logo
AFK-Tom-1

22.3. Специальнометодические принципы

Эти принципы адаптивной физической культуры построены на основе интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития. Доминирующими являются теоретические концепции специалистов и ученых в области специальной психологии (Л.С. Выготский, 1983; С.Я Рубинштейн, 1986; В.И. Лубовский, 1989), специальной педагогики (А.Н. Смирнова, 1982; В.В. Воронкова, 1994; Л.М. Шипицына, 1995) и ее разделов: тифлопедагогики (М.И. Земцова, 1973; Л.Ф. Касаткин, 1985; Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; А.Г. Литвак, 1998 и др.), олигофренопедагогики (М.С. Певзнер, 1979; С.Д. Забрамная, 1995; Н.П. Вайзман, 1997 и др.), сурдопедагогики (В.Г. Петрова, 1977; М.Я. Козлов, А.Л. Левин, 1989; М.Д. Шматко, 1991), логопедии (Ж.И. Шиф, 1977; Л.А. Венгер, 1978; Г.А. Волкова, 1993, 1999 и др.).

Принцип диагностирования для любого вида адаптивной физической культуры означает учет основного дефекта, качественного своеобразия его структуры, времени поражения, медицинского прогноза, показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учет сопутствующих заболевании и вторичных отклонений.

Для построения коррекционноразвивающих программ адаптивного физического воспитания для педагога важна информация о формах и вариантах психического дизонтогенеза, так как процессы ретардации и диспропорции характерны не только для психического, но и физического развития и нуждаются в коррекции.

Практическая деятельность педагога требует углубленного знания диагностики психического состояния, так как движение тесно связано с деятельностью высших психических функций. Специалист АФК не проводит диагностику нейропсихического состояния, но он должен уметь использовать ее результаты как инструмент для понимания дефекта и выбора правильной стратегии обучения и развития ребенка. Через движение в силу целостности организма происходят изменения и психических процессов. Чтобы эти изменения носили позитивный характер, недостаточно знать только диагноз.

В исследованиях Л.С. Цветковой (1998) установлено, что у детей аномального развития одно и то же нарушение (симптом) может быть вызвано разными причинами, иметь разную локализацию (топику) поражения мозга, механизмы и закономерности протекания, и методы преодоления нарушений будут зависеть от этих причин. Следует также учитывать, что при аномальном развитии психической сферы нарушение одного какоголибо психического процесса ведет к системному нарушению других, с ним связанных. Нередко причиной несформированности тех или иных психических функций является задержка созревания определенных зон мозга без патологических нарушений. Это принципиально меняет программу педагогических воздействий, требует дифференциации и более тонкой индивидуализации.

Эффективность обучения детей с нарушениями развития зависит от многих факторов, но прежде всего от раннего выявления дефектов (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1988; В.И. Лубовский, 1989; О.Н. Усанова, 1990; Е.М. Мастюкова, 1992).

Принцип дифференциации и индивидуализации

Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение детей в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медикопсихологопедагогическая комиссия, формирующая типологические группы детей, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные характеристики двигательной деятельности в этих группах (классах) чрезвычайно вариативны, поэтому для проведения уроков физического воспитания нужна более тонкая дифференциация учащихся, которую осуществляет учитель физического воспитания.

Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций – двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных. Сущность индивидуализации педагогического процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимальные условия для его роста. При индивидуальной форме занятий принцип реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.

Одно из направлений реализации принципа – определение индивидуальных образовательных маршрутов, ориентированных на уникальность и своеобразие личности во всех ее проявлениях (Л.В. Андреева, 1998). В адаптивном физическом воспитании такой подход предполагает разработку алгоритмов обучения, воспитания, коррекции, развития в целях физкультурного образования личности.

Принцип коррекционноразвивающий направленности педагогического процесса

Выдвинутый Л.С. Выготским в 30е годы, этот принцип и на сегодня является ведущим в специальной педагогике.

Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.

В адаптивной физической культуре коррекционноразвивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений (Г.Б. Сергеев, 1995; М.А. Денисова, 1995; Е.М. Мастюкова, 1997; Л.Н.Ростомашвили, 1999).

Практика показывает, что нарушения в развитии приводят в первую очередь к расстройству координации движений (Н.П. Вайзман, 1997; С.Н. Мишарина, 1997; В.А. Ванюшкин, 1999). Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их точно, свободно, без напряжения и скованности, – вот те свойства, которые необходимы ребенку для нормальной жизнедеятельности. Существенные отставания от здоровых сверстников наблюдаются и в развитии физических качеств: силы основных мышечных групп туловища и конечностей, быстроты движений, выносливости, скоростносиловых качеств, подвижности в суставах (Е.В.Начинова,1989; А.А. Дмитриев, 1991; Э.Н. Абилова, 1992). Отставание в физическом развитии может составлять от 1 до 3х лет.

Именно поэтому в работе с детьми, имеющими стойкие нарушения в развитии, коррекционноразвивающая направленность адаптивного физического воспитания занимает приоритетное место среди других принципов и является его сущностной основой.

Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий

Принцип заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций и формирования обходных путей.

Так, при нарушении зрения компенсация формируется под влиянием комплекса сохранных ощущений: слуховых, кожных, мышечносуставных, обонятельных, вибрационных, температурных, которые достаточно подробно информируют человека об окружающем пространстве, что и позволяет ему решать сложные двигательные задачи (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; В.А. Кручинин, 1991).

Процесс компенсации после ампутации конечностей тесно связан с двигательными перестройками, приспособлением поврежденных структур организма к иным условиям существования. По мнению Т.И. Сулимцева, А.Н. Таманцева (1993), компенсаторные возможности ампутантов находятся в прямой зависимости от уровня развития физических качеств – мышечной силы, силовой выносливости, мышечносуставного чувства, равновесия, дифференцировки временных и пространственных характеристик движения.

При поражении спинного мозга, когда нормальную ходьбу восстановить невозможно, формируют различные варианты компенсаторной ходьбы за счет активного развития сохранных функций (Д.В. Скворцов, 1997; А.С. Витензон, 1998). Тренировка поврежденных структур, возможности развития которых чрезвычайно ограничены, часто не приводит к желаемым результатом.

Таким образом, смысл принципа компенсаторной направленности педагогических воздействий состоит в том, чтобы с помощью специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах за счет активизации сохранных функций, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию (Ф.З. Меерсон, 1986).

Принцип учета возрастных особенностей

Каждый конкретный возраст в целостном онтогенетическом физическом и психическом развитии уникально неповторим: он содержит как ведущие «точки роста», определяющие развитие в целом, так и факторы, лимитирующие его. Двигательная функция человека характеризуется этапностью развития систем движений человека, колебательным характером этих систем, синфазностью периодов ускоренного развития, высокой степенью индивидуальности двигательных проявлений (Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов, 1984; В.К. Бальсевич, 1987).

Процесс адаптивного физического воспитания, направленный на всестороннее развитие личности каждого ребенка, должен опираться на эти закономерности.

а) Единство генетического хода развития

Ребенок с нарушениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый ребенок. Различия заключаются в темпах физического и психического развития, конечном результате и способах его достижения. Развитие личности ребенка, его физических способностей и познавательной деятельности зависит от основного дефекта и требует большего времени, иных средств и методов.

б) Максимальное использование сенситивных периодов развития

Процесс индивидуального развития происходит неравномерно и неодновременно. Периоды стабилизации и плавного развития психических, физиологических, двигательных функций сменяются ускорениями. Те возрастные периоды, в которые организм наиболее чувствителен к определенного рода воздействиям, названы сенситивными, или критическими, поскольку они оказывают существенное влияние на последующие этапы развития и весь жизненный цикл (Т.В. Карсаевская, 1970).

Для обучения двигательным действиям сенситивным периодом считается возраст 5–10 лет, а возрастной интервал от 7 до 10–12 лет предпочтителен для развития всего спектра физических качеств и координационных способностей. Поэтому естественно считать его важным для организованной закладки потенциала двигательной активности человека (В.К. Бальсевич, 1988). Это же время является оптимальным для формирования осознанной мотивации к телесному развитию и выработки привычки заботиться о своем здоровье (А.Г. Щедрина, 1996).

Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сенситивные зоны; важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста.

в) Учет зоны ближайшего развития

При разработке проблемы взаимоотношения обучения и развития для детей нормального развития и с нарушениями Л.С. Выготским были введены понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», под которыми подразумевалась в первом случае такая подготовка ученика, которая дает ему возможность действовать самостоятельно, во втором – возможность выполнять задание с помощью учителя (или родителей) то, что самостоятельно сделать пока не удается.

Зона ближайшего развития определяет не только психическое, но и физическое развитие, находящиеся в процессе созревания, дает представление о потенциальных возможностях развития, что, в свою очередь, позволяет делать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения детей с ограниченными функциональными возможностями.

Выявление актуального и потенциального уровней физического развития, зоны ближайшего развития может быть основой нормативной возрастной диагностики для разных нозологических групп.

Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий

Эти принципы вытекают из признания основополагающего постулата: движение, двигательная активность для детей с ограниченными возможностями это объективное и жизненно необходимое условие существования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совершенствования индивидуальных возможностей.

Принцип адекватности означает требование, чтобы выбор средств, методов, методических приемов соответствовал состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно действующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации. Принцип адекватности предусматривает учет следующих факторов: тяжести основного дефекта, характера сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возрастные особенности, индивидуальные темпы развития, состояние двигательной функции, особенно локомоторной, сохранность сенсорных систем, интеллекта, способность к обучению, наличие двигательного опыта, предрасположенность, интерес и природные задатки к тем или иным видам физических упражнений.

Принцип оптимальности означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также физической нагрузке, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

Принцип вариативности означает бесконечное многообразие содержания и возможностей движения. Смысл вариативности состоит не только в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной гиподинамии испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В практической деятельности принцип выражается в варьировании физических упражнений и условий их выполнения, методов и методических приемов словесного и звукового воздействия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоционального состояния занимающихся. Выбор возможных сочетаний перечисленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуальностью занимающихся, конкретными педагогическими задачами и должны соответствовать принципам адекватности и оптимальности.

Контрольные вопросы и задания

1. Какими путями реализуется принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре?

2. Что означает непрерывное физкультурное образование?

3.Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для инвалида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей.

Что означает принцип социализации? Какова роль адаптивной физической культуры в социализации личности?

Какие факторы влияют на процесс социальной адаптации инвалида?

Раскройте понятия «социальная интеграция» и «интегрированное обучение».

Какова роль образования, в том числе и физкультурного, в интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в социум?

В чем заключаются возможности реализации принципа интеграции в адаптивной физической культуре?

В чем состоит принцип приоритетной роли микросоциума для ребенка с нарушениями в развитии?

10. Раскройте роль семьи в социализации личности ребенка.

Раскройте негативное влияние социальной изоляции, материнской депривации на воспитание и развитие детей.

Раскройте, почему соблюдение методических принципов определяет профессиональную компетентность педагога адаптивной физической культуры?

Какие требования к педагогу предполагает реализация принципа научности?

В чем заключаются принципы сознательности и активности? Как реализуются эти принципы в работе с детьмиинвалидами?

Почему важно соблюдение этих принципов родителями детейинвалидов?

16.Раскройте особенности реализации принципа наглядности в процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорнодвигательного аппарата.

Раскройте особенности и правила реализации принципа доступности в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Что означает принцип систематичности в адаптивном физическом воспитании?

В чем состоят особенности реализации и правила соблюдения принципа прочности в работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями?

Раскройте значение принципа прочности для долговременного непрерывного физкультурного образования и социализации личности.

21. Раскройте комплексный характер диагностирования.

Какое значение для адаптивной физической культуры имеют принципы дифференциации и индивидуализации, и в чем они заключаются?

В чем заключается принцип коррекционноразвивающей направленности педагогического процесса как ведущий принцип специальной педагогики?

В чем заключается компенсаторная направленность педагогических воздействий?

В чем проявляются возрастные особенности физического и психического развития ребенка?

В чем заключается единство онтогенетического хода развития здорового ребенка и с нарушениями в развитии?

Почему в адаптивной физической культуре необходимо максимально использовать сенситивные периоды развития?

Что означают понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», и какое значение они имеют для адаптивного физического воспитания?

Что означает принцип адекватности педагогических воздействий в адаптивной физической культуре?

30.Что означает принцип оптимальности педагогических воздействий в адаптивной физической культуре?

31.В чем состоит принцип вариативности педагогических воздействий?

32. Какие приемы вариативности используются в процессе занятий физическими упражнениями с детьмиинвалидами?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптивная физическая культура как новая для России интегративная область образования, науки, культуры, социальной практики имеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинального изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к физической культуре, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.

В системе образования адаптивная физическая культура должна занять важное место во всех видах и типах образовательных учреждений: дошкольных, школьных, начального, среднего и высшего профессионального, а также дополнительного образования.

Одно из ведущих мест принадлежит адаптивной физической культуре в системе специального (коррекционного) образования, где на ее основе может строиться учебновоспитательный процесс, мероприятия, обеспечивающие социализацию детей с отклонениями в развитии.

Однако повсеместное внедрение адаптивной физической культуры в систему образования сдерживается недостаточным количеством специалистовпрофессионалов. Поэтому в ближайшее время необходимо существенно увеличить количество учащихся, студентов и магистрантов, осваивающих образовательные программы по адаптивной физической культуре.

Огромны перспективы научноисследовательской работы в области адаптивной физической культуры, объединяющей в себе такие области знаний, как физическая культура, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин.

Наиболее актуальными являются проблемы адаптивного спорта и экстремальных видов двигательной активности, адаптивной двигательной рекреации и креативных (художественномузыкальных) телесноориентированных практик.

Последние два компонента (вида) адаптивной физической культуры самым тесным образом связаны с творчеством человека, нетрадиционными способами его самоактуализации, с искусством.

Особенно важным направлением развития адаптивной физической культуры в России является внедрение аксиологической личностноориентированной концепции отношения общества к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. А это невозможно без активного участия средств массовой информации и коммуникации, формирования информационного пространства адаптивной физической культуры.

Одним из путей решения данной задачи является расширение сферы влияния журнала «Адаптивная физическая культура», преобразование его из ежеквартального в ежемесячный.

Повсеместное внедрение в жизнь россиян адаптивной физической культуры как важнейшей области социальной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в общество. А это, в свою очередь, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

Адаптивная физическая культура: Ежеквартальный периодический журнал. – 2000: №№ 1–2, 3–4. – 2001 и последующие годы: № 1, 2, 3, 4.

Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1997.

Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих: Учебное издание. – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.

Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: Аграф, 1997. – 128 с.

Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.: ТераСпорт, 2000. – 166 с.

Горская И.Ю., Суянгулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография. – Омск: Издво СибГАФК, 2000. – 212 с.

Григоренко В.Г., Сермеев Б.В. Теория и методика физического воспитания инвалидов. – Одесса, 1991. – 98 с.

Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 176 с.

Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. – СПб.: Издво ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. – 95 с.

Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материальнотехническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. профессора С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2000. – 152 с.

Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), и 0323 – Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.

Жиленкова В.П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата: Учеб. пособие / Под ред. С.П. Евсеева. – СПб.: Издво ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. – 83 с.

Забрамная С.Д. Психологопедагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, 1995. – 112 с.

14. ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001. – 400 с.

15. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефесбологии. – М., 1990.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. – М.: Медицина, 1995. – 397 с.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физическая культура и спорт, 1991. – 543 с.

Мозговой В.М., Дмитриев А.А., Самыличев А.С. Методические рекомендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе. – М., 1996. – 128 с.

Николаев Ю.М. Теоретикометодологические основы физической культуры в преддверии XXI века. – СПб.: Издво ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. – 217 с.

Подвиждные игры для детей с нарушением в развитии / Под ред. Л.В.Шапковой. – СПб.: ДетствоПресс, 2001. – 160 с.

Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. – СПб.: Издво ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. – 284 с.

Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения: Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей / Под ред. Л.В. Шапковой. – СПб.: Издво Института специальной педагогики и психологии, 2001. – 66 с.

Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 5. – С. 11–156.

Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с.

Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

Федорова Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева. – СПб.: Издво ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 134 с.

Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М., 1997.

Шапкова Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – СПб.: Издво ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. – 45 с.

Шапкова Л.В. Функции адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – СПб.: Издво ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. – 82 с.

Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурнооздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с.

Шапкова Л.В., Федорова Т.В. Технология подготовки и тематика квалификационных работ (по специальности 022500 – Адаптивная физическая культура): Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева. – СПб.: Издво ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997.

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 496 с.

Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – 272 с.

280 281

Приложение 1

СанктПетербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта

__________

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Подготовки специалиста по специальности 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) 032102

Квалификация выпускника – специалист по адаптивной физической культуре

Нормативный срок освоения

Возможность продолжения образования:

при очной форме обучения – 5 лет в аспирантуре

ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

К

НАИМЕНОВАНИЕ МЕСЯЦА

у

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

р

с

НОМЕРА НЕДЕЛЬ

ы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

1

::

::

=

=

::

::

=

=

=

=

=

=

=

2

::

::

=

=

::

::

=

=

=

=

=

=

=

3

^

^

^

^

^

^

^

::

::

::

=

=

::

::

::

=

=

=

=

=

=

=

4

+

+

+

+

+

+

::

::

=

=

::

::

::

//

//

//

//

//

=

=

=

=

=

=

=

5

*

*

*

*

*

*

::

::

=

=

::

//

//

//

//

//

//

//

//

=

=

=

=

=

=

=

^

+

*

//

=

::

В пустых клетках

Теоретическое обучение Экзаменационные Педагогическая Практика по Практика по Итоговая Каникулы, сессии (школьная) практика специальности специализации государственная включая отпуск аттестация после окончания вуза

СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО БЮДЖЕТУ ВРЕМЕНИ (В НЕДЕЛЯХ)

Теоретическое

Экзаменацион

Семестры

обучение

ные сессии

1

20

1

2

20

2

3

20

2

4

19

2

5

15

3

6

15

3

7

17

2

8

10

3

9

15

2

10

11

1

Всего

162

21

Практика

7

6

6

19

Итоговаягос. аттестация(включая подгот.и защиту квал.работы)

5

8

13

Каникулы

(включая

Всего

отпуск после

окончания вуза)

2

24

7

28

2

24

7

28

2

27

7

25

2

27

7

25

2

25

7

27

45

260

282 283

ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Объем работы студентов Распределение по курсам и семестрам (часы) 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Распреде

ление по

Нед. Нед Нед. Нед. Нед. Нед Нед. Нед. Нед. Нед. Индекс Наименование циклов, АудиСамоСем. Сем. Сем. Сем. Сем. Сем. Сем Сем Сем. Сем. семестрам

компонентов и дисциплин Всего стоятель

торные 20 20 20 19 15 15 17 10 15 11 экзаче

ная

занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 заметов

работа Аудиторные часы в семестре нов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Общие гуманитарные и соци808 158 128 112 120 80 120 90 ГСЭ альноэкономические 1800 1158 642 306 158 132 202 110 120 130

дисциплины

(350) (148) (30) (20) (82) (30) (40) ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент 838

1260 422 ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык 340 170 48 38 4

170 36 48 2 ГСЭ.Ф.02 Физическая культура, в т. ч.: 408 (350) 58 8

гимнастика 150 20 (30) (20) 5

(130) (30) (20) (30) 2,4

плавание 158 18 4

(140) (78) (62) 1

туризм 50 (40) 10 (40) 1

атлетизм 50 (40) 10 (40) 7 ГСЭ.Ф.03 Отечественная история 120 92 28 42 2 1

50 ГСЭ.Ф.04 Философия 122 66 56 34 4

32 3 ГСЭ.Ф.05 Культурология 90 50 40 50 6 ГСЭ.Ф.06 Правоведение 60 30 30 30 5 ГСЭ.Ф.07 Психология и педагогика 120 80 40 40

40 3,4 ГСЭ.Р.00 Национальнорегиональный

270 160 110

(вузовский) компонент ГСЭ.Р.01 Русский язык и культура речи 70 40 30 20 20 1,5 ГСЭ.Р.02 Экономика 80 50 30 50 7

