logo search
AFK-Tom-1

19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов

Нравственная сущность человека проявляется в единстве его нравственного сознания, поведения и чувств.

Формирование нравственного сознания предполагает усвоение ребенком знаний об установленных в обществе нормах нравственности (моральный кодекс), требованиях к отношению к природе, обществу, другим людям, самому себе. Эти систематизированные знания приобретаются разными путями: получение информации от учителей, родителей, сверстников, из средств массовой информации. Чтобы эти знания превратились в убеждения, необходимо включение ребенка в деятельность, связанную с проявлением нравственных поступков, переживанием положительных эмоций и стимулирующих к повторным нравственным действиям. Это создает предпосылки к приобретению и закреплению нравственных привычек, складывающихся в систему нравственного поведения, которые определяют жизненную нравственную позицию личности школьника.

Поэтому используемые учителем рассказ, объяснение, беседы, диалоги