Глава 19 воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой
В адаптивной физической культуре педагог, использующий традиционные методы педагогических воздействий (методы убеждений, упражнения, педагогической оценки и др.) без должного учета контекста всей жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида, его психологических особенностей (наличие, например, психологических комплексов), часто терпит неудачу. Специалист по адаптивной физической культуре должен хорошо осознавать, что способы формирования нравственного сознания и поведения, дающие хорошие результаты со здоровыми людьми, могут оказаться неэффективными в адаптивной физической культуре, если он не организует свою деятельность в соответствии с личностноориентированной концепцией отношения к лицам с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидам или не в полной мере учитывает их конечные (терминальные) ценности жизни.
В работе Т.И. Губаревой (2000) выделено три ценностных (аксиологических) концепции отношения общества к инвалидам, которые получили следующие названия:
1) инвалидизма;
2) социальной полезности лиц с ограниченными возможностями;
3) личностноориентированной.
Разумеется, и инвалиды, являясь частью общества, принимают ту или иную концепцию, что и предопределяет их мировоззрения, «Яконцепцию», большинство поступков и поведенческих актов.
Концепция инвалидизма включает в себя три основных положения:
1) человечество разделено на две группы – здоровых людей и людей с ограниченными возможностями (инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья);
2) ограниченные возможности расцениваются как существенный недостаток человека, поскольку здоровые люди способнее людей с ограниченными возможностями;
3) здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями. Общество должно исправить недостатки этих людей, чтобы они могли соответствовать статичным и консервативным представлениям о социальной норме (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро, 1995).
В сфере образования подход «инвалидизма» предусматривает специальное обучение для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, их изоляцию от здоровых детей.
Такая установка на обучение и воспитание детей с умственными и физическими ограничениями в специализированных образовательных учреждениях отторгает ребенка от семьи и общества, создает условия для его «социальной депривации» (Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, 2001), «отрицательно сказывается на формировании контактов детей с родителями, приводит к разрушению внутрисемейных отношений, нарушает формирование социальнобытовой ориентации, социального опыта и правильного поведения ребенка в различных жизненных ситуациях» (Н.А. Комысова, 1992).
В соответствии с концепцией инвалидизма именно здоровые люди должны принимать решения за лиц с ограниченными возможностями в таких важных вопросах, как, например, участие в культурной жизни, занятия адаптивным спортом, экстремальными видами двигательной активности и др.
Следовательно, инвалидизм как аксиологическая концепция поведения по отношению к лицам с ограниченными возможностями фактически выражает социальное притеснение и дискриминацию таких людей, поскольку они в этом случае лишены доступа к полноценному и равноправному участию в жизни сообщества на основе собственных решений, а не контроля и ограничений со стороны здоровых сограждан.
Несколько «смягченным» вариантом инвалидизма является аксиологическая концепция социальной полезности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов (Т.И. Губарева, 2000). Согласно этой концепции, лица с ограниченными возможностями, обладающие умеренно выраженными дефектами, не мешающими выполнению хотя бы элементарной социально полезной деятельности, рассматривались не только как источник дешевой рабочей силы, но, главным образом, как способные материально обеспечить свое существование, переставая быть бременем для общества. В соответствии с этим основные задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений для таких лиц были – подготовка детей с отклонениями в развитии к жизни, полезной для общества, а также обеспечение более благоприятных условий их развития.
Как отмечает Н.М. Назарова (1995), данная концепция в нашей стране до последних лет почти не претерпела какихлибо существенных изменений в общественнопедагогическом сознании, поскольку она была вполне созвучна идеологии воспитания в советском обществе – формированию всесторонне развитых полезных членов общества. Приоритет интересов общества над интересами личности, подчиненность интересов личности интересам общества вполне соответствовали концепции социальной полезности людей с ограниченными возможностями.
В период господства в нашей стране социалистической идеологии и в сфере физической культуры приоритеты интересов общества над интересами личности были очевидными, что, безусловно, не способствовало развитию компонентов (видов) физической культуры, нацеленных на удовлетворение личностных потребностей.
