14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
Паралимпийское движение – самое развитое направление адаптивного спорта. Достаточно вспомнить, что именно Паралимпийские игры, начиная с 1960 года, проводятся сразу после Олимпийских игр в той же стране и на тех же спортивных сооружениях. Наибольший прогресс в развитии паралимпийского движения отмечается в сфере спорта высших достижений, так называемого элитного спорта. Если 40–50 лет тому назад спорт рассматривался преимущественно как средство терапии и реабилитации, активного отдыха и рекреации, то в настоящее время спорт для спортсменовинвалидов практически ничем не отличается от спорта высших достижений спортсменов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Здесь они так же как и здоровые люди удовлетворяют одну из главнейших потребностей человека – потребность в самоактуализации, саморазвитии и самосовершенствовании. Спортсмен с инвалидностью в настоящее время рассматривается уже не как пациент, больной, нуждающийся в помощи и опеке, а как спортсмен, способный демонстрировать выдающиеся достижения в развитии тела, разума, духа.
Понятие «паралимпийское движение» появилось в конце ХХ века, когда в 1989 г. в г. Дюссельдорфе (Германия) был создан Международный паралимпийский комитет (в иностранной аббревиатуре – IPC – International Paralympic Committee) для объединения международных спортивных федераций, развивающих спорт среди лиц с нарушениями зрения, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, слуха.
До создания Международного паралимпийского комитета эти федерации действовали разрозненно.
К ним относятся:
– Международная спортивная ассоциация слепых (IBSA – здесь и далее используется иностранная аббревиатура);
– Международная спортивная организация инвалидов (ISOD);
– Международная СтокМэндвильская спортивная федерация колясочников (ISMWSF);
– Международная спортивная ассоциация для лиц с церебральным параличом (CP–ISRA);
– Международная спортивная федерация для лиц с нарушением интеллекта (INAS–FID);
– Международный спортивный комитет глухих (CISS).
Международный спортивный комитет глухих (CISS) не входит в Международный паралимпийский комитет, а является присоединенным членом IPC.
О деятельности Международного паралимпийского комитета можно судить по его целям, задачам, органам управления, постоянным управлениям, комитетам и отделениям, выполняющим определенные функции.
В связи с тем, что паралимпийское движение наиболее развито в мире, рассмотрим организационную структуру Международного паралимпийского комитета более подробно.
В соответствии с Конституцией (Уставом) Международного паралимпийского комитета, утвержденной его Генеральной Ассамблеей в декабре 2001 года, основной целью IPC является общая поддержка спортивных состязаний для спортсменовинвалидов.
Для осуществления своей конституционной цели Международный паралимпийский комитет решает следующие задачи:
– выступать в качестве международной представительской организации для международных спортивных федераций, развивающих спорт среди инвалидов по паралимпийским стандартам;
– учреждать, организовывать, контролировать и координировать летние и зимние Паралимпийские игры;
– учреждать, санкционировать и в тех случаях, когда это необходимо, оказывать помощь в координации и контроле над всемирными и региональными играми и первенствами среди инвалидов по паралимпийским видам спорта, гарантируя соблюдение их интересов и принципов проведения состязаний;
– координировать график спортивных соревнований на международном и региональном уровне;
– способствовать интеграции спортивных состязаний для спортсменовинвалидов в международное спортивное движение спортсменов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, сохраняя при этом особенности спортивных состязаний для спортсменовинвалидов;
– осуществлять связь с Международным олимпийским комитетом и другими международными спортивными организациями;
– оказывать содействие и поощрять образовательные и реабилитационные программы, исследовательскую и пропагандистскую деятель
ность, способствующие достижению цели Международного паралимпийского комитета;
– содействовать развитию спорта для инвалидов без дискриминации по политическим, религиозным, экономическим, половым или расовым признакам;
– добиваться расширения возможностей инвалидов для участия в спортивных состязаниях и учебнотренировочных программах, разработанных для повышения их мастерства и квалификации;
– способствовать включению в летнюю и зимнюю паралимпийскую программу спортивных состязаний и мероприятий для спортсменов с более тяжелыми группами инвалидности и женщинспортсменов.
Полноправными членами Международного паралимпийского комитета являются:
– международные спортивные организации (федерации) спортсменовинвалидов: IBSA, ISOD, ISMWSF, CP–ISRA, INAS–FID (до 1995 года членом IPC являлась Международная спортивная организация глухих CISS, однако в феврале 1995 года она вышла из ее состава и является присоединенным членом IPC);
– национальные паралимпийские комитеты, включающие все национальные организации (федерации) для групп инвалидов, участвующих в тренировках и соревнованиях по паралимпийским видам спорта (национальные олимпийские комитеты, координирующие спортивные состязания спортсменов, участвующих в паралимпийских программах в данной стране, могут быть допущены в качестве национальных паралимпийских комитетов этих стран);
– национальные агентства по связям (в случае отсутствия в стране Национального паралимпийского комитета данное агентство может быть членом Международного паралимпийского комитета в течение двух лет от даты заявки, в течение которых она должна организовать Национальный паралимпийский комитет своей страны).
Высшим руководящим органом Международного паралимпийского комитета является Генеральная Ассамблея, которая решает любые вопросы, относящиеся к деятельности IPC и проводит свои заседания не менее одного раза в два года.
Руководит делами IPC между собраниями Генеральной Ассамблеи Исполнительный комитет, который должен созывать, по крайней мере, два собрания в год. Он инициирует исследования и осуществляет политику, установленную Генеральной Ассамблеей, утверждает календарь всех санкционированных спортивных мероприятий и контролирует их, чтобы гарантировать их соответствие установленным правилам и контрактам, решает вопросы о заполнении вакансий среди членов постоянных управлений, комитетов и офисных представителей, учреждает специальные комитеты, которые могут быть необходимы для выполнения его обязанностей и др.
Кроме того, в структуру Международного паралимпийского комитета входят Правление, Секретариат и постоянные управления, комитеты и отделения, которые в зависимости от выполняемых ими функций можно разделить на следующие группы:
– специальные – решающие основные конституционные (уставные) цели и задачи: спортивнотехническое управление, научноспортивное и медицинское управление, комитет спортсменов и комитет развития;
– обеспечивающие – решающие задачи функционирования IPC и его структурных подразделений: финансовое управление, юридическое управление и Комитет паралимпийской солидарности;
– региональные – содействующие продвижению целей и задач IPC в регионе – международные паралимпийские комитеты (МПК): Африки, Америки, Восточной Азии, Европы (включая Израиль), Ближнего Востока, стран ЮжноТихоокеанского региона (рис. 14.1).
Для решения основных уставных целей и задач Международного паралимпийского комитета наибольшее значение имеют два специальных управления – Спортивнотехническое и Научноспортивное и медицинское, организационные структуры которых представлены на рисунках 14.2 и 14.3.
Спортивнотехническое управление представлено (см. рис. 14.2) Советом по спорту (СС), Комитетом управления Советом по спорту (КУСС), Спортивными ассамблеями (СА) по каждому паралимпийскому виду спорта и их Исполнительными комитетами (ИКСА).
Важнейшее значение в деятельности Спортивнотехнического управления имеют Спортивные ассамблеи, которые в рамках целей и задач МПК должны развивать свои виды спорта, особенно входящие в программу Паралимпийских игр, включая установление правил, классификаций, программ и календаря соревнований. Это, безусловно, ключевые вопросы развития того или иного паралимпийского вида спорта.
Для обеспечения текущей работы Спортивные ассамблеи определяют состав своего Исполнительного комитета (ИКСА), который о всей своей деятельности отчитывается перед СА и информирует Комитет управления Советом по спорту (КУСС).
ИКСА по конкретному паралимпийскому виду спорта выполняет большое количество функций, главными из которых являются:
– поддерживать связь с оргкомитетами Паралимпийских игр и других международных соревнований;
– составлять список, подготавливать, сертифицировать и назначать классификаторов, жюри, судей и других должностных лиц на утвержденное соревнование;
– контролировать Паралимпийские игры и другие международные соревнования;
– представлять в Комитет управления Советом по спорту свои комментарии в отношении всех предложений, санкций и условий, поступающих по конкретному виду спорта, курируемому ИКСА;
– в тех видах спорта, где это необходимо, вводить (или совершенствовать существующую) систему классификации и нести ответственность за классификацию спортсменов для Паралимпийских игр и первенств;
– подготавливать и вносить поправки в правила соревнований по своим видам спорта (самостоятельно или по решению своей СА);
180 181
– составлять и вести текущий учет и классификационный список в своем виде спорта, ежегодно представлять Секретариату МПК обновленный список и др.
Таким образом, ИКСА должен возглавлять Спортивную ассамблею своего вида спорта. Кроме того, в его состав включаются: представитель спортсменов, специалист по классификации и до пяти других лиц, рекомендованных Спортивной ассамблеей из своих членов. В свою очередь, в состав Спортивной ассамблеи каждая национальная федерация по виду спорта может представлять до двух делегатов. Имеют такое право и каждая из пяти международных организаций спорта инвалидов (IBSA, ISOD, ISMWSF, CP–ISRA, INAS–FID).
Решающее значение в определении нормативноправовых основ паралимпийского движения имеет Совет по спорту, на который возложены следующие функции:
– планировать паралимпийские спортивные программы МПК;
– консультировать Исполнительный комитет МПК в отношении предоставления паралимпийского статуса любому виду спорта;
– рекомендовать включение и критерии в отношении видов спорта, дисциплин и выступлений в Паралимпийских играх;
– формулировать и вносить предложения Генеральной Ассамблее МПК;
– назначать специальные комитеты по неспецифическим спортивным техническим задачам, связанным с Паралимпийскими играми;
– работать с вопросами, касающимися паралимпийских видов спорта, а также проблемами постоянных управлений, комитетов, отделений;
– устанавливать общие правила, необходимые для соревнований по непаралимпийской программе МПК и др.
Для выполнения текущей работы Совет по спорту выбирает Комитет управления Советом по спорту (КУСС), который должен:
– обеспечивать публикацию технических правил утвержденных соревнований, контролировать, чтобы они не посягали на принципы МПК;
– рекомендовать изменения в критериях паралимпийских видов спорта, дисциплинах и выступлениях и контролировать то, чтобы установленные критерии выполнялись видами спорта и организаторами;
– рекомендовать Совету по спорту предоставление паралимпийского статуса какомулибо виду спорта;
– сотрудничать с каждым паралимпийским видом спорта (через СА и ИКСА), а также постоянными управлениями, комитетами, отделениями и др.
КУСС состоит из пяти членов: председателя и четырех представителей Совета по спорту.
Совет по спорту включает в себя: председателя (представителя МПК), представителя научного и медицинского совета по спорту, представителя спортсменов, представителей по летним и зимним видам спорта, а также по одному делегату от ИКСА (или лицу от каждого паралимпийского вида спорта) и одному представителю от пяти международных организаций спорта инвалидов (IBSA, ISOD, ISMWSF, CP–ISRA, INAS–FID).
Научноспортивное и медицинское управление образуют Научный и медицинский совет по спорту (НМСС), его исполком (ИК НМСС) и четыре комитета (подкомитета) (см. рис. 14.3).
Допинговый подкомитет должен нести ответственность за регулирование и использование допингового контроля и тестов.
Спортивный комитет по науке, исследованиям и образованию обеспечивает связь с другими организациями в области науки и спорта, координацию и поощрение научных исследований и образовательных программ в области спорта инвалидов.
Спортивный медицинский подкомитет несет ответственность за разработку программ лечения и профилактики спортивных травм спортсменовинвалидов, включая программы исследований и образования в данной области.
Подкомитет по классификации в тесном взаимодействии с органами Спортивнотехнического управления (СА, ИКСА, СС, КУСС) координирует исследования и образовательные программы в области спортивномедицинской (функциональной) классификации спортсменовинвалидов как в плане тяжести того или иного поражения (ампутации, травмы спинного мозга и др.), так и применительно к конкретному виду спорта.
Рассмотренные организационная структура, цели, задачи и функции Международного паралимпийского комитета дают представление о том круге вопросов, которые должны решаться специалистами адаптивного спорта (тренерамипреподавателями и инструкторамиметодистами по адаптивной физической культуре), государственными и общественными учреждениям и организациями, занимающимися этим видом социальной практики (соответствующими структурами Росспорта, федерациями, ассоциациями, клубами и др.).
- Раздел I
- Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура» ................................... 17
- Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .......... 29
- Раздел I
- Глава 1 специальность «адаптивная физическая культура»
- 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- 2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Глава 3теория и организацияадаптивной физической культурыкак интегративная наука,учебная дисциплина и важная областьсоциальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II
- Глава 7 роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата
- Глава 8становление и развитиеадаптивной физической культурысреди лиц с поражениямиопорнодвигательного аппарата
- 8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим – Италия
- 1964 Год. Токио – Япония
- 1968 Год. ТельАвив, РаматТан – Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг – Германия
- 1976 Год. Торонто – Канада
- 1980 Год. Арнхем – Нидерланды
- 1984 Год. НьюЙорк – сша; Эйлесбери – Англия
- 1988 Год. Сеул – Корея
- 1992 Год. Барселона – Испания
- 1996 Год. Атланта – сша
- 2000 Год. Сидней – Австралия
- 2004 Год. Афины – Греция
- 1Й этаплечебная физическая культура
- 1Й этап 1945–1979
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- 1Е место
- 2Е место
- Глава 10 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
- Глава 11 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта
- 11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Часть вторая
- Раздел III
- Глава 12организационноуправленческая структураадаптивной физической культурыв россии и за рубежом
- Глава 13
- 13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Глава 14
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Раздел IV
- Глава 18 адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)
- 18.1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специальнометодические принципы
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры