logo
AFK-Tom-1

3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука

Начиная с января 2000 г. адаптивная физическая культура является одной из составляющих частей специальности научных работников 130004 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

В данном случае она представляет собой компонент системы научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармоничного развития людей, в том числе имеющих отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность.

До 2000 г. в номенклатуре специальностей научных работников была только одна специальность, в которой рассматривались проблемы использования средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Это – спортивная медицина и лечебная физическая культура.

Однако эта специальность предусматривала изучение проблем лишь одного из большого количества направлений адаптивной физической культуры – лечебного, что не могло, конечно, удовлетворить многочисленные запросы практики.

Включение адаптивной физической культуры в проблемное научное поле специальности, традиционной для физической культуры (130004), безусловно, расширяет возможности проведения и оформления результатов своих научных исследований представителям адаптивной физической культуры. Однако это также не решает проблему, которая состоит в необходимости открытия отдельной специальности научных работников – «Теория и методика адаптивной физической культуры», что и будет сделано в ближайшем будущем соответствующими федеральными органами управления наукой.

Адаптивная физическая культура интегрирует в себе как минимум три крупных области знания – физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику – и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику физической культуры, теорию и методику отдельных видов спорта и их групп, теорию и методику физического воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д. и т.п.

Чтобы наглядно представить поле научных проблем адаптивной физической культуры (АФК), воспользуемся геометрическим образом – декартовой системой координат (см. рис.). На одной оси поместим компоненты (виды) адаптивной физической культуры – адаптивное физическое воспитание (АФВ), адаптивный спорт (АС), адаптивную двигательную рекреацию (АДР), физическую реабилитацию (ФР), креативные (художественномузыкальные) телесноориентированные практики (КТОП), экстремальные виды двигательной активности (ЭВДА) и другие. На второй оси – вид (профиль, нозологическую группу) заболевания или инвалидности – зрение (З), слух (Сл.), опорнодвигательный аппарат (ОДА), речь (Р), интеллект (И), психика (П), соматические заболевания (СЗ), сочетания различных заболеваний (СРЗ). На третьей – возрастные периоды жизни человека (возраст).

Каждая точка пространства в данной системе координат будет представлять собой проблему использования движений для развития и совершенствования инвалида с учетом его возраста и особенностей заболевания (например, точка А представляет собой проблему, вернее комплекс проблем, адаптивного спорта у инвалидов по зрению в возрасте 30 лет).

«Заполнение» данного пространства конкретными рекомендациями и технологиями сопряжено с необходимостью проведения фундаментальных комплексных научных исследований, с преодолением устоявшихся стереотипов лечения больных и инвалидов преимущественно фармакологическими средствами.

Крайне важно при реализации комплексного подхода в исследовании проблем адаптивной физической культуры не просто суммировать достижения различных наук, а создать единую концепцию, позволяющую избежать эклектики, односторонностей, абсолютизации в выводах отдельных наук об инвалиде и интегрировать их в большинстве случаев противоречивые выводы в единую логику развития и совершенствования человека с ограниченными функциональными возможностями.

Необходимость объединения в единый исследовательский коллектив представителей физической культуры, медицины, коррекционной педагогики приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтениями научных работников, их предшествующим опытом работы.

Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности адаптивной физической культуры и лечебной физической культуры или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более емкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Побывав на соревнованиях инвалидов, каждый может воочию убедиться в том, что для спортсменов участие в них это прежде всего возможность общения, расширения круга знакомых и друзей, ощущение и сопереживание настоящего праздника. Радость победы, горечь поражения значительно активизируют эмоциональную сферу спортсменов, наполняют ее чувствами, позволяют забыть о своих недугах и, в конечном счете, почувствовать, что их жизнь полнокровна и одухотворенна. Таким образом, адаптивный спорт, оказывая благотворное оздоровительное и лечебное воздействие на спортсмена, является к тому же и прекрасным средством и способом вхождения в социум, завоевания своего «социального пространства».

Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ адаптивной физической культуры, фундаментализация образования в этой области.

Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по физической культуре, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолевать так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции, определяемые методами исследования конкретных наук.

Наиболее актуальным направлением теории адаптивной физической культуры является проблемы адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественномузыкальных) телесноориентированных практик, экстремальных видов двигательной активности и др.

Теория адаптивной физической культуры как наука исследует содержание, структуру, функции адаптивной физической культуры, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Одной из главных проблем теории адаптивной физической культуры является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни данной категории населения страны, преодоления психологических комплексов с помощью средств и методов адаптивной физической культуры.

Теория адаптивной физической культуры должна раскрыть ее сложные взаимосвязи с другими областями науки и практики общества – здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, физической культурой и др., а также разработать технологии формирования готовности общества к принятию инвалидов как равноправных его членов, обладающих самоценностью и огромным творческим потенциалом в самых различных видах человеческой деятельности.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.