Вторая половина прошлого столетия знаменует начало нового этапа развития ценностной концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями: в мировом общественном сознании все более заметными становятся приоритеты личности, поворот от культуры полезности к культуре достоинства, уважения к человеку, пониманию его как наивысшей ценности. Формируется личностноориентированная гуманистическая концепция отношения к людям с ограниченными возможностями как идея их социальной интеграции, равных прав и возможностей реализации образа жизни, характерного для здоровых людей в данных социальноэкономических условиях.
В основе данной концепции лежат такие подлинно гуманистические идеи, как признание самоценности личности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида и приоритет интересов личности над интересами общества.
Ограниченные возможности здоровья не рассматриваются как существенный недостаток человека, создающий проблемы по вине самого человека. У людей с ограниченными возможностями необходимо различать состояние и те ограничения, которые возникают в результате того или иного состояния (например, физические недостатки, нарушения сенсорных систем и др.). Если состояние характеризует только самого человека, то на степень ограничений существенное влияние оказывает и окружающая среда – приспособленность транспорта, рабочих мест, конкретная ситуация, участие других людей. Причем очень часто эти ограничения в большей степени находятся «на совести» общества, чем самого инвалида, и задача преодоления ограничений является общей задачей общества (Т.И. Губарева, 2000).
Иногда ограниченные возможности являются результатом социального, экономического и политического притеснения внутри общества, что дает основания характеризовать лиц с отклонениями в состоянии здоровья не как аномальных, трагических, нуждающихся в жалости и опеке, а как притесняемых людей. Только как притеснение, дискриминацию можно трактовать практически полную неприспособленность в нашей стране окружающей среды (особенно объектов спортивного и культурного назначения) для нужд и потребностей лиц с нарушениями опорнодвигательного аппарата, зрения, с другими ограничивающими свойствами.
Исходя из личностноориентированной концепции усилия общества должны быть направлены на изменение не только людей с ограниченными возможностями, но и тех негативных социальных, материальнотехнических, психологических условий, которые создают проблемы для этих людей. Необходимо помочь им бороться с недугами и предоставить (создать, если их нет) равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
Люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, на основе самостоятельно принимаемых решений, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей, контролирующих их поведение.
Таким образом, в соответствии с личностноориентированной концепцией человек с ограниченными возможностями или особенными проблемами рассматривается независимо от своей дееспособности и полезности для общества как самоценность, как объект социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий для максимально полной самоактуализации его личности, реализации всех имеющихся возможностей, творческого потенциала и интеграции в общество.
В связи с этим центральной проблемой воспитания личности в адаптивной физической культуре является обеспечение условий принятия личностноориентированной концепции отношения общества к лицам с ограниченными возможностями у всех без исключения участников тренировочного, учебного, соревновательного, воспитательного процессов. Причем прежде всего такое принятие личностноориентированной концепции должно произойти именно у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Данная проблема выдвигает в ранг ведущих стратегические методы (факторы) воспитания: методы осмысление человеком себя в реальной жизни, методы воспитывающей деятельности и воспитывающей среды (П.И. Пидкасистый, 1998) (см. 18.4).
Несмотря на общность концептуальных подходов к воспитанию человека с особенными проблемами, необходимо дифференцированно подходить к лицам с сохранным интеллектом (независимо от нозологической группы инвалидности) и к тем, у кого имеются нарушения этой сферы.
19.1. Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным интеллектом
Для осознания и принятия лицами с ограниченными возможностями личностноориентированной гуманистической концепции необходимо создание атмосферы полноценной жизни, общения, ощущения собственного достоинства, таких условий, при которых качество их жизни не отличается от таковых у здоровых людей, а они могут активно участвовать в общественной жизни, заниматься адаптивной физической культурой и, в частности, адаптивным спортом, любимым делом, проявлять себя в личностном плане, получать эмоциональный заряд.
Первостепенное значение для вовлечения лиц с ограниченными возможностями в активные занятия адаптивной физической культурой, усвоения ее ценностей, осуществления воспитательных мероприятий с ее помощью имеет уровень развития личности, пути и способы ее формирования.
Становление личности предполагает осознание самого себя как существа, отличного от других.
Многие психологи полагают, что узкое понимание личности должно включать в себя только ее ядро, то есть «Яконцепцию» и направленность личности (мотивация, ценностные ориентации).
«Яконцепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой (Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, 2001). В сущности «Яконцепция» определяет не просто, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает и как смотрит на свои настоящие возможности и перспективы развития («Я – идеальное», по К. Роджерсу).
Для того чтобы полноценно использовать заложенный в адаптивной физической культуре воспитательный потенциал, привлечь и увлечь занятиями физическими упражнениями необходимо хорошо знать отличительные особенности «Яконцепции» каждого занимающегося, общую направленность его личности: мотивы отношения к возможному профессиональному росту и мобильности, мотивы материального благополучия, боязнь неуспеха, стремление к расширению круга общения, достижения социального престижа, повышение социального статуса, самосовершенствования и самоактуализации, повышение самооценки и позитивной оценки другими. Представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) особенно подчеркивают значимость для человека потребностей в позитивной оценке, приятия и любви.
Без знания этих проблем призывы укрепить свое здоровье, развить физические способности, овладеть теми или иными двигательными умениями и навыками, как правило, не дают ожидаемого эффекта, хотя сами по себе они логичны и не вызывают возражений.
Инвалидность, как правило, усложняет восприятие человека окружающими его людьми, изза чего он может почувствовать недостаток позитивной оценки, что, в свою очередь, провоцирует развитие негативного образа «Я», формирование психологических комплексов неполноценности (тревоги, потери уверенности в себе, пассивности и т.п.).
Причем эта проблема берет начало в семье, с самых первых лет жизни ребенкаинвалида, у которого и возникают впоследствии сложности эмоционального и поведенческого плана. Поэтому работа с родителями детей с отклонениями в развитии и инвалидов имеет огромное значение в деятельности специалиста по адаптивной физической культуре.
Как отмечает Райт, семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает пять кризисных периодов: рождение ребенка с аномалией, потребность самоутверждения, планы получения образования, переходный возраст и сексуальность, подготовка к взрослой жизни.
Сам процесс приятия взрослой жизни ребенка включает в себя ряд этапов: шок, отрицание, вина и гнев, стыд и мученичество, депрессия, а затем приятие (Райт) (приводится по Л.М. Шипицыной, И.И. Мамайчук, 2001).
От того, как складываются отношения ребенка с отклонениями в состоянии здоровья и его родителями (неоправданная жесткость, гиперопека, отсутствие полноценных контактов и др.), во многом зависит ход формирования его личности («Яконцепции» и общей направленности).
Поэтому при проведении воспитательных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями в процессе занятий по адаптивной физической культуре необходимо обязательно согласовывать свои действия с родителями, соблюдать вместе с ними единство педагогических требований к занимающимся.
В качестве хорошего примера подключения родителей к работе по комплексной реабилитации и социальной интеграции своих детей, вовлечения их в процесс формирования физической и общей культуры личности ребенка, его профессиональной ориентации можно привести деятельность СанктПетербургской городской ассоциации общественных объединений родителей детейинвалидов (ГАООРДИ), возглавляет которую М.А. Урманчеева.
Эта ассоциация объединяет более шестидесяти различных общественных организаций и проводит большую работу по правовому, психологическому, медицинскому обучению родителей детейинвалидов, организации всевозможных тренингов, обмена опытом работы с аналогичными структурами как в стране, так и за рубежом.
Очень важна работа ГАООРДИ по обеспечению летнего и зимнего отдыха детейинвалидов в загородных лагерях, где дети активно участвуют в физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятиях, приобщаются к образу жизни здоровых сверстников, общаются с ними.
ГАООРДИ, объединяя, организуя и активизируя такой мощный потенциал в деле воспитания детей с ограниченными возможностями, как родители, облегчает их адаптацию к своей проблеме, способствует становлению личности их детей, ее положительной общей направленности, создает хорошие предпосылки для взаимодействия с педагогами и, в частности, с тренерамипреподавателями и инструкторамиметодистами по адаптивной физической культуре.
Одним из недостатков процесса воспитания, реализуемого в специальных образовательных учреждениях, является отождествление его с учебным процессом. Хотя предъявление логически, психологически и дидактически обоснованной последовательности изучаемого материала не может быть использовано в программах воспитания, поскольку его существо не ограничивается информационным содержанием урока, а составляет естественную, инициативную, самобытную, непредсказуемо меняющуюся жизнедеятельность ребенка и педагогического коллектива.
Говоря о требованиях к воспитательной работе, В.А. Сухомлинский пишет, что вопервых, программа воспитания должна дать педагогу общее представление о том, как достигнуть единства сознания, убежденности, чувств и воли; вовторых, важнейшей силой, призванной осуществить воспитание человека, является сам человек; втретьих, программу можно назвать огоньком, с помощью которого надо зажечь внутренние духовные силы человека.
К общепедагогическим условиям воспитания и развития личности относятся:
– гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательновоспитательного процесса, принятие каждым из них личностноориентированной аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями;
–возможность проявления детских инициатив и их поддержки и стимулирования со стороны взрослых;
– разумная дисциплина и порядок как условия защищенности каждого ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
– демократические принципы и стиль взаимодействия ученика и учителя, управления учреждением, включая положительную реакцию на общественные инициативы.
Сегодня попрежнему актуальны задачи расширения сферы знаний, особенно мировоззрения (видение мира и себя в этом мире), но в настоящее время эти процессы глубже: вопервых, мировоззрение рассматривается шире, как мироощущение, мировосприятие и мироотношение; вовторых, знания трактуются как средство, а не цель развития личности; втретьих, задачи социализации и индивидуализации (создание условий для становления индивидуальности) уравнены в правах.
С точки зрения психологии отношений между детьми с ограниченными возможностями (отклонениями в развитии), их сверстниками, педагогами, родителями, всеми членами социума очень важно восприятие этих детей как особенных, а не особых. Особость подразумевает обособленность, а особенность – отличительность, своеобразие (О.Н. Ертанова, 2000).
Всю совокупность воспитательных воздействий на личность ребенка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обычно подразделяют на интеллектуальное (умственное), нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и воспитание их самостоятельности. К сожалению, выделение физического воспитания в отдельный вид воспитания привело к сужению (под лозунгом конкретизации) его цели и задач, концентрации внимания преимущественно на телесных компонентах ученика, уменьшению воспитательного потенциала данного вида деятельности, его влияния на личность в целом.
Постепенно идея П.Ф. Лесгафта о всестороннем развитии личности в процессе физического образования трансформировалась в идею «о взаимосвязи» физического воспитания с умственным, трудовым, нравственным и др. В данном контексте нельзя признать удачным введение в теорию физического воспитания термина «воспитание физических качеств» (В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев), что еще в большей степени сместило акценты в деятельности педагога на физические характеристики человека (воспитание гибкости, силы, выносливости и т.п.).
- Раздел I
- Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура» ................................... 17
- Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .......... 29
- Раздел I
- Глава 1 специальность «адаптивная физическая культура»
- 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- 2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Глава 3теория и организацияадаптивной физической культурыкак интегративная наука,учебная дисциплина и важная областьсоциальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II
- Глава 7 роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата
- Глава 8становление и развитиеадаптивной физической культурысреди лиц с поражениямиопорнодвигательного аппарата
- 8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим – Италия
- 1964 Год. Токио – Япония
- 1968 Год. ТельАвив, РаматТан – Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг – Германия
- 1976 Год. Торонто – Канада
- 1980 Год. Арнхем – Нидерланды
- 1984 Год. НьюЙорк – сша; Эйлесбери – Англия
- 1988 Год. Сеул – Корея
- 1992 Год. Барселона – Испания
- 1996 Год. Атланта – сша
- 2000 Год. Сидней – Австралия
- 2004 Год. Афины – Греция
- 1Й этаплечебная физическая культура
- 1Й этап 1945–1979
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- 1Е место
- 2Е место
- Глава 10 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
- Глава 11 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта
- 11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Часть вторая
- Раздел III
- Глава 12организационноуправленческая структураадаптивной физической культурыв россии и за рубежом
- Глава 13
- 13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Глава 14
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Раздел IV
- Глава 18 адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)
- 18.1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специальнометодические принципы
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры