logo
AFK-Tom-1

13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования

В соответствии с номенклатурой типов и видов образовательных учреждений, определенных письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17.02.1977 г. № 150/1412 «О наименовании государственных и муниципальных образовательных учреждений», в настоящее время во всех субъектах Российской Федерации специальное образование осуществляется в следующих учреждениях.

Дошкольные образовательные учреждения:

– детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

– детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарногигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

– детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).

Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I–VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии:

I вид – для неслышащих (глухих);

II вид – для слабослышащих и позднооглохших;

III вид – для незрячих (слепых);

IV вид – для слабовидящих и поздноослепших; V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид – для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата;

VII вид – для детей с задержкой психического развития;

VIII вид – для умственно отсталых детей.

Образовательные учреждения начального профессионального образования: специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Единственное в мире специализированное учреждение высшего профессионального образования – Московский государственный гуманитарный институтинтернат.

Кроме перечисленных образовательных учреждений специальное допрофессиональное и начальное профессиональное образование реализуются:

– в профессиональных училищах (строительных, швейных, сельскохозяйственных и др.);

– в учебнокурсовых комбинатах (пунктах), учебнопроизводственных центрах, технических школах, вечерних (сменных) профессиональных училищах.

Среднее профессиональное и высшее профессиональное образование обучающиеся получают в специальных средних образовательных учреждениях и в различных формах интеграции в учреждениях общего назначения как среднего, так и высшего профессионального образования.

К системе специального образования относятся и так называемые классы компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) классы, которые в последние годы открываются в массовой школе, особенно широко для детей с задержкой психического развития.

Помимо перечисленных в системе специального образования функционируют и другие образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии и ограниченными возможностями здоровья, куда относятся:

– оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторнолесная школа, санаторная школаинтернат, санаторный детский дом);

– образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной (ППМС) помощи (ППМС – центры диагностики и консультирования, сопровождения, психологопедагогической реабилитации и коррекции, социальнотрудовой адаптации и профориентации, лечебной педагогики и дифференцированного обучения);

– специальные учебновоспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и отклонениями в развитии (специальная общеобразовательная школа, специальное профессиональное училище).

Учреждения специального образования реализуют основные и дополнительные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования, которые регламентируются государственными образовательными стандартами.

Во всех перечисленных образовательных и профессионально образовательных программах предусмотрены занятия по адаптивному физическому воспитанию, как правило не менее двух раз в неделю. Они реализуются в форме физкультурных занятий и занятий ритмикой (в дошкольных образовательных учреждениях); уроков по физической культуре и ритмике (в школах); лекций, практических и методических занятий по физической культуре (в вузе). Кроме того, предусмотрены занятия адаптивным физическим воспитанием в режиме учебного дня.

При разработке содержательного компонента стандарта образования дошкольников в области физической культуры были выделены три направления требований к организации физкультурнооздоровительной работы в дошкольном учреждении как в рамках основного образования, так и дополнительных образовательных услуг:

– образовательная программа физического совершенствования дошкольников;

– условия, способствующие реализации потребности детей в движении;

– профессиональная компетентность педагогов, организующих двигательную деятельность дошкольников.

Программа должна предусматривать проведение физкультурных занятий не менее двух раз в неделю, физкультурных досугов – 1 раз в месяц, физкультурных праздников – 1 раз в сезон. Продолжительность физкультурных занятий в разных возрастных группах различная – от 20 минут в младшей группе, до 35 минут – в подготовительной.

Необходимо отметить, что если для нормально развивающихся дошкольников существует большое количество программ физического совершенствования, количество которых постоянно увеличивается*, то для детей с отклонениями в развитии есть только единичные рекомендации и немногочисленные научные исследования. Так, например, в настоящее время в дошкольных учреждениях могут использоваться следующие программы: комплексные – «Программа обучения и воспитания в детском саду» 1985 года, программы «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие»; парциальные (оздоровительные, специализированные по физической культуре) – «Здоровье», «Здоровый дошкольник»; парциальные специализированные – «Старт», «Программа по физкультуре от 3 до 17 лет»; программы дополнительного образования – «Оздоровительноразвивающая программа по танцевальноигровой гимнастике для дошкольных учреждений (Са–Фи–Дансе)», «Путешествие в Олимпию» (Филиппова С.О., Овечкина Т.А., 2004).

* Министерство образования Российской Федерации регулярно информирует (в сборниках приказов, инструкциях и журнале «Дошкольное воспитание») работников системы образования о новых программах, получивших гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».

Что же касается организации адаптивного физического воспитания в дошкольных учреждениях (физкультурнооздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом и интеллектуальном развитии), то здесь авторы подчеркивают, что такая работа имеет свои особенности, а деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей (Овечкина Т.С., Филиппова С.О., 2004).

До настоящего времени окончательно не решен вопрос по поводу программного обеспечения адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: нужны ли отдельные программы по адаптивному физическому воспитанию детей с отклонениями в развитии для каждого вида нозологии [как это имеет место в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I–VIII видов] или достаточно использовать имеющиеся, перечисленные программы для нормально развивающихся детей с учетом характера заболеваний детей с ограниченными возможностями здоровья, показаний и противопоказаний к тем или иным двигательным нагрузкам и физическим упражнениям.

Сложившаяся ситуация объясняется тем, что в нашей стране до 90х годов прошлого века по отношению к детям с отклонениями в развитии, детяминвалидам в возрасте от рождения до 7 лет доминировал так называемый лечебный подход, когда проблемами этих детей занимались преимущественно медицинские работники, которые использовали традиционные медицинские технологии: фармакологическое и хирургическое лечение, физиотерапевтические процедуры, лечебную физическую культуру и массаж.

В то же время хорошо известно, что первичные нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из традиционного образовательного процесса, к нарушению связи с культурой как источником развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. А это, в свою очередь, приводит к возникновению вторичных нарушений развития, социальной недостаточности, возникновению потребности в обходных путях, других способах, инструментах «врастания в культуру», то есть в специальном образовании.

Проведенные Институтом коррекционной педагогики РАО исследования убедительно показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно предупредить появление новых специальных потребностей, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка и снижение уровня его социальной недостаточности. Получены данные, доказывающие, что грамотно организованная ранняя (с первых недель жизни) комплексная коррекция нарушений в развитии открывает для 25–27% детей возможность полноценного включения в общий образовательный поток (Малофеев Н.Н., 2003). Учеными этого института разработана система коррекционноразвивающих игр, которые могут использоваться в ходе индивидуальных занятий с детьми первого полугодия жизни как в условиях семейного воспитания, так и в условиях специального учреждения (дома ребенка) (Разенкова Ю.А., Выродова, И.А.).

Именно поэтому в концепции реформирования системы специального образования важнейшей стратегической задачей является создание единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства (в том числе коррекционнопедагогического) и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Одним из шагов в этом направлении можно считать рекомендацию Министерства здравоохранения Российской Федерации* о включении в структуру учреждений, осуществляющих медикосоциальную и психологическую реабилитацию детейинвалидов на региональном и местном уровне, «школ адаптивной физической культуры», основными задачами которых является проведение оздоровительноразвивающих, коррекционных и профилактических занятий, как по отношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным дефектом.

Учитывая, что в системе здравоохранения в настоящее время действуют более 200 медицинских учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения и кабинеты, и 248 домов ребенка, в которых детям оказывают реабилитационную помощь, школы адаптивной физической культуры могут сыграть важную роль во внедрении адаптивного физического воспитания детей с самого раннего возраста.

Как показано в исследованиях Д.Ф. Мосунова (2000), М.Н. Лосевой (2001) и др., одним из эффективнейших направлений адаптивного физического воспитания является использование физических упражнений в водной среде и технологий гидрореабилитации.

Одним из перспективных направлений внедрения адаптивного физического воспитания в практику является работа специалистов по адаптивной физической культуре (тренеровпреподавателей и инструкторовметодистов) в так называемых группах кратковременного пребывания, открываемых в специальных дошкольных образовательных учреждениях (например, в детских садах компенсирующего вида) для детей, посещающих обычные детские сады или воспитывающихся дома**.

В группах кратковременного пребывания дети могут получать необходимую коррекционную помощь с первого года жизни (в том числе и в области адаптивной физической культуры) силами квалифицированных специалистов. Дети, обучающиеся в группах кратко

* Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.11.2003 г. № 567, утвердивший концепцию «Совершенствование медикосоциальной и психологической реабилитации детейинвалидов и инвалидов с детства» // Детская и подростковая реабилитация: Научн.практ. журнал. – 2004. – № 1(2). – С. 3–16.

** Письмо Министерства образования Российской Федерации от 29.06.1999 г. № 129 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» // Специальное образование: состояние, перспективы развития: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – № 3. – С. 25.

временного пребывания, включаются в списочный состав данного учреждения, а на группу распространяется традиционный статус. Такие группы позволяют включить в образовательный процесс детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии, которые не могут посещать даже специальное образовательное учреждение и воспитываются дома. Это открывает для таких детей перспективы более успешной социализации.

В отличие от дошкольных образовательных учреждениях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I–VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии система организации адаптивного физического воспитания давно сформировалась и постоянно совершенствуется.

Для каждого вида специальных (коррекционных) школ разработано не одно поколение программ по физической культуре. Так, в специальных школах VIII вида в настоящее время действует восьмая программа, первая из которых появилась в 1950 году.

В начальных классах адаптивное физическое воспитание реализуется при изучении детьми двух дисциплин – ритмики и физической культуры, на которые выделяется по 1 часу и по 2 часа в неделю соответственно, а в последующих классах – при изучении физической культуры по 2 часа в неделю.

Помимо уроков физической культуры, программы по этой дисциплине для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII вида предусмотрены физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки, физкультурные паузы, дополнительные занятия во второй половине дня.

Для специальных учреждений среднего профессионального образования с целью осуществления адаптивного физического воспитания обучающихся рекомендуются программы по физической культуре специальных (коррекционных) школ, что во многих случаях оправдано.

Что же касается единственного в мире специального высшего учебного заведения – Московского государственного гуманитарного институтаинтерната, то программа по физической культуре, предусмотренная государственными образовательными стандартами по всем без исключения специальностям высшего профессионального образования, для студентов с поражением функций опорнодвигательного аппарата, которые там обучаются, находится в стадии разработки, и занятия проводятся по индивидуальным планам преподавателей этого вуза.

В настоящее время дети, подростки, молодежь с отклонениями в состоянии здоровья обучаются и в системе массового образования, о чем пойдет речь в следующем разделе.