2004 Год. Афины – Греция
В Паралимпийских играх в Афинах приняли участие 142 страны и более 4000 спортсменов.
Увеличение количества стран и спортсменов, принимающих участие в Паралимпийских играх, расширение «географии» медалистов говорят о том, что в мировом сообществе все более отчетливо признается личностноориентированная гуманистическая концепция отношения государств и общества к инвалидам.
Таким образом, большинство стран мира прошло путь от ненависти и агрессии по отношению к инвалидам, наблюдавшихся в античные времена, до терпимости, партнерства и их интеграции в общество, что характеризует наши дни.
Высокими темпами растут результаты, показанные участниками Паралимпийских игр. Так, в Афинах, в соревнованиях по легкой атлетике рекорды мира бились 144 раза, а рекорды Паралимпийских игр – 212 раз, в плавании – 96 и 156 раз соответственно, в стрельбе из лука – 3 и 6 раз, в пулевой стрельбе – 10 и 3 раза, в велоспорте – 17 и 6 раз, в пауэрлифтинге – 9 и 3 раза соответственно. Такого обилия рекордов не было ни на одних Паралимпийских играх.
Данный факт позволяет констатировать, что в учебнотренировочный процесс паралимпийцев, в конструирование и создание технических средств все активнее внедряется наука.
В таблице 2 представлены результаты 15 команд на двух последних Паралимпийских играх (Афины–2004 и Сидней–2000). В число этих команд включены те, спортсмены которых завоевали наибольшее количество золотых медалей (серебряных при равенстве количества золотых) на XII Паралимпийских играх в Афинах (2004 г.).
При анализе данных, представленных в этой и последующих таблицах, необходимо учитывать, что в Афинах разыгрывалось 520 комплектов медалей, а в Сиднее – 550. Кроме того, в Афинах не участвовали спортсмены, имеющие нарушение интеллектуальных функций.
Наиболее важными изменениями в программе соревнований были: включение в нее футбола для незрячих (5Ч5), женского дзюдо, исключение волейбола стоя (на протезах). Кроме того, серьезной корректировке подверглась программа по отдельным дисциплинам в легкой атлетике (например, исключение пятиборья для мужчин – класса В1) и плавании.
Как видно из таблицы 2, на Паралимпийских играх в Афинах 2004 г. 8 команд сохранили свои места в 10 лучших командах и 12 команд – в 15 лучших (по сравнению с XI Паралимпийскими играми в Сиднее).
Перечень 8 команд, представляющих странылидеры паралимпийского движения последнего десятилетия, включает в себя команды следующих стран: Китая, Великобритании, США, Канады, Австралии, Испании, Германии, Франции.
Наибольший прогресс за период с 2000 по 2004 годы достигнут командами Китая (с 6го на 1е место), Украины (с 36го на 6е место), Мексики (с 17го на 14е место) и Бразилии (с 24го на 15е место). Хорошие результаты показали команды США (с 5го на 3е место), Японии (с 12го на 10е место) и России (с 14го на 11е место).
Такой мощный прогресс команды Украины объясняется тем, что в этой стране полностью уравнены возможности здоровых спортсменов и инвалидов (открыты ДЮСШ и ШВСМ для инвалидов или отделения для паралимпийцев в обычных ДЮСШ и ШВСМ, уравнены размеры материального вознаграждения за завоевание медалей на Олимпийских и Паралимпийских играх и др.).
Улучшение результатов выступления российских спортсменов на Паралимпийских играх видно из таблиц 3 и 4.
Российскими спортсменами были установлены рекорды мира:
легкая атлетика – Артем Арефьев – бег на 400 и 1500 м (тренер Б.Г. Дворников); Наталья Гудкова – метание копья (тренеры Б.Г. Ржищев и С.Н. Бабанин); Елена Паутова – бег на 1500 м (тренер П.З. Буйлов).
плавание – Игорь Плотников – 50 м баттерфляем и 100 м на спине (тренеры Д.Г. Кайцгородов и Н.К. Дубровин); Дмитрий Полин – 100 м брассом (тренеры В.И. Симонова и А.С. Франченко).
Паралимпийские рекорды были установлены:
в плавании – Андреем Строкиным на дистанции 100 м вольным стилем (тренер И.Л. Тверяков);
в пауэрлифтинге – Тамарой Подпальной (127,5 кг) в весовой категории 52 кг (тренер А. Подпальный).
Прогресс в результатах выступлений российских спортсменов на Паралимпийских играх в Афинах–2004 стал возможен благодаря значительному усилению внимания к спорту среди инвалидов со стороны Госкомспорта России (ныне Федеральное агентство по физической культуре и спорту), его тесному взаимодействию с Паралимпийским комитетом России, а также созданию лучших условий, в том числе финансирования, для развития паралимпийского спорта в целом ряде регионов Российской Федерации. В этих регионах возросла массовость паралимпийского спорта, и именно там были подготовлены чемпионы и призеры Паралимпийских игр 2004 года (табл. 5).
Таблица 3
Медали, завоеванные российскими спортсменами на X, XI и XII Паралимпийских играх
Таблица 4
Общекомандные места, занятые сборной командой России на Паралимпийских играх (неофициальный подсчет)
Место и год проведения |
| Завоевано медалей |
| |
Паралимпийских игр | золотые | серебряные | бронзовые | всего |
Атланта – 1996 | 9 | 7 | 11 | 27 |
Сидней – 2000 | 12 | 11 | 12 | 35 |
Афины – 2004 | 16 | 8 | 17 | 41 |
Таблица 5
Вклад субъектов Российской Федерации в завоевание спортсменами России медалей
на XII Паралимпийских играх в Афинах (Греция)
Наряду с летними Паралимпийскими играми спортсменыинвалиды участвуют и в зимних Паралимпийских играх, становление и развитие которых по времени приходится на значительно более поздний период – 1976 г. Однако зарождение этого направления в отдельных странах датируется 1942 г., когда Франц Вендель приспособил к костылям короткие лыжи, а в 1947 г. в Австрии были организованы показательные выступления ампутантов. В 1962 г. в США была организована Национальная ассоциация лыжниковампутантов, вслед за ней возникли такие же организации в Германии, Канаде, Франции, Норвегии, Италии, Японии, Новой Зеландии (Л. Индолев, 1992).
Первые официальные зимние Паралимпийские игры прошли в 1976 г. С 1992 г. они стали проводиться на тех же спортивных сооружениях, что и зимние Олимпийские игры здоровых людей. В тот год они состоялись в Альбервиле (Франция). В 1994 г. зимняя олимпиада прошла в Лиллехаммере (Норвегия), куда приехали представители 25 стран. Победителями стали спортсменыинвалиды Норвегии, завоевавшие 64 медали, на 2м месте Германия с разницей в 4 золотые медали, на 3м США, имеющие в своем активе 43 медали (Л.Н. Селезнев, 1994). Своеобразно и интересно прошли зимние Паралимпийские игры в Нагано (Япония) в 1998 г.
В марте 2002 г. состоялись VIII Паралимпийские зимние игры в СолтЛейкСити (США). По сумме медалей победила команда США. Спортсмены России, выиграв 21 медаль, заняли четвертое место, вслед за Германией и Австрией.
Выдающихся результатов добились в СолтЛейкСити российские паралимпийцы: Сергей Шилов завоевал 3 золотые и 1 серебряную медали; Валерий Купчинский – 2 золотые и 1 бронзовую; Михаил Терентьев и Ирек Маннанов – по 1 золотой и 2 серебряные награды; полный комплект медалей у Николая Ильюченко – золото, серебро, бронза; золотую медаль в Пермскую область привез Тарас Крыжановский.
Программа зимней Олимпиады, в которой принимают участие спортсмены с поражением опорнодвигательного аппарата и зрения, с каждым разом меняется. Основными остаются гонки на лыжах, горнолыжный спорт на одной и двух лыжах, но появляются и новые виды, такие как лыжесани, гонки на санях с коньками, хоккей на санях с коньками, моноскай и др.
Лыжесанный спорт наибольшее развитие получил в скандинавских странах, особенно в Норвегии. В Германии и Австрии большое внимание уделяется обучению зимним видам спорта инвалидовампутантов, во Франции – людям с последствиями детского церебрального паралича.
Анализируя мировой опыт развития спорта инвалидов, следует заметить, что на основании Всемирной программы действий в отношении инвалидов, утвержденной 03.12.1983 г. Генеральной Ассамблеей ООН, почти во всех странах мира имеются соответствующие государственные программы.
Таким образом, с 1960 г. по настоящее время проходит третий этап развития мирового физкультурнооздоровительного и спортивного движения инвалидов, получившего название «спорт инвалидов» (адаптивный спорт) (табл. 6).
Завершая параграф, можно сформулировать следующие выводы.
1. Рассматривая развитие и становление физкультурнооздоровительного и спортивного движения инвалидов в мировой практике следует выделить три этапа:
1й этап – лечебная физическая культура и начало развития реабилитационного спорта (с работ ученого Линдемана и до 1947 г.);
2й этап – 1948–1959 гг. – становление реабилитационного спорта, обобщение опыта СтокМэндвильского реабилитационного центра;
3й этап – 1960 г. до настоящего времени – становление и развитие спорта инвалидов, исследование его особенности, уникальности, влияния на физиологические, психические и социальные факторы.
Все эти факторы, виды физкультурнооздоровительной и спортивной работы с инвалидами следует рассматривать как единое, целое движение, плавно переходящее из одного качественного уровня в другой. В свою очередь, каждое из них существует как относительно самостоятельное продолжает развиваться, совершенствоваться, создавая предпосылки для возникновения следующего этапа.
Особенностью и уникальностью этого явления является то, что до настоящего времени инвалиды используют все эти виды работы применительно к себе в соответствии со своими желаниями, физическими, психическими возможностями.
Таблица 6
Этапы развития спорта инвалидов (адаптивного спорта) за рубежом
- Раздел I
- Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура» ................................... 17
- Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .......... 29
- Раздел I
- Глава 1 специальность «адаптивная физическая культура»
- 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- 2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Глава 3теория и организацияадаптивной физической культурыкак интегративная наука,учебная дисциплина и важная областьсоциальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II
- Глава 7 роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата
- Глава 8становление и развитиеадаптивной физической культурысреди лиц с поражениямиопорнодвигательного аппарата
- 8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим – Италия
- 1964 Год. Токио – Япония
- 1968 Год. ТельАвив, РаматТан – Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг – Германия
- 1976 Год. Торонто – Канада
- 1980 Год. Арнхем – Нидерланды
- 1984 Год. НьюЙорк – сша; Эйлесбери – Англия
- 1988 Год. Сеул – Корея
- 1992 Год. Барселона – Испания
- 1996 Год. Атланта – сша
- 2000 Год. Сидней – Австралия
- 2004 Год. Афины – Греция
- 1Й этаплечебная физическая культура
- 1Й этап 1945–1979
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- 1Е место
- 2Е место
- Глава 10 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
- Глава 11 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта
- 11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Часть вторая
- Раздел III
- Глава 12организационноуправленческая структураадаптивной физической культурыв россии и за рубежом
- Глава 13
- 13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Глава 14
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Раздел IV
- Глава 18 адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)
- 18.1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специальнометодические принципы
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры