logo
AFK-Tom-1

6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре

Требования к профессиональной подготовленности и личности специалиста всегда обусловлены спецификой профессиональной деятельности. Ниже представлены некоторые психологопедагогические различия в деятельности профессионала в области физической культуры (ФК) и адаптивной физической культуры (АФК).

1. Объектом и субъектом педагогической деятельности, в том числе и учителя физической культуры, и тренера, является человек (А.Н. Леонтьев, 1975), а предметом же деятельности специалиста в области АФК – человек (ребенок или взрослый) с ограниченными физическими и психическими возможностями.

Профессиональная деятельность в сфере АФК в большей степени связана с оказанием помощи данной категории людей в формировании положительной самооценки на основе создания для них ситуации успеха в двигательной деятельности.

В структуре деятельности педагога АФК особую роль приобретает коммуникативный компонент: преимущество речевого (вербального) общения над невербальным при взаимодействии с людьми с депривацией зрения, необходимость владения языком жестов при работе с людьми с депривацией слуха и т.д., а также гностический (познавательный) компонент в связи с обязательным контролем изменений в состоянии здоровья занимающихся.

Для деятельности специалиста АФК характерна более высокая степень психической напряженности по сравнению с деятельностью профессионала ФК.

Подбор и использование педагогом АФК подготовительных и подводящих упражнений в процессе обучения технике двигательных действий, приемов физической помощи и страховки с учетом реальных возможностей участников группы в зависимости от степени выраженности дефекта (физического, сенсорного, психического) является более сложной, чем в ФК, задачей.

Профессионал АФК имеет больше шансов для реализации индивидуального подхода в связи, как правило, с небольшим количественным составом группы.

Необходимо преобладание личностного критерия оценки («сегодня лучше, чем вчера») над нормативным и сравнительным в деятельности педагога АФК по сравнению с деятельностью педагога ФК.

Поощрение усилий и стараний людей с ограниченными физическими и психическими возможностями не в меньшей, а даже в большей мере, чем их реальных успехов, обусловлено тем, что положительной динамики в течение долгого времени может и не быть.

Отношения в системе «педагог – врач» более важны для АФК, при этом медицинские знания являются профессионально важными для специалиста в данной области.

Вышеназванные психологопедагогические особенности деятельности специалиста АФК носят общий характер. Вместе с этим, каждый вид АФК – адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная физическая рекреация, физическая реабилитация, креативные (художественномузыкальные) телесноориентированные практики и экстремальные виды двигательной активности – предъявляет особенные требования к деятельности профессионала.

Например, тренеру важно помочь спортсменаминвалидам в формировании идентификации с ролью спортсмена, т.е. помочь принять социальную роль спортсмена. Отношение к себе как к спортсмену означает отношение к себе как к уверенному, сильному, несущему ответственность за свои успехи и неудачи и т.п., способствует ряду положительных перестроек в личности инвалида (А.Д. Черемных, 1998). К одной из особенностей его деятельности также относится прерывистый характер занятий спортом людьми с ограниченными возможностями в связи с необходимостью продолжения лечения, выполнения профилактических мероприятий, протезирования и т.д.

Общие и особенные психологопедагогические черты деятельности специалиста АФК определяют систему профессионально важных знаний и умений, т.е. профессиональную подготовленность. Первые попытки описания модели специалиста по АФК предприняты Т.В. Федоровой (1998), однако на сегодняшний день эта проблема находится в стадии решения.

Профессионально важные качества личности – это специфические способности профессионала, устойчивые характеристики специалиста, отвечающие его основной деятельности.

Говоря о личности педагога, в том числе и в сфере АФК, необходимо отметить, что «учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему следует обладать. Имеются они у него на 100% – отличный педагог, на 75% – хороший, на 50% – посредственный, ниже 50% – плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог ... – это личность, определенный склад характера, особая порода – каждый в своем стиле. Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные, и слабые свои стороны, и все особенности своего орудия, т.е. своей личности, как учителя и воспитателя»3 .

Общими профессионально важными качествами личности (независимо от специфики труда) являются добросовестность и эмоциональная стабильность, обеспечивающие успешность деятельности по любым критериям (Salgado, 1997), а также интегральное качество психологическая устойчивость (hardiness) (S. Kobassa, 1979, 1982).

Добросовестность как проявление целеустремленности, обязательности и настойчивости считается надежным прогностическим признаком профессионализма (Barrick&Mount, 1991).

Эмоциональная стабильность как уравновешенность, склонность к спокойствию, самоконтролю связана с продуктивностью и удовлетворенностью работой. Чем выше уровень стабильности, тем лучше продуктивность и выше удовлетворенность. Профессионалы с низким уровнем стабильности (т.е. высоким уровнем нестабильности или нейротизма), как правило, испытывают значительно меньшую удовлетворенность объемом работы, отношениями с коллегами и зарплатой, а также переживают гораздо более сильный эмоциональный стресс (Organ, 1975; А. Фернхейм, 2001).

Повышенная нестабильность и неоптимальный мотивационный комплекс педагога взаимосвязаны между собой.

Эмоциональная нестабильность может обусловить снижение удовлетворенности профессией в целом ряде случаев. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» в связи с низкой удовлетворенностью (неудачи, внутриличностный конфликт и т.п.), тем выше уровень эмоциональной нестабильности (А.А. Реан, 1990).

Профессиональная деятельность, в том числе и специалиста АФК, сопряжена с профессиональными стрессами. Высокий уровень психологической устойчивости определяет интегративное личностное качество «харди» (hardiness), т.е. смелый, дерзающий, «крепкий орешек», стойкий, обладающий силой противостояния. Данное качество, включающее три компонента: принятие на себя безусловных обязательств (commitment), контроль (control) и вызов (challenge), помогает человеку успешно разрешать стрессовые ситуации и сохранять при этом здоровье (рис. 2).

Контроль как способность противостоять неудачам связан с интернальным локусконтролем, т.е. любая трудная ситуация контролируема, а не является ударом судьбы, следовательно, ее можно в чемто преобразовать в свою пользу. Третий компонент – вызов – предусматривает отношение к любому сложному и неблагоприятному событию в профессиональной и жизненной карьере как к стимулу для развития собственных возможностей, как возможность проявить себя.

Независимо от специфики педагогической деятельности (значит, и в сфере АФК) влияние характера на состояние профессионала возрастает при увеличении сложности деятельности: а) на начальном этапе урока (занятия); б) у молодых специалистов по сравнению с более старшими и опытными; в) в ситуации конфликта (А.О. Прохоров, Т.Н. Васильева, 2001).

Основными чертами характера, обеспечивающими возникновение и поддержание благоприятных состояний педагога (эмоциональный подъем, увлеченность и др.), являются: дисциплинированность, добросовестность, аккуратность, организованность, активность, ответственность, исполнительность. К чертам характера, позволяющим педагогу оптимально чувствовать себя в ситуации конфликта, относятся: толерантность, нежность, заботливость, внимательность, доброта, привязанность, ласковость и др.

Профессионально личностные качества специалиста АФК рассматривались, прежде всего, в рамках мотивации будущих профессионалов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ХАРДИ»

Принятие на себя безусловных обязательств по решению профессиональной задачи

Контроль

Вызов

Успешное разрешение стрессовых ситуаций и сохранение здоровья

Рис. 2. Интегративное качество «Харди» (по Kobassa, 1979, 1982)

Основными мотивами, стимулирующими профессиональное самоопределение студентов по данной специальности, являются мотивы личностного престижа, профессионализма, прагматические и познавательные мотивы. Высокая выраженность данных групп мотивов (за исключением прагматических) способствует формированию у большинства студентов на первом курсе общей смысловой установки на работу с людьми с ограниченными физическими и психическими возможностями. Прагматические мотивы (желание родителей, уклонение от службы в армии и др.) оказывают негативное влияние на успешность обучения студентов, что обуславливает необходимость формирования адекватной профессиональной мотивации (Т.В. Федорова, 1999).

Можно говорить о некоторых профессионально важных качествах личности специалиста АФК.

Личностные качества, необходимые для работы с детьмиинвалидами, изучались путем опроса 26 студентов 2 курса специализации АФК СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, имеющих небольшой опыт педагогической практики («студенты»), и 10 сотрудников Детского благотворительного фонда Р. Макдональдс, имеющих опыт работы в проведении занятий рекреационного характера («сотрудники»), которые ранжировали десять личностных качеств с точки зрения их важности для собственной профессиональной деятельности (см. таблицу). При этом перечень качеств можно было увеличить или уменьшить, заменить одну черту на другую. Так, «сотрудники» заменили «сочувствие» на «уважение», посчитав это более подходящим определением отношения к «особенным» детям.

В группу наиболее значимых качеств личности вошли терпение, доброжелательность и сочувствие / уважение. При этом терпение более важное качество, по мнению «студентов», а доброжелательность – по мнению «сотрудников» (1 ранг).

Профессионально важные качества личности специалиста АФК

Степень значимости

Качества личности

«Студенты»

«Сотрудники»

Наиболее важные качества (1–3 ранги)

· терпение · доброжелательность · сочувствие

· доброжелательность · терпение · уважение

Важные качества (4–7 ранги)

· эмпатия · уверенность · гибкость · требовательность к себе и другим

· гибкость · уверенность · требовательность к себе и другим · тактичность

Наименее важные качества (8–10 ранги)

· общительность · тактичность · стремление к самосовершенствованию

· стремление к самосовершенствованию · эмпатия · общительность

Эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого посредством сопереживания вошла в группу важных личность качеств у «студентов», а «сотрудники» считают ее наименее значимым (9 ранг). Повидимому, это обусловлено спецификой их деятельности, прежде всего, непостоянством детского контингента.

Тактичность, гибкость как способность действовать в зависимости от ситуации, стремление к самосовершенствованию более важны для «сотрудников», чем для «студентов», хотя в целом они составили группу важных качеств.

Общительность, по мнению и «студентов», и «сотрудников», является наименее важной чертой характера.

Уверенность, связанная с положительной самооценкой, в иерархии профессиональных личностных особенностей относится к группе важных качеств (5 ранг), что, скорее всего, связано с недостаточно высоким уровнем профессиональной подготовленности участников исследования.

Таким образом, личность профессионала оказывает определенное влияние на его деятельность. Вместе с этим, существует и обратное влияние. Положительное влияние деятельности на личность связывают с формированием индивидуального стиля деятельности, а негативное – с профессиональной дезадаптацией, а конкретно – с профессиональной деформацией (Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, 1994) и развитием синдрома «психического выгорания» (burnout) (Н.Е. Водопьянова, 2001; Г. Крайг, 2001).

Особого внимания заслуживает синдром «психического выгорания», что обусловлено спецификой деятельности специалиста АФК.

Согласно модели К. Маслач и С. Джексон, «выгорание» («сгорание») понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Эмоциональное истощение – это главная составляющая, которая проявляется как в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии к людям (эмоциональная адаптация), так и в эмоциональной несдержанности (эмоциональное пресыщение). Деперсонализация проявляется в изменении отношений с другими людьми (зависимость или, наоборот, неприемлемые установки в работе с людьми, стремление унизить и т.п.). Редукция личных достижений связана с негативным оцениванием собственных результатов, себя как профессионала либо в ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, т.е. со снижением самооценки (Н.Е. Водопьянова, 2001).

Опасность возникновения данного синдрома у профессионала в сфере АФК достаточно высока, что требует специальных исследований в отношении его развития и путей профилактики и коррекции.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику таким качествам личности, как добросовестность и эмоциональная стабильность.

2. Как вы понимаете интегративное личностное качество «харди»?

Какие черты характера важны для педагога по адаптивной физической культуре?

Раскройте различие в ранжировании профессионально важных личностных качеств специалиста АФК «студентами» и «сотрудниками».

5. Что такое синдром «психического выгорания»?