logo
AFK-Tom-1

Глава 15

ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ

Адаптивная двигательная рекреация, направленная на удовлетворение потребности человека с отягощениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении в процессе занятий физическими упражнениями, реализуется самыми различными учреждениями и организациями.

Все они могут быть условно разделены на две крупные группы:

1) учреждения и организации, в которых адаптивная двигательная рекреация является центральным (основным) направлением работы;

2) учреждения и организации, в которых адаптивная двигательная рекреация выступает в качестве дополнительного направления деятельности, где основными является адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, физическая реабилитация и др.

К первой группе учреждений и организаций относятся физкультурноспортивные клубы инвалидов, концентрирующих свою деятельность на проведении занятий физическими упражнениями с целью отдыха, развлечения, интересного проведения досуга и т.п. Это общественные организации, не имеющие бюджетного финансирования, а получающие периодические денежные дотации.

К этой же группе относятся аквапарки, боулингклубы (центры), бильярдные залы, аттракционы, рекреационные парки и др. Как правило, это коммерческие организации. В некоторых из них предусмотрены группы для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. С такими группами должны работать специалисты по адаптивной физической культуре (инструкторы, преподаватели, тренеры, инструкторыметодисты и др.). Оплата услуг в таких группах должна проводиться на льготных условиях.

К первой группе относятся и немногочисленные центры, клубы, занимающиеся подготовкой и проведением спортивных праздников, всевозможных игр, эстафет, «веселых стартов» и т.п. Например, в СанктПетербурге уже несколько лет работает физкультурноспортивный центр Роналда Макдоналдса, который целенаправленно занимается организацией спортивноразвлекательных праздников для детейинвалидов, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I–VIII видов.

Этот центр по согласованию с комитетами образования и социального развития, в ведении которых находятся специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии, проводят выездные мероприятия на спортивных базах спецшкол, детских домовинтернатов, психоневрологических интернатов и др. Сотрудники Центра, имеющие высшее профессиональное образование по адаптивной физической культуре, организуют и проводят спортивноразвлекательные мероприятия с использованием специального красочно оформленного оборудования и инвентаря, принадлежащих Центру.

Эти мероприятия проводятся по специально разработанному сценарию, предусматривающему торжественные акты (построения, приветствия почетных гостей), проведение эстафет и других состязаний, показательные выступления спортсменов, награждения участников и другие аспекты. К проведению таких праздников привлекаются спонсоры.

Помимо основной цели (дать детям с отклонениями в развитии радость участия, общения, возможность получить удовольствие от игр, эстафет и т.п.), предусматривается еще одна цель – провести с педагогами образовательных учреждений мастерклассы по осуществлению таких мероприятий собственными силами. Кроме того, педагогам даются консультации по приобретению или изготовлению специального оборудования и инвентаря.

Ко второй группе учреждений и организаций, проводящих мероприятия адаптивнорекреационного характера, относятся:

– специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей, воспитанников с отклонениями в развитии, в которых помимо уроков адаптивного физического воспитания по утвержденным в установленном порядке программам предусмотрены физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки, физкультурные паузы, дополнительные занятия (в том числе рекреационного характера) во второй половине дня; спортивные праздники и др.;

– образовательные учреждения дополнительного образования детей в области адаптивной физической культуры, где помимо учебнотренировочных занятий адаптивным спортом проводятся и занятия по адаптивной двигательной рекреации;

– реабилитационные центры, лечебнопрофилактические учреждения здравоохранения и социального обеспечения, в которых реализуются занятия по физической реабилитации, лечебной физической культуре, а также по адаптивной двигательной рекреации.

Такие рекреационные занятия должны проводить специалисты лечебной физической культуры после прохождения курсов повышения квалификации по адаптивной двигательной рекреации.

Помимо организаций и учреждений, работающих постоянно, адаптивная двигательная рекреация реализуется в структурах, работающих временно. К таким структурам относятся летние и зимние оздоровительные лагеря для детейинвалидов и их здоровых сверстников (братьев, сестер, близких друзей и др.).

В летних и зимних лагерях большое внимание уделяется рекреационным мероприятиям в режиме дня. Свежий воздух, водоем (летом), природа создают особую атмосферу для отдыха, получения удовольствия от движений, игр, эстафет, «веселых стартов», различных театрализованных представлений и т.п.

В штатное расписание персонала летних и зимних оздоровительных лагерей должна обязательно включаться ставка для специалиста по адаптивной физической культуре, в обязанности которого входит и организация рекреационных занятий (включая организацию самостоятельных занятий) с детьмиинвалидами.

Объединение в одну группу детейинвалидов и их здоровых сверстников создает хорошие предпосылки для социализации детей с отклонениями в развитии, их интеграции в общество, способствует преодолению психологических комплексов.

Контрольные вопросы и задания

Перечислите основные учреждения и организации, в которых адаптивная двигательная рекреация является основным направлением работы.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы учреждений и организаций, целенаправленно занимающихся реализацией адаптивной двигательной рекреации?

В каких учреждениях и организациях должны проводиться занятия по адаптивной двигательной рекреации помимо основной их деятельности?

Какие формы адаптивной двигательной рекреации, используемые в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, вам известны?

5. Составьте сценарий спортивного праздника для детейинвалидов.

6. Раскройте возможности организации адаптивной двигательной рекреации в летних и зимних оздоровительных лагерях.