logo
AFK-Tom-1

Глава 13

ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИВ СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Адаптивное физическое воспитание – самый массовый вид адаптивной физической культуры, занятия по которому проводятся преимущественно в образовательных учреждениях и являются для занимающихся обязательными, поскольку дисциплина, по которой проводятся эти занятия, включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию регламентировано, как правило, государственными программами или авторскими (инновационными) программами, прошедшими соответствующую экспертизу. К проведению занятий допускаются только специалисты, имеющие соответствующий уровень образования и квалификации.

В связи с тем, что термин «адаптивная физическая культура» появился в России лишь в 1996 году, а практическая деятельность в области, называемой сегодня в государственных образовательных стандартах и официальных учебниках «адаптивное физическое воспитание», по существу реализуется уже более ста лет, необходимо сделать ряд замечаний по уточнению терминологии в этой области, чтобы исключить возможные и вполне естественные в данной ситуации недоразумения.

Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) – это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов. Поэтому все существующие на сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, для лиц с отклонениями в развитии, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп и т.п., а именно – занятия по физическому воспитанию, занятия по ритмике, уроки по физической культуре и другое – сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть: занятия по адаптивному физическому воспитанию, уроки по адаптивному физическому воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре.

Однако переход на единую терминологию может продолжаться длительное время, поскольку написано и издано большое количество программ, учебников и учебнометодических материалов (пособий, рекомендаций и др.), утверждено много государственных образовательных стандартов, включающих дисциплины, направленные на физическое совершенствование занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья (особенно в сфере образования), в которых адаптивное физическое воспитание представлено как «ритмика», «физическая культура», «физическое воспитание» и т.п. При этом принципиально важным является то, что адаптивное физическое воспитание, осуществляемое в форме занятий или уроков, является обязательным для занимающихся независимо от состояния их здоровья, управляемых и контролируемых государственными органами через государственные образовательные стандарты, программы, учебники, учебнометодические материалы и с помощью таких процедур, как аттестация и аккредитация учреждений, осуществляющих эту деятельность.

В настоящее время адаптивное физическое воспитание в России осуществляется (во всяком случае должно осуществляться): в системе специального образования – с лицами, имеющими отклонения в развитии; в системе массового образования – с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отнесенными к категории занимающихся физическими упражнениями в специальных медицинских группах (отделениях).

Вначале рассмотрим вопросы организации адаптивного физического воспитания в системе специального образования, учреждения которого в зависимости от возраста и тяжести дефекта могут функционировать как в сфере образования, так и в сфере социального обеспечения и здравоохранения.