Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры
№ | Наименование и краткое содержание |
| Объем, часов | |
п/п | основных тем | Всего | Лекции | Практ. (семинары) |
1 | Основные понятия и термины адаптивной физической культуры Культура, физическая культура, адаптивная физическая культура; сходства и различия адаптивной физической культуры и медицины, медицинской реабилитации, физической культуры, валеологии, профилактической медицины, гигиены и других отраслей знания | 4 | 2 | 2 |
2 | Виды адаптивной физической культуры, их краткая характеристика Адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная реабилитация, адаптивная физическая рекреация; принципы и функции адаптивной физической культуры; «пространство» проблем адаптивной физкультуры | 4 | 2 | 2 |
3 | Образовательное, научное, правовое и информационное пространство адаптивной физической культуры в Российской Федерации Государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования в области адаптивной физической культуры, специальность научных работников (130004), должности тренерапреподавателя по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктораметодиста по адаптивной физической культуре (включая старшего); проект положения об учреждении адаптивной физической культуры и спорта; обзор публикаций по адаптивной физической культуре за последние 2 года, характеристика концепции журнала «Адаптивная физическая культура» | 4 | 2 | 2 |
4 | Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре Основные теоретические концепции обучения двигательным действиям: теория поэтапного формирования действий и понятий, теоретическая концепции «искусственная управляющая среда», теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом и другие; особенности обучения двигательным действиям инвалидов различных нозологических групп | 6 | 4 | 2 |
№ | Наименование и краткое содержание |
| Объем, часов | |
п/п | основных тем | Всего | Лекции | Практ. (семинары) |
5 | Развитие физических качеств в адаптивной, физической культуре Особенности развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости координационных способностей) у инвалидов и больных различных нозологических групп | 4 | 2 | 2 |
6 | Адаптивный спорт и адаптивная двигательная рекреация – наиболее перспективные виды адаптивной физической культуры Олимпийское, паралимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, специфика каждого из них; средства и формы адаптивной двигательной рекреации, культивируемые в мире | 6 | 4 | 2 |
7 | Организация адаптивной физической культуры Государственные и общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов (их обучением, воспитанием, трудоустройством, жизнеобеспечением); внедрение адаптивной физической культуры в практику работы с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья | 4 | 2 | 2 |
8 | Материальнотехническое обеспечение адаптивной физической культуры Тренажеры, технические средства; спортивные сооружения | 4 | 2 | 2 |
| Всего | 36 | 22 | 14 |
Учебное издание
ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Том 1
Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры
Под общей редакцией С.П. Евсеева
Художественный редактор Ю.В. Пахомов Корректор Ю.С. Фроленко Компьютерная верстка П.Б. Богданов
Подписано в печать 02.12.2005. Формат 60Ч90 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 18,25. Уч.изд. л. 22,8. Тираж 1500 экз. Изд. № 1028. С – 119. Заказ №
ОАО «Издательство “Советский спорт”». 105064, Москва, ул. Казакова, 18. Тел. (095) 2615032
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО ПФ «Полиграфист». 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3. Тел. (8172) 725531.
11 Социальная значимость физической культуры состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья населения. Как отмечает Л.И. Лубышева (1995), в современной критической ситуации, сложившейся в социальной сфере, физическая культура может стать важнейшим фактором, способным помочь людям противостоять неблагоприятным условиям жизни.
2В связи с тем, что в медицине термин «физическая реабилитация» используется для обозначения работы как с инвалидами, так и с лицами, временно утратившими свои функции, в дальнейшем авторы учебника будут использовать термин «физическая реабилитация».
31 В.Н. СорокаРосинский; цит. по кн.: Елканова С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989. – С. 150–154.
- Раздел I
- Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура» ................................... 17
- Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .......... 29
- Раздел I
- Глава 1 специальность «адаптивная физическая культура»
- 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- 2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Глава 3теория и организацияадаптивной физической культурыкак интегративная наука,учебная дисциплина и важная областьсоциальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II
- Глава 7 роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата
- Глава 8становление и развитиеадаптивной физической культурысреди лиц с поражениямиопорнодвигательного аппарата
- 8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим – Италия
- 1964 Год. Токио – Япония
- 1968 Год. ТельАвив, РаматТан – Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг – Германия
- 1976 Год. Торонто – Канада
- 1980 Год. Арнхем – Нидерланды
- 1984 Год. НьюЙорк – сша; Эйлесбери – Англия
- 1988 Год. Сеул – Корея
- 1992 Год. Барселона – Испания
- 1996 Год. Атланта – сша
- 2000 Год. Сидней – Австралия
- 2004 Год. Афины – Греция
- 1Й этаплечебная физическая культура
- 1Й этап 1945–1979
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- 1Е место
- 2Е место
- Глава 10 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
- Глава 11 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта
- 11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Часть вторая
- Раздел III
- Глава 12организационноуправленческая структураадаптивной физической культурыв россии и за рубежом
- Глава 13
- 13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Глава 14
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Раздел IV
- Глава 18 адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)
- 18.1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специальнометодические принципы
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры