logo
AFK-Tom-1

8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом

Естественные движения, свойственные человеку в беге, прыжках, метании, плавании, стрельбе, играх, ходьбе на лыжах и так далее, в лечебных целях применялись давно.

Постепенное совершенствование методик лечебной физической культуры дает толчок развитию нового направления, получившего название реабилитационного спорта.

Историческое развитие реабилитационного спорта тесно связано как с вопросами физической культуры, так и с вопросами физического воспитания.

В XIX веке стали известны работы немецкого ученого Линдемана, который впервые подчеркнул разницу между лечебной физической культурой и реабилитационным спортом (H. Lorenzen, 1975).

Он отмечал, что лечебная гимнастика имеет дело с больным человеком и исходит от его болезни, дефекта, в то время как реабилитационный спорт исходит от увечного и ставит во внимание самого человека во всем многообразии его возможностей. Лечебная физическая культура – это лечение, ограниченное по времени выздоровлением человека; реабилитационный спорт обладает моторной активностью, по времени он не ограничен, по возрасту тоже, в нем без принуждения занимающийся может выбрать любой доступный и понравившийся ему вид спорта.

Лечебная физическая культура является связующим звеном при переходе инвалидов с ПОДА к занятиям реабилитационным спортом, эти понятия нельзя противопоставлять друг другу (H. Kozel, 1978).

В уставе Немецкого общества по реабилитационному спорту, в п. 2 говорится: «Реабилитационный спорт является активной двигательной терапией для каждого возраста как функциональное общее лечение в смысле лечебной гимнастики» (H. Lorenzen, 1975).

Первая публикация о реабилитационном спорте появилась в 1914 г. Ее автор Мальвитц предложил ряд упражнений «спортивной терапии».

Американец Рей МакКензи на практике широко использовал лечебную физическую культуру и спорт, добиваясь восстановления трудоспособности инвалидов в 50% случаев (С.И. Иванов, 1964).

J. Herbeit (1975) определил принципы реабилитационного спорта, задачи и цели, основными из которых считал разделение инвалидов с дефектами опорнодвигательного аппарата по группам в зависимости от степени и уровня поражения и возраста. Он же придавал большое значение соответствующей информации, агитации и пропаганде реабилитационного спорта.

Об эффективности регулярной спортивной деятельности говорили все немецкие специалисты, подчеркивая, что реабилитационный спорт приносит занимающимся физическое и моральное удовлетворение, чувство коллективизма. Они предлагали разделение занимающихся на группы: с ампутациями верхних конечностей, ампутациями и дефектами нижних конечностей, с врожденными недоразвитиями конечностей и дефектами суставов, с параличами, считая что врач должен «прописывать» каждому человеку определенный вид спорта. Среди большого разнообразия видов спорта предлагались: кегли, легкая атлетика, плавание, настольный теннис, лыжи, спортивные игры, мяч над шнуром и под шнуром (из исходного положения сидя на полу), атакующий мяч, мяч на ладони, водный мяч, а для парализованных – баскетбол в колясках, стрельба из лука, легкая атлетика, плавание, настольный теннис (O. Sonderheft, 1971).

Успешное развитие реабилитационного спорта требует планомерного профессионального подхода с учетом специальных требований к методике его проведения, постоянного пополнения групп и секций детьми, молодежью из специальных школ, создание унифицированных условий для проведения занятий и соревнований, сотрудничество с реабилитационными организациями в городах и районах, с медицинскими работниками, с зарубежными специалистами.

Другая группа исследователей делает попытки разделения занимающихся на классы, используя определенные медицинские тесты (M. Kind, 1976; H. Kozel, 1978).

Большая работа в пропаганде реабилитационного движения была проделана Австрийским реабилитационным центром (г. Тобельбад) и Польским реабилитационным центром (г. Познань), по инициативе которых разрабатывается Гимнастическая Программа для парализованных, основной целью которой было создание предпосылок независимости больного от окружающих людей. Она включала в себя: поддержание трофики тканей, сохранение подвижности суставов, активизацию процессов восстановления спинальной рефлекторной дуги, использование активной иннервации и активизации моторного восстановления, мышечную тренировку для укрепления мускулатуры, вазомоторную тренировку, формирование различных компенсаций, выработку независимости, уход за питанием и телом. Определялись фазы реабилитации и их особенности.

В этот период возникают различные теории и другие подходы к данной проблеме. Так, профессор Гутман считает главным научить человека пользоваться коляской и основным средством считает физические упражнения, связанные с кресломколяской; профессор Йоххайм, наоборот, считает важным «извлечь» человека из коляски и ставит целью реабилитационного спорта укрепление верхних конечностей тела, психическую реабилитацию, подготовку парализованного к бытовой деятельности (J. Koch, 1970).

Лоренц формирует спортивнопедагогические цели реабилитационного спорта: повышение роли самосознания, вовлечения в общество реабилитационного спорта, тренировка равновесия, овладение средствами технического передвижения, укрепление мускулатуры плечевого пояса, укрепление ослабленных мышц, обучение и тренировка в ходьбе, проведение упражнений на использование оставшейся мышечной силы, повышение интереса к реабилитационному спорту, проведение упражнений на улучшение кровообращения.

К этому времени в работе с инвалидами с поражением опорнодвигательного аппарата используется 15 видов спорта, среди которых плавание занимает ведущее место.

Впервые специалисты по реабилитационному спорту ставят вопрос о социальной интеграции инвалидов с поражением органов опоры и движения и о совместных занятиях в группах со здоровыми людьми

(J. Innemoser, 1975).

А шведские ученые разрабатывают требования и стандарты к спортивным сооружениям, предназначенным для занятий с инвалидами, считая что специально построенные бассейны и другие спортивные сооружения и их оборудование имеют большое значение для развития реабилитационного спорта. Обсчитано и рассчитано все, начиная от стоянок автомашин, телефонов, лифта, раздевалок, душевых, коридоров, туалетов, бассейна, игровых и спортивных залов до спортивных сооружений на воздухе, разработаны новые технические приспособления для занятий.

В период развития и становления реабилитационного спорта за рубежом издается большое количество специальной литературы: «Цели спорта для ампутированных» (Брикман), «Тренировка ампутированных» (Брунстром), «Спорт пробуждает у ампутированных радость жизни», «Спорт в качестве лечебного мероприятия» (Хартинг), «Отдых, свободное время и спорт молодых ампутированных» (Хоске), «Гимнастика для больных и спорт для увечных в рамках клинических возможностей» (Виле), «Значение физических упражнений при лечении ампутированных», «Задачи и основные положения спорта увечных», «Лечебная гимнастика и спорт для ампутированных» (Витт), «Могут ли увечные бегать на лыжах?» (Дресс), «Бег на лыжах с костылями» (Лани) и другие (П.И. Белоусов, 1968).

Кроме того, издаются журналы: в Финляндии – «Силой рук», в Чехословакии – «Элан», в Германии – «Спорт инвалидов».

Создаются кинофильмы: в Англии – «Снова жизнь», «Возврат к действию», «Обратно к норме»; в США – «Тренировка и восстановление ампутированных», «Путь к восстановлению», «Школа вторых возможностей», фильмы с этой тематикой имеются в Австрии, ФРГ, Канаде, Бельгии, Индии (В.К. Добровольский, 1977).

Проводятся международные семинары, конференции, конгрессы. Специалисты всех стран на Всемирном конгрессе гимнастовинвалидов в Копенгагене (1963) дали положительную оценку реабилитационному спорту – новому направлению в развитии и становлении спорта инвалидов за рубежом, подчеркнув его жизненную необходимость и значимость в выработке в себе чувства собственного достоинства, умения адаптироваться в бытовой, профессиональной жизни, утверждения социального статуса.

В каждой стране процесс развития и становления реабилитационного спорта проходит поразному, учитывая особенности и специфику каждого государства, и до настоящего времени это направление существует самостоятельно, так как оно способствует улучшению здоровья инвалидов, гарантирует им повышение жизненной активности и работоспособности.

Кроме того, в объемном, самом большом движении инвалидов – с поражением опорнодвигательного аппарата – существуют принципиально разные категории инвалидов: с травмами и заболеваниями спинного мозга, последствием детского церебрального паралича, с ампутационными и врожденными дефектами конечностей, с другими поражениями конечностей. Всем им рекомендуется реабилитационный спорт. Но человеку свойственно стремление к самосовершенствованию, и спортивное движение инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата постепенно переходит на новый, более качественный уровень своего развития – спорт инвалидов с нарушением функции органов опоры и движения.

Второй этап развития физкультурнооздоровительного и спортивного движения инвалидов спорта – реабилитационный спорт заканчивается в 1960 г. с началом проведения Олимпийских игр для инвалидов.

Подводя итог, можно сделать следующие обобщения:

Развитие реабилитационного спорта в мире приходится на 1948– 1959 гг. с начала создания реабилитационных центров.

Это направление получило подтверждение и развитие почти во всех государствах на планете как незаменимое и универсальное средство физической, психической и социальной реабилитации инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата.

В настоящее время, получив признание и дальнейшее развитие, реабилитационный спорт существует как самостоятельное направление.

В 1960 г. прошли первые Олимпийские игры для инвалидов с поражением органов опоры и движения, что послужило основанием для возникновения нового, более совершенного этапа физкультурнооздоровительного и спортивного движения инвалидов – спорта инвалидов.

Как в свое время лечебная физическая культура, оставаясь самостоятельной дисциплиной, дала жизнь реабилитационному спорту, так и реабилитационный спорт, сохранив свое своеобразие, необходимость, заложил основу спорта инвалидов.