для них – осознанное и активное использование физических упражнений в жизни ребенка с нарушениями в развитии. Педагогическое просвещение родителей является опосредованной подготовкой кадров в ранней реабилитации детей.

Для обеспечения осознанного отношения к двигательной деятельности необходимо в каждом возрастном периоде целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение теоретическими знаниями и двигательными умениями, которые позволяют инвалидам и лицам с ограниченными возможностями самостоятельно пользоваться технологиями и программами здорового образа жизни. В практической деятельности это обеспечивается:

– постановкой цели и промежуточных задач на каждом этапе непрерывного физкультурного образования;

– стимуляцией позитивных мотивов, смысловых ориентаций и потребностей в двигательной активности;

– подбором адекватного содержания, методов и организационных форм адаптивной физической культуры на основе индивидуальноличностных возможностей с опорой на сохранные функции;

– организацией психологической поддержки путем оценивания результатов деятельности, поощрения за малейшие успехи, позитивного настроя, вселяющего оптимизм;

– формированием умений анализировать собственное состояние, мышечные ощущения, качество движений и т.п.;

– постепенным переходом от внешнего воспитания к личной активности и самовоспитанию: самодисциплины, самоконтроля, самонаблюдений, самопобуждения, самооценки и др.

Принцип наглядности предусматривает комплексное использование всех органов чувств и активизацию сохранных функций в процессе выполнения физических упражнений. В первую очередь он опирается на зрительное восприятие, так как 80% информации поступает через зрение.

Наибольшую трудность и своеобразие реализации принципа наглядности представляет у людей с нарушением зрения и слуха.

Наглядность у незрячих и слабовидящих обеспечивается прежде всего через тактильный анализатор, при этом используются и другие сохранные анализаторы – остаточное зрение, слух, обоняние и др.

Наглядность у глухих и слабослышащих имеет специфические особенности, обусловленные тем, что изза отсутствия слуховых ощущений, ограничения или отсутствия речевого общения восприятие обеднено. Компенсация нарушений слуха осуществляется за счет зрительной, тактильновибрационной и кинестетической чувствительности, но ведущая роль принадлежит речевой функции, дополняемой уточняющей мимикой, жестами, дактильной речью.

Принцип наглядности при занятиях физическими упражнениями лиц с поражениями опорнодвигательного аппарата реализуется через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.

Эффективность реализации принципа наглядности требует знания и учета:

– состояния основных органов чувств, индивидуальных особенностей чувственного восприятия (доминирования зрительного, слухового, тактильного и другие анализаторов);

– дефекта в сенсорной системе, степени нарушения и состояния остаточной функции;

– возможностей компенсации дефекта за счет других органов чувств и активизации сохранных.

Принцип доступности предполагает необходимость соблюдения посильной меры трудности во избежание физических, моральных, эмоциональных перегрузок (В.И. Загвязинский, 1978).

Доступность зависит, с одной стороны, от трудностей, возникающих в процессе выполнения заданий: координационной сложности, длительности и интенсивности физических упражнений, применяемых методов, трудностей общения, условий внешней среды, приспособленности спортивных сооружений, инвентаря, оборудования, экипировки и т.д.; с другой – от двигательных возможностей занимающихся, лимитированных дефектом.

Доступность предполагает не отсутствие, а создание стимулирующей меры трудностей. Трудность, по мнению Н.Ф. Талызиной (1984), это субъективное ощущение реально существующих противоречий между желаемым и действительным, которые, постепенно преодолеваясь, стимулируют интенсивное развитие личности.

В работе с инвалидами и людьми, имеющими ограниченные возможности, необходимо соблюдать следующие правила:

– педагогические воздействия должны соответствовать физическим, психическим, интеллектуальным возможностям занимающихся;

– их реализация должна осуществляться на основе гибкой индивидуализации, определения меры доступного всех компонентов педагогического процесса;

– степень преодоления трудностей должна стимулировать личностное развитие.

Принцип систематичности и последовательности направлен на постепенное, но систематическое формирование мотивационных убеждений в необходимости физических упражнений для личного здоровья, уверенности в своих силах, самоутверждения. Требования систематичности и последовательности сохраняются на каждом занятии, что позволяет контролировать педагогический процесс и управлять им. Это означает своевременное начало и продолжительность разучивания одних двигательных действий и переход к другим, обеспечение преемственности, целесообразный порядок и очередность нагрузки, ее направленности, координационной сложности, величины и динамики с учетом индивидуальных возможностей занимающихся.

В современной педагогике этот принцип означает не просто занятия без неоправданных пропусков, а организованный педагогический процесс, в котором преподавание и освоение идут в определенном порядке, системе и охватывают деятельностную сторону как педагога, так и обучаемых (П.И. Пидкасистый, 1998).

Принцип прочности означает не только надежное освоение знаний, двигательных умений, развитие физических качеств и способностей, но и сохранение приобретенного двигательного опыта на долгие годы. Это длительный процесс, но решаются эти задачи на каждом занятии при любых формах двигательной активности.

Для прочного усвоения учебного материала и позитивного отношения к нему со стороны инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями необходимо соблюдать следующие правила:

– учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые различия, природные возможности инвалида;

– опираться на сохранные функции;

– индивидуализировать педагогические воздействия, ориентируясь на личностные интересы и реальные возможности занимающихся;

– не спешить переходить к изучению новых двигательных действий, закреплять достигнутые успехи систематическим повторением изученного;

– не допускать переутомления, регулировать нагрузку за счет вариативности, продолжительности, интенсивности физических упражнений, пауз отдыха, переключения на другие виды деятельности;

– создавать доброжелательный климат на занятии, стимулировать двигательную активность положительной оценкой, одобрением;

– обеспечивать яркую образную подачу материала и эмоциональный фон восприятия;

– активизировать познавательную деятельность, используя межпредметные связи;

– формировать знания о физической культуре, о себе и своих возможностях, инициирующие самостоятельные занятия физическими упражнениями в любой доступной форме.