ГСЭ.Р.03 Политология 60 40 20 40 7 ГСЭ.Р.04 Социология 60 30 30 30 6 ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые 270 160 110 вузом ГСЭ.В.01 История физич. культ. и спорта

130 90 40 50 2

40

ГСЭ.В.02 Психология физич. культ. и

140 70 70 30 6

40 5

спорта ГСЭ.В.03 Мировое педагогическое

130 90 40 50 2

40

наследие ГСЭ.В.04 Психология личности 140 70 70 30 6

40 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Общие математические и 900 408 492 120 130 60 68 30

ЕН естественнонаучные дисциплины

ЕН. Ф.00 Федеральный компонент 720 310 410

ЕН. Ф.01 Математика 140 70 70 30 40 2

ЕН. Ф.02 Информатика 180 70 110 30 40 2

ЕН. Ф.03 Физика 120 60 60 60 3

ЕН. Ф.04 Химия 100 50 50 50 2

ЕН. Ф.05 Биология с основами экологии 180 60 120 60 1

Национальнорегиональный 90 36 54

ЕН. Р.00 (вузовский) компонент

Компьютерная обработка данных 90 36 54 36 4

ЕН. Р.01 экспериментальных исследований

Дисциплины и курсы по выбору 90 62 28

ЕН. В.00

студента, устанавливаемые вузом

ЕН. В.01 Спортивная мерология 90 62 28 32 30 5

Естественнонаучные проблемы 90 62 28 32 30 5

ЕН. В.02

физической культуры и спорта

284 285

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1290 82 106 178 170 236 204 174 60 80

Обще профессиональные

ОПД дисциплины 2800 1740 1060 122 266 268 240 262 228 174 100 80

(450) (40) (160) (90) (70) (26) (24) (40) ОПД.Ф.00 Федеральный компонент 2460 1560 900 ОПД.Ф. Теория и методика физич. культуры 280 140 140 78 62 5 4 ОПД.Ф. Теория и организация АФК 200 140 60 52 12 12 12 12 16 8 16

8 1,5

ОПД.Ф. Психология развития 80 60 20 30 30 5

ОПД.Ф. Социальная защита инвалидов 70 40 30 40 2

ОПД.Ф. Правовые основы ФКиС 90 44 46 44 8

ОПД.Ф. Базовые виды двигательной деятельности 520 70 81)

(450)

и методики обучения, в т. ч.:

– легкая атлетика 160 (140) 20 (70) (70) 3 2

– спортивные и подвижные игры 200 (180) 20 (40) (40) (20) (30) (26) (24) 5 1,3,4,6

– лыжная подготовка 110 (90) 20 (50) (40) 2,4(диф)

– самооборона 50 (40) 10 (40) 8 ОПД.Ф.07 Комплексная реабилитация 80 40 40 40 3

больных и инвалидов

ОПД.Ф.08 Анатомия человека 220 110 110 54 56 2,3

ОПД.Ф.09 Физиология человека 300 170 130 50 62 32 26 7 5

ОПД.Ф.10 Биохимия 90 70 20 70 3

ОПД.Ф.11 Биомеханика 100 60 40 30 30 6 5

ОПД.Ф.12 Общая и специальная гигиена 120 80 40 30 30 20 7 6,9

ОПД.Ф.13 Врачебный контроль в АФК 120 60 60 60 9

ОПД.Ф.14 Общая патология и тератология 110 56 54 56 6

ОПД.Ф.15 Научнометодическая деятельность 80 40 40 40 5

Национальнорегиональный 190 80 110

ОПД.Р.00

(вузовский) компонент ОПД.Р.01 Менеджмент и экономика ФКС 190 80 110 40 40 6,7 Дисциплины и курсы по выбору 150 100 50

ОПД.В.00

студента, устанавливаемые вузом Содержание и виды 50 30 20 30 1 ОПД.В.01

физкультурноспортивной деятельности ОПД.В.02 Теория спорта 100 70 30 70 7 ОПД.В.03 Спортивная генетика 50 30 20 1 ОПД.В.04 Социальная педагогика 100 70 30 70 7