Глава 7 роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата
Организм человека развивается, совершенствуется и самообновляется в функциональноморфологическом отношении под влиянием биологического стимулятора – движения (В.В. Мошков, 1982).
Роль и значение движений, физических упражнений как лечебного и гигиенического средства высоко ценилось еще нашими далекими предками.
Подтверждением тому служат рукописи китайских ученых (Конгфу, «Искусство жизни, 3000 до н.э.), индийских врачей («Аюрведы» – книга жизни, 1800 г. до н.э.), описывающих физические упражнения, использовавшиеся древними в лечебных целях.
Гиппократ (460–377 гг. до н.э.) придавал огромное значение движениям (О.В. Качаровская, 1956; С.М. Иванов, 1964 и др.).
В Древнем Египте и Персии наряду с гимнастикой применялся массаж (А.Г. Дембо, 1975; H. Lorenzen, 1975).
Клавдий Гален (131–200 гг. до н.э.) – врач школы гладиаторов – дал описание лечебной гимнастики при различных заболеваниях. Он же широко использовал греблю, верховую езду, охоту, косьбу, собирание плодов и винограда, экскурсии с лечебной целью.
Абу Алиаль Хуссейн Ибн Сина (Авиценна) 980–1037 гг. в труде «Канон врачебной науки» пропагандировал использование физических упражнений.
В 1573 г. выходит работа Меркуриалиса «Искусство гимнастики», прогрессивные ученые этого периода считают, что «движение – лучшая медицина тела» (Ф. Гофман, 1660–1742).
Несколько позднее французский врач Жозеф Тиссо (1791) утверждал, что «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарственное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».
В этот же период возникает шведская система врачебной гимнастики, основателем которой был Генрик Линг, а в Стокгольме открывается первый центр подготовки специалистов по лечебной физической культуре (ЛФК).
В конце XIX – начале ХХ века начинается развитие лечебной гимнастики применительно к различным заболеваниям: гинекологическим (Тюре Бранд, 1884), сердечнососудистым (Терренкур, Эртель, 1881; Шотт, 1884), нервным болезням (Френкель, 1889), бронхиальной астме и бронхитам (С.М. Иванов, 1964) и т.д.
В России зарождение лечебной физической культуры произошло в конце XVII – начале XVIII века. Русские ученые и общественные деятели М.В. Ломоносов, И.И. Бецкий, А.П. Протасов, С.Г. Забелин, А.Н. Новиков, А.Н. Радищев и другие выступали в защиту профилактического направления в медицине и смотрели на физические упражнения и спорт, особенно для детей, как на одно из основных средств в борьбе за здоровье подрастающего поколения.
Ф.И. БарсукМоисеев в книге «Путь к здоровью, или наука о том как сохранить свое здоровье» (1791), пропагандировал физические упражнения.
Большое значение лечебной физической культуре придавал М.Я. Мудров – отец русской терапевтической школы. В своих работах он раскрывал пользу применения физических упражнений, растираний, использования средств природы, трудовых процессов как для больных, так и для здоровых людей.
В 1830 г. в Москве был открыт первый кабинет лечебной гимнастики, а в 1834 г. – аналогичный кабинет в СанктПетербурге, переименованный вскоре в Гимнастический институт.
Ортопедический институт в Москве открылся в 1838 г., где кроме лечения больных ежегодно подготавливаются 20 преподавателей ЛФК.
На практике эти идеи внедрялись выдающимися русскими врачами: Н.И. Пироговым, С.П. Боткиным, Г.А. Захарьиным, А.А. Остроумовым, П.И. Дьяконовым и др. (О.В. Качаровская, 1956).
Первая докторская диссертация на тему: «Рациональная гимнастика как средство сохранить здоровье и исцелять некоторые недуги» была защищена Г. Бенезе в 1870 г.
Практический выход всем имеющимся наработкам был найден тогда, когда в СанктПетербурге была создана специальная поликлиника для лечения солдат, раненных в русскотурецкую войну.
Особенно велика заслуга в развитии ЛФК П.Ф. Лесгафта (1837–1909), который явился основоположником физического воспитания, создателем оригинальной системы физического образования, основателем курсов, а затем и института по подготовке педагогических кадров по физическому образованию.
В области врачебной гимнастики в 60–80е годы XIX столетия передовая мысль русских ученых опережала идеи зарубежных специалистов, что подтверждается рядом фактов: выступление профессора Х.Я. Гюббенета на торжественном собрании Киевского университета в 1854 г. с докладом «О значении гимнастики в жизни человека и народов», издание в 1865 г.
газеты, освещавшей вопросы врачебной гимнастики, создание в 1870 г. в Петербурге первого в Европе Врачебногимнастического общества и первой в Европе (1877–1878) поликлиники для лечения раненых солдат лечебной гимнастикой и спортивными упражнениями.
Последующее развитие ЛФК получила после выхода Декрета В.И. Ленина (1921) об организации домов отдыха. Большой вклад в это движение внесли В.В. Гориневский, И.М. СаркизовСеразини, И.А. Богашев, а также Н.А. Семашко.
По инициативе З.П. Соловьева с 1925 г. лечебная физическая культура применяется в санаториях, домах отдыха, в рядах Красной Армии (С.Н. Попов, 1978).
В этот период создаются кафедры ЛФК, выпускаются учебники.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в научнометодические разработки по лечебной физической культуре как в нашей стране, так и за рубежом.
В 1940–1945 гг. в ряде лазаретов Германии, США, Англии стали проводить спортивные занятия с целью ускорения лечения инвалидов, а после окончания войны возникла необходимость создания восстановительных центров для инвалидов, получивших впоследствии название «реабилитационных». Впервые они появились в Германии, Англии, Франции, США (С.М. Иванов, 1964; В.К. Добровольский, 1971).
В наши дни такие центры функционируют почти во всех развитых странах. Реабилитационные центры проводят большую работу по вовлечению инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата в систематические, круглогодичные занятия физическими упражнениями.
Учреждение восстановительного типа в нашей стране стали создаваться с первых дней становления советского государства: диспансеры, санатории, профилактории, бальнеолечебницы и т.п. (К.И. Журавлева, 1980).
Во всех этих учреждениях, как за рубежом, так и в нашей стране, широко используется лечебная физическая культура, получившая признание как незаменимый помощник врача при лечении самых разнообразных заболеваний, и в том числе при травмах и заболеваниях опорнодвигательного аппарата.
Зарубежные специалисты по ЛФК, улучшая и совершенствуя методики занятий с инвалидами, повышая их эффективность, после Второй мировой войны стали внедрять в практику занятий элементы спорта. Основоположником этого начинания стал английский врач Людвиг Гутман, проводивший занятия с параплегиками в СтокМэндвильском госпитале (Англия).
Значительно позднее, в 60е годы, и отечественные специалисты стали пропагандировать и внедрять элементы спорта при восстановлении инвалидов с дефектами опорнодвигательного аппарата (И.Е. Казакевич, 1951; П.И. Белоусов, 1968; В.К. Добровольский, Л.А. Власова, Н.В. Ступкина, 1971; В. Филатов, В. Добровольский, М. Сильвестрова, 1973 и др.).
Родоначальником этого направления в стране стал Ленинградский научноисследовательский институт протезирования, где по инициативе директора института, профессора В.И. Филатова, под руководством профессора В.К. Добровольского на отделении ЛФК были внедрены обязательные занятия со спортивной направленностью наравне с применением традиционных методов лечебной физической культуры. Практика показала, что с применением в занятиях элементов различных видов спорта (легкой атлетики, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, плавания и других) двигательные возможности инвалидов с ПОДА восстанавливаются значительно быстрее (Е.К. Молодая, 1960; Н.В. Гритченко, 1972; О. Вогата, 1976; Е.П. Макуни, Е.С. Ульрих, 1976; Б.В. Сермеев, 1976; В.К. Добровольский, В.П. Власенко, С.Н. Федоров, 1978; М.А. Полотерова, С.И. Найдина, 1978; В.И. Филатов, 1979; В.К. Добровольский, 1980 и др.).
Постепенно эта идея, казавшаяся вначале нереальной, получила большой отклик и практическое развитие во всем мире.
Таким образом, лечебная физическая культура является первым, основополагающим этапом развития физкультурнооздоровительного и спортивного движения инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата.
Окончание становления первого этапа этого движения в мире приходится на 1948 г., когда доктор Гутман провел первые соревнования среди инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга в СтокМэндвиле, в нашей же стране – с создания в 1980 г. первой и единственной в то время Федерации спорта инвалидов Ленинграда, председателем которой был избран профессор В.И. Филатов, а ответственным секретарем – К.М. Болтушевич.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Лечебная физическая культура является основой, базой первого этапа развития адаптивной физической культуры для инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата.
Введение в практику лечебной физической культуры элементов спорта и соревновательных моментов послужило толчком к дальнейшему развитию этого направления, которое за рубежом получило название реабилитационного спорта, а в СССР – физическая культура и спорт инвалидов.
- Раздел I
- Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура» ................................... 17
- Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .......... 29
- Раздел I
- Глава 1 специальность «адаптивная физическая культура»
- 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- 2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Глава 3теория и организацияадаптивной физической культурыкак интегративная наука,учебная дисциплина и важная областьсоциальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II
- Глава 7 роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата
- Глава 8становление и развитиеадаптивной физической культурысреди лиц с поражениямиопорнодвигательного аппарата
- 8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим – Италия
- 1964 Год. Токио – Япония
- 1968 Год. ТельАвив, РаматТан – Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг – Германия
- 1976 Год. Торонто – Канада
- 1980 Год. Арнхем – Нидерланды
- 1984 Год. НьюЙорк – сша; Эйлесбери – Англия
- 1988 Год. Сеул – Корея
- 1992 Год. Барселона – Испания
- 1996 Год. Атланта – сша
- 2000 Год. Сидней – Австралия
- 2004 Год. Афины – Греция
- 1Й этаплечебная физическая культура
- 1Й этап 1945–1979
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- 1Е место
- 2Е место
- Глава 10 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
- Глава 11 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта
- 11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Часть вторая
- Раздел III
- Глава 12организационноуправленческая структураадаптивной физической культурыв россии и за рубежом
- Глава 13
- 13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Глава 14
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Раздел IV
- Глава 18 адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)
- 18.1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специальнометодические принципы
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры