Глава 10 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
Актуальность проблемы профилактики слепоты, физической и социальной реабилитации лиц с поражением органов зрения обусловлена высокой распространенностью среди населения России слепоты и инвалидности вследствие зрительных расстройств и той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека.
За последние годы распространенность слепоты в мире возрастает, причем рост слабовидения опережает рост народонаселения и, по прогнозам ВОЗ, к 2005 г. может увеличиться вдвое.
Активные занятия физическими упражнениями позволяют частично компенсировать отсутствие у слепых зрения благодаря значительному совершенствованию мышечнодвигательных ощущений и функций других анализаторов. Физическая культура и спорт, улучшая здоровье человека, одновременно способствуют исправлению и координации движений, осанки, походки, развитию физических способностей, воспитанию моральноволевых качеств, социализации и интеграции в общество.
Идея гармоничного и всестороннего развития незрячего человека была и остается чрезвычайно актуальной и современной.
За рубежом начинаются исследования особенностей развития лиц с поражением зрения. В передовых странах Европы открываются школы для слепых: в Париже (1784), Вене (1804), Дрездене (1804) и других городах.
Выходят работы ведущих специалистов, подчеркивающих необходимость и пользу общественно полезного труда.
Разрабатывая педагогические основы обучения и воспитания слепых детей, Пьер Виллей в своей книге «Педагогика слепых» отмечал, что главная цель воспитания – вырвать ребенка из власти слепоты. Важнейшими путями развития личности слепого наряду с образованием, трудовой подготовкой он считал физические упражнения, подвижные игры, умение ориентироваться в пространстве.
Известные зарубежные тифлопедагоги первой половины ХIХ века, такие как В. Гаюи, Л. Брайль, И. Клейн, А. Цейн, К. Григори и Самуил Гоу, высказывали ряд интересных мыслей, идей, положивших начало активному использованию физических упражнений в жизни слепых.
Историческое воззрение на развитие физического образования слепых немыслимо без имени К.К. Грота. Первое небольшое училище для слепых открыл К.К. Грот в Петербурге в 1881 г. В России обучение слепых носило благотворительный характер, но училище слепых работало по учебному плану и программам. Курс предметов по объему соответствовал двухклассным городским училищам. Кроме того, в число предметов включались пение и гимнастика.
«На гимнастику у слепых должны обращать самое серьезное внимание, как на один из важных предметов преподавания, которым улучшается мышечная деятельность и исправляются недостатки в движениях» (из записок С. Павловского – преподавателя АлександроМариинского училища слепых в Петербурге // газета «Слепец», 1893).
Прогрессивные тифлопедагоги того времени, в том числе и К.К. Грот, уделяли должное внимание гимнастике, подвижным играм, укреплению телесности слепых, а следовательно, и здоровья учащихся. Они считали необходимым пробудить в слепых охоту к движению. Училища слепых имели задачу сделать слепого по возможности самостоятельным и полезным членом общества. Для этого, они считали, слепому необходимо дать: 1) физическое, умственное и нравственное развитие и 2) практические знания.
Большое внимание в деле физического воспитания слепых шведский ученый доктор Пикарь уделял их походке. Он писал: «Походка слепого, плохо приспособленная как для свободы движения самого слепого, так равно и для предохранения его от разных случайностей, которым он неизбежно подвергается через свою немощь, зачастую осложняется и другими недостатками: косолапостью и вывернутыми коленями, слабым и колеблющимся торсом и т.д.» (газета «Слепец», 1899). Он рекомендовал специально приспособленную гимнастику, которая предусматривала исправить эти недостатки, сделать походку естественной и даже грациозной. Доктор Пикарь предлагал, искусно комбинируя движения, развивать гибкость суставов, способствовать общему развитию мускулатуры, правильной работе легких и сердца. Во всех градациях этого специального обучения он требовал от ученика двигаться без посторонней помощи и лишь в крайнем случае прибегать к поддержке помощника.
Фридрих Фребель рассматривал слепого ребенка как цельное, нераздельное существо, которое необходимо гармонически, всесторонне развивать. В основу воспитания и образования он ставил не только развитие физическое и умственное, но игры и занятия, воспитание и образование через игру, предлагая детям воспроизвести разные роды движений: работу кузнеца, строгание столяра, качание маятника, плавание и т.п. Фребель дает ребенку мяч, как первую игрушку. Упражнения с мячом состоят из очень простых приемов, предусматривающих развитие мышц кисти и пальцев.
Еще в 1819 г. учитель слепых Иоганн Вильгельм Клейн обратил внимание на то, что у слепых плохо развиты руки. Он писал: «Слепому руки заменяют глаза, поэтому слабо развитые руки большая помеха при обучении». В связи с этим он разработал прибор с целью укрепления пальцев.
Тифлопедагогами, специалистами физического воспитания уделялось большое внимание телесным упражнениям, гимнастике со снарядами, гимнастике дыхания. Рекомендовались занятия на велосипеде, способствующие развитию мускулов. Движение, по их мнению, возбуждает аппетит, а вместе с ним является сила, энергия, умственное развитие.
П.Ф. Лесгафт, известный русский ученый, создатель теории физического образования, писал: «Физическое, умственное и нравственное образование находятся в такой тесной и неразрывной связи между собой, что заниматься одним, оставляя без внимания другое, совершенно невозможно» (Лесгафт П.Ф. Собр. соч. – М., 1954. Т. 5). Профессор Лесгафт не обошел вниманием и систему физического образования слепых. Он читал лекции о физическом образовании слепых в пользу Мариинского Попечительства, председателем которого был К.К. Грот; организовывал и проводил курсы по образовательной подготовке специалистов, предполагающих работать со слепыми детьми; рекомендовал методику проведения занятий со слепыми. По мнению профессора П.Ф. Лесгафта, основное положение при физическом образовании то, что со всеми требуемыми действиями необходимо знакомить занимающихся непременно по слову, а не по показанному. А со слепыми только таким образом, т.е. по слову, и возможно заниматься.
К.К. Грот понимал, что движение приносит слепым детям много пользы, развивает их телесность и укрепляет здоровье. В 1895 г. в саду АлександроМариинского училища слепых появился новый источник удовольствия и забавы. К.К. Грот подарил детям «гигантские шаги», они оказались не только приятным, но и полезным подарком. Вокруг «гигантских шагов» в свободное время непрерывно слышался смех, детские крики и постоянно летали детские фигурки с раскрасневшимися от быстрого движения и воздуха лицами. Так зарождалась адаптивная двигательная рекреация.
Мысли и идеи тифлопедагогов XIX века о значении физического воспитания слепых детей имеют свое отражение в работах тифлопедагогов последующего периода.
На втором Русском съезде по попечению о слепых и по предупреждению слепоты поднимался вопрос о физическом воспитании слепых детей. Гимнастический зал в школах слепых считался так же необходимым, как и классная комната. Физические упражнения входят в план преподавания наравне с научными предметами и обучением мастерству. В тот период отмечалась деятельность А.И. Скребицкого, К.Ф. Лейко, М.И. Рейха.
В. Гандер в работе «Первоначальное воспитание и обучение слепых детей» (1934) описывал, что слепота прежде всего вызывает боязнь пространства, ведет к ограничению движений и лишает такого мощного средства воспитания, как зрительное подражание. Устранение этих недостатков он прежде всего видел в улучшении двигательной деятельности.
Значительный прогресс в развитии теории воспитания, в том числе и средствами физической культуры, был достигнут за годы советской власти. Научнопедагогическая деятельность Л.С. Выготского, А.А. Крогиуса, Б.И. Коваленко, М.И. Земцовой, А.И. Зотова, В.С. Сверлова, Л.Б. Самбикина оказала решающее влияние на развитие тифлопедагогики.
В научноисследовательской работе таких ученых, как Н.Б. Коваленко, М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Б.П. Ермаков, В.А. Феоктистова, А.Г. Литвак, Б.В. Сермеев, Б.А. Кручинин, Л.Ф. Касаткин, Р.Н. Азарян и др., большое место отводилось проблемам физического воспитания слепых детей, играм и пространственной ориентировке.
Большой вклад в теорию и практику физического воспитания детей с нарушениями зрения внесла научнопрактическая деятельность заслуженного учителя РСФСР, учителя ленинградской школы слепых и слабовидящих детей Н.Н. Шеповальникова. Им была написана первая программа по физическому воспитанию учащихся школ для слепых детей (1948).
Развитие в нашей стране адаптивного спорта для незрячих самым тесным образом связано с созданием Всероссийского общества слепых (ВОС) в 1924 г. Физическая культура и спорт для лиц с поражением органов зрения получают новый, поступательный толчок к дальнейшему развитию. Центральное Правление Всероссийского общества слепых (ЦП ВОС) взяло на себя все вопросы, связанные с организацией и пропагандой адаптивного спорта в России. В тот период эта общественная организация имела достаточное финансирование для претворения этой идеи в жизнь.
По рекомендации спортивного отдела ЦП ВОС вводятся занятия по физическому воспитанию в специальных школах, создаются физкультурноспортивные клубы и секции. Организуются и проводятся соревнования как внутри страны, так и за рубежом. Первые такие соревнования среди юношей проходили в 1957 г. в Ленинграде, а взрослые спортсменыслепые приняли участие в международных соревнованиях в 1974 г. в Софии (Болгарии).
В мировом спортивном движении спортсменыслепые начинают участвовать только с 1976 г. в Торонто (Канада), а в паралимпийском национальная сборная СССР – с 1988 г. в Сеуле (Корея), где состоялись летние Паралимпийские игры. Следует отметить, что на этих соревнованиях от нашей страны приняли участие только спортсмены с поражением зрения, продемонстрировав высокое спортивное мастерство. Они завоевали 21 золотую, 19 серебряных и 15 бронзовых наград.
Этому успеху предшествовала большая кропотливая работа.
С 1958 г. национальная сборная СССР принимает участие в чемпионатах Европы и мира. На V чемпионате Европы в 1987 г. в Москве сборная СССР соревновалась с соперниками из 20 стран. Спортсменыинвалиды нашей команды побили 13 мировых рекордов из 26 установленных.
В 1996 г. на Х летних Паралимпийских играх в Атланте (США) национальную сборную России представляли спортсмены с поражением опорнодвигательного аппарата и с поражением зрения. Они завоевали 16е место среди 103 странучастниц, завоевав 27 медалей: 9 золотых, 7 серебряных, 11 бронзовых. Это было первое выступление спортсменов России как суверенного государства.
На Паралимпийских играх 2000 г. в Сиднее (Австралия) сборная России заняла 14е место из 125 команд, выиграв 35 медалей: 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых. Больших успехов добились незрячие спортсмены. Необходимо отметить выдающиеся достижения Риммы Баталовой (тренер П.З. Буйлов), выигравшей 3 золотые медали в беге на 800, 1500 и 5000 метров, причем на последней дистанции она установила мировой рекорд – 17 минут 52,42 секунды!
Великолепно выступили, завоевав золотые медали: Сергей Севастьянов (тренер П.З. Буйлов) – пятиборье, Ольга Семенова (тренер В.А. Протасов) – пятиборье, Ильдар Помыкалов (тренер П.З. Буйлов) – марафон и другие паралимпийцы.
Отлично выступили незрячие спортсмены и на XII летних Паралимпийских играх 2004 года в Афинах (Греция), где они внесли в общую копилку сборной команды России 23 медали (9 золотых, 3 серебряных и 11 бронзовых). Особо отличились А. Строкин (Уфа, Башкортостан), завоевавший 3 золотые и 1 бронзовую медали, и О. Семенова (Иркутск) – 2 золотые награды. Золотые медали выиграли Е. Паутова и И. Помыкалов (оба из Уфы), О. Соколова (Москва), М. Казакова (Дагестан).
С 1966 г. по настоящее время ВОС является членом Всемирной шахматной ассоциации и участвует в соревнованиях с 1968 г. Во всемирных шахматных олимпиадах слепые спортсмены являются шестикратными победителями состязаний.
Спортивное движение спортсменов с нарушением зрения в миреобъединяет Международная спортивная ассоциация слепых (IBSA), созданная в 1981 г.
В настоящее время общее руководство спортивнооздоровительнойработой в России осуществляет Спортивная федерация Всероссийского общества слепых, объединяющая 76 субъектов Российской Федерации.
Помимо летних Паралимпийских игр российские спортсменыслепые участвуют и в зимних Паралимпийских играх начиная с 1988 г. в Инсбруке.
Удачным было выступление сборной страны и на зимних Играх 1994 г. в Лиллехаммере, где было завоевано 9 золотых, 12 серебряных и 7 бронзовых медалей. В связи с этим следует назвать имена спортсменовинвалидов по зрению, это лыжники: Г. Климов, В. Шелудков, О. Мунц, А. Насарулин, Л. Паниных, О. Назаренко, Н. Чиркова, И. Селиванова.
Чемпионы Барселонской олимпиады и Олимпиады в Атланте В. Крылов, В. Чеснов, С. Ходаков приложили много силы и проявили мужество, защищая спортивную честь страны.
В СолтЛейкСити (США) на последних зимних Паралимпийских играх в 2002 году отличных результатов среди незрячих спортсменовдобились В. Купчинский (2 золотые и 1 бронзовая медали), И. Маннанов (1 золотая и 2 серебряные), Н. Ильюченко (золотая, серебряная и бронзовая).
Что касается видов адаптивного спорта, используемых в работе с лицами, имеющими нарушения органов зрения, то наряду с традиционно выделямыми олимпийскими и неолимпийскими видами они подразделяются на виды: полностью перенесенные от здоровых людей, адаптированные для слепых, и специальные (специфические), созданные именно для этой категории спортсменов. Среди наиболее популярных видов спорта для незрячих: легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, вольная борьба, дзюдо; лыжные гонки, коньки, коньки на тандемах, радиоспорт, шахматы и шашки.
В середине 1970х спортсмены с патологией зрения начинают осваивать спортивные игры. Первая из них – роллингболл, представляющий собой игру на площадке размером 24Ч12 м с озвученным мячом, где играют две команды по 5 человек; затем голбол, в который могут играть абсолютно незрячие спортсмены, поле 8Ч9 м, в команде 3 человека, мяч также озвучен. Начиная с 1986 г. в СССР проводятся чемпионаты по голболу. Первыми чемпионами стали спортсмены команды г. Москвы.
Основные летние виды адаптивного спорта
Виды спорта,
Паралимпийские
не входящие в программу
виды
Паралимпийских игр
Борьба дзюдоВерховая езда АрмрестлингГолбол
Шашки
Парусный спорт
Шахматы
ПлаваниеЛегкая атлетика Пауэрлифтинг Футбол
Основные виды адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
В последующие годы появилась игра – торбол, разновидность голбола, отличающаяся размерами игрового поля (16Ч17м) и тактическими особенностями.
Распад СССР, перестройка резко отразились на физкультурномассовой и спортивной работе среди лиц с поражением зрения. Перестали существовать многие клубы и секции.
Спортивная федерация Всеросийского общества слепых в настоящее время развивает 11 видов спорта: легкую атлетику: лыжные гонки, биатлон, дзюдо, плавание, спортивные игры, пауэрлифтинг, армрестлинг, шахматы, шашки (см. рисунок). Она сотрудничает с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, спортивнореабилитационным клубом «Луч» (г. Уфа), спортивным клубом «Полюс» (г. Москва), Центральным научноисследовательским института экспертизы и трудоспособности, является одним из учредителей Паралимпийского комитета России (А.В. Царик, 2000).
При проведении соревнований по адаптивному спорту большое значение имеет спортивномедицинская класификация.
В настоящее время категории слепоты и слабовидения соответствуют кретериям снижения зрения, соответствующим Х Международной классификации болезней. На основании этого решением Исполкомом IBSA была принята в 1982 г. существующая в настоящее время спортивномедицинская классификационная система (Р.А. Толмачев, 2001).
Определение функционального класса у спортсменов с нарушением зрения во всех видах спорта подразделяется на три класса.
В первом – спортсмен этого класса не имеет светочувствительности в одном из глаз (тотальная потеря зрения) или имеет частичную светочувствительность при отсутствии реакции на движение руки на любом расстоянии от глаза.
Во втором – спортсмен может видеть движение руки на расстоянии до 2 м (при норме 60 м).
В третьем – спортсмен может видеть движение руки на расстоянии от 2 до 6 м. Поле зрения спортсмена варьирует от 5 до 20 градусов (Н.А. Сладкова, 2000).
В нашей стране проводятся целенаправленные научные исследования проблем адаптивного воспитания и адаптивного спорта среди незрячих.
При Одесском педагогическом институте была создана проблемная лаборатория по физическому воспитанию аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, объединившая специалистов по физическому воспитанию лиц с нарушением зрения из различных городов и регионов страны (Сермеев Б.В., 1989).
Совместно с Одесским НИИ глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова проводились исследования, доказывающие, что физические упражнения могут как улучшать состояние зрительных функций, так и приводить к нежелательным изменениям в показателях органа зрения. Были сделаны попытки выявления оптимальных нагрузок для лиц с нарушением зрения, способствующие сохранению зрительных функций. Большой вклад в решение этих проблем внесли: Р.Н. Азарян, Д.М. Маллаев, В.А. Кручинин, В.С. Николаев, А.К. Акимов, Я.И. Дудкевич, В.А. Ковалев, А.П. Павлов и другие. Этими исследователями была усовершенствована программа физического воспитания слабовидящих школьников. Особенностью ее стала выраженная направленность на коррекцию дефектов органа зрения.
В.В. Вишнев (1989) исследовал вопросы работоспособности в упражнениях на выносливость для школьников с учетом возраста и состояния органов зрения.
Особенности двигательных способностей, коррекция двигательных нарушений у детей с дефектами зрения изложена в работе В.Н. Долинского, Ю.В. Павлова, В.Л. Палыга, А.П. Чустарк (1989). Роли, значению, системе домашних заданий по физической культуре для слабовидящих учащихся посвящена работа А.В. Ким (1989).
Продуктивными путями совершенствования пространственной ориентировки в процессе физического воспитания слепых детей должно быть, по мнению В.А. Кручинина, повышение двигательной подготовленности и активности слепых, развитие сенсорики (особенно мышечнодвигательной и вестибулярной чувствительности), освоение учащимися слов (пространственной терминологии, выражающей различные пространственные понятия), совершенствование ориентировки. Вопросы педагогического контроля в процессе физического воспитания в школах для слабовидящих изложены в работе И.С. Мунтяна (1989).
Особенности методики обучения плаванию инвалидов по зрению интересно описаны в работах В.Г. Жаркого, В.Л. Курилова и В.В. Пыжова. Вопросы показаний и противопоказаний к занятиям адаптивным спортом широко освещены Р.А. Толмачевым (1989, 2000).
Значение и применение тренажеров в системе физического воспитания слепых и слабовидящих детей мы находим в работах С.В. Хрущева, Л.А.Семенова, Л.М. Цофнас, Л.И. Кирилова, С.Д. Полякова, Т.Ю. Моисеева, В.С. Николаева, Ю.Н. Верхало.
Н.И. Ларионова раскрывает вопросы физической и социальной реабилитации слабовидящих детей (1993).
О динамике состояния зрения у студентов специальных медицинских групп, путях его улучшения можно узнать из работ О.Н. Трофимова (1994), В.И. Осик, А.Г. Ахромовой (1993).
Специфика моторнопсихических реакций обеспечения двигательных действий инвалидов по зрению рассматривается в исследовании Е. Ершовой, В.Б. Режунова, С. Мишариной (1994). По данной проблеме публикуются учебные пособия. Одно из них – «Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения» (Л.Н. Ростомашвили, 1997) представляет методику обучения слепых и слабовидящих, предусматривающую коррекцию отклонений в физическом развитии и состоянии опорнодвигательного аппарата.
Представленные исследования подтверждают пользу, важность и необходимость занятий адаптивной физической культурой для лиц с нарушением органов зрения.
Контрольные вопросы и задания
В какой период начинаются исследования особенностей развития лиц с нарушением зрения?
Назовите зарубежных исследователей, отметивших пользу занятий физическими упражнениями для слепых и слабовидящих?
Какова позиция П.Ф. Лесгафта в вопросе о физическом образовании слепых?
Раскройте вклад К.К. Грота в развитие физического воспитания слепых детей.
5.Расскажите об истоках адаптивного спорта незрячих в нашей стране.
С какого времени незрячие спортсмены нашей страны участвуют в Паралимпийских играх (летних и зимних)?
Какие выдающиеся российские незрячие спортсмены вам известны?
Перечислите известных вам отечественных ученых, занимавшихся проблемами адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта.
- Раздел I
- Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура» ................................... 17
- Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .......... 29
- Раздел I
- Глава 1 специальность «адаптивная физическая культура»
- 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- 2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Глава 3теория и организацияадаптивной физической культурыкак интегративная наука,учебная дисциплина и важная областьсоциальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II
- Глава 7 роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата
- Глава 8становление и развитиеадаптивной физической культурысреди лиц с поражениямиопорнодвигательного аппарата
- 8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим – Италия
- 1964 Год. Токио – Япония
- 1968 Год. ТельАвив, РаматТан – Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг – Германия
- 1976 Год. Торонто – Канада
- 1980 Год. Арнхем – Нидерланды
- 1984 Год. НьюЙорк – сша; Эйлесбери – Англия
- 1988 Год. Сеул – Корея
- 1992 Год. Барселона – Испания
- 1996 Год. Атланта – сша
- 2000 Год. Сидней – Австралия
- 2004 Год. Афины – Греция
- 1Й этаплечебная физическая культура
- 1Й этап 1945–1979
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- 1Е место
- 2Е место
- Глава 10 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
- Глава 11 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта
- 11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Часть вторая
- Раздел III
- Глава 12организационноуправленческая структураадаптивной физической культурыв россии и за рубежом
- Глава 13
- 13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Глава 14
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Раздел IV
- Глава 18 адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)
- 18.1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специальнометодические принципы
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры