Глава 17
ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕАТИВНЫХ (ХУДОЖЕСТВЕННО МУЗЫКАЛЬНЫХ) И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Креативные (художественномузыкальные) виды двигательной активности, ориентированные на удовлетворение потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом развитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ, другие средства искусства, были выделены в качестве отдельного вида адаптивной физической культуры лишь в 2002 году (Евсеев С.П., 2002). Поэтому его организационная структура находится в стадии становления. Однако элементы креативных (художественномузыкальных) видов двигательной деятельности используются в целом ряде учреждений и организаций.
Прежде всего необходимо выделить образовательные учреждения специального (коррекционного) образования I–VIII видов, где во второй половине учебного дня проводятся секционные занятия по «сказкотерапии», «игротерапии», «танцевальной терапии» и т.п. Во многих учреждениях в форме секционной работы реализуются программы, стимулирующие творческую активность, интегрирующую движения, музыку, другие средства искусства.
В качестве примера такого рода программ можно привести положительный опыт специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII–VIII видов СанктПетербурга, в которых интегрируются занятия по «Спешиал Олимпикс» и «Спешиал Арт».
Креативные (художественномузыкальные) виды двигательной активности представлены в ряде физкультурноспортивных клубов инвалидов, в которых эти виды двигательной активности тесно переплетаются с занятиями рекреативной направленности, ориентированными на получение занимающимися удовольствия от активности.
Последние годы креативные виды двигательной активности постепенно проникают в реабилитационные центры (особенно в те, которые работают с подростками и молодежью, оказавшимися зависимыми от психоактивных веществ), лечебнопрофилактические, санаторные учреждения, где все большую популярность приобретают занятия по танцевальной терапии, психогимнастике, двигательной пластике, аквааэробике и др.
В качестве примера организаций, где основное внимание уделяется креативным (художественномузыкальным) видам двигательной активности, можно привести школу джазмодерн танца и танцевальную компанию «Каннонданс», работающую с 1997 года в СанктПетербурге. Руководителем этой компании является заведующий кафедрой современной хореографии и танцевальной терапии СанктПетербургского университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, основной задачей которой и является научное обоснование и создание методического обеспечения креативных (художественномузыкальных) видов двигательной активности.
Очень часто данный вид адаптивной физической культуры реализуется в виде курсов, семинаров, мастерклассов по нетрадиционным авторским методикам саморазвития и самосовершенствования человека. Эти курсы, семинары, мастерклассы проводятся как юридическими (государственными и коммерческими), так и физическими лицами.
Необходимо учитывать, что указанные лица обязаны иметь лицензию на образовательную деятельность в областях, которые они используют в своих авторских методиках (например, в области адаптивной физической культуры).
Экстремальные виды двигательной активности, направленные на удовлетворение потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в риске, повышенном напряжении, испытании себя в необычных (неординарных) условиях особенно бурно развиваются в последние годы. Однако чрезмерное стремление создать условия, объективно опасные для здоровья и даже жизни, характерное для современных экстремалов, отрицательно сказывается на внедрении этого вида двигательной активности в адаптивной физической культуре, в которой непременным условием его применения является создание лишь субъективно опасных условий, ни в коем случае не ставящих под сомнение сохранность здоровья и тем более жизни занимающихся.
В доперестроечный период занятия экстремальными видами двигательной активности в основном проводились в организациях (клубах, школах, секциях) Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), которое ныне преобразовано в Центральный совет РОСТО. Однако к занятиям экстремальными видами спорта (автомобильным, парашютным, планерным и т.п.) допускались только здоровые юноши и подростки.
В настоящее время лицам с отклонениями в состоянии здоровья вполне доступны многие экстремальные виды двигательной активности. Например, в лечении и реабилитации наркозависимых обязательной частью программы, уже более пяти применяемой специалистами из Польши, является скалолазный спорт, ночное ориентирование и физические упражнения. Цель этих мероприятий – обучить наркозависимых умениям справляться с трудностями, рассчитывать на себя, открывать в себе новые возможности и перебарывать страх, поскольку любой наркозависимый боится проблем, избегает возникающие трудности.
Большое количество разнообразных экстремальных видов двигательной активности с полной гарантией их безопасности предлагается в системе организаций, обеспечивающих отдых граждан. Так, например, в пансионатах, санаториях и на обычных пляжах Черноморского побережья предлагаются следующие экстремальные виды активности: парашютная буксировка одного или двух человек (тандем), катание на «банане» (длинный резиновый цилиндрический предмет, на который верхом усаживаются отдыхающие и который буксируется катером), хождение на парусной доске, катание на водных лыжах, погружение с аквалангом, сплав по горной реке и целый ряд других.
Все эти виды являются платными, равно как и посещение аквапарка, где так же имеется ряд экстремальных аттракционов – спусков с различных горок, вызывающих у клиентов острые необычные ощущения и позволяющих испытать и преодолеть страх.
Использование экстремальных видов двигательной активности с лицами с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе с инвалидами) целесообразно путем включения их в индивидуальные программы реабилитации, в перечень мероприятий санаторнокурортных комплексов, где пребывают люди с ограниченными возможностями. Необходимо ввести льготы для инвалидов на платные услуги, связанные с экстремальными мероприятиями. Ведь они позволяют оптимизировать психическое состояние инвалидов (избавиться от фрустрации, депрессии), сформировать у них ощущения полноценной, полнокровной жизни.
В проведении занятий с использованием экстремальных видов двигательной активности обязательно должны участвовать специалисты (педагоги, тренеры, инструкторы) по адаптивной физической культуре или лица, прошедшие курсы повышения квалификации или переподготовку в этой области.
Контрольные вопросы и задания
В каких учреждениях и организациях проводятся креативные (художественномузыкальные) виды двигательной активности?
Перечислите и дайте краткую характеристику программам по креативным (художественномузыкальным) видам двигательной активности, известным вам по публикациям и из практики.
Где могут применяться экстремальные виды двигательной активности?
Покажите роль экстремальных видов двигательной активности в антинаркотических профилактических мероприятиях.
Попробуйте систематизировать известные вам экстремальные виды двигательной активности, доступные для инвалидов различных нозологических групп – незрячих, неслышащих, с поражением опорнодвигательного аппарата, интеллекта и др.
- Раздел I
- Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура» ................................... 17
- Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .......... 29
- Раздел I
- Глава 1 специальность «адаптивная физическая культура»
- 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- 2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Глава 3теория и организацияадаптивной физической культурыкак интегративная наука,учебная дисциплина и важная областьсоциальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II
- Глава 7 роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата
- Глава 8становление и развитиеадаптивной физической культурысреди лиц с поражениямиопорнодвигательного аппарата
- 8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим – Италия
- 1964 Год. Токио – Япония
- 1968 Год. ТельАвив, РаматТан – Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг – Германия
- 1976 Год. Торонто – Канада
- 1980 Год. Арнхем – Нидерланды
- 1984 Год. НьюЙорк – сша; Эйлесбери – Англия
- 1988 Год. Сеул – Корея
- 1992 Год. Барселона – Испания
- 1996 Год. Атланта – сша
- 2000 Год. Сидней – Австралия
- 2004 Год. Афины – Греция
- 1Й этаплечебная физическая культура
- 1Й этап 1945–1979
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- 1Е место
- 2Е место
- Глава 10 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
- Глава 11 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта
- 11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Часть вторая
- Раздел III
- Глава 12организационноуправленческая структураадаптивной физической культурыв россии и за рубежом
- Глава 13
- 13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Глава 14
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Раздел IV
- Глава 18 адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)
- 18.1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специальнометодические принципы
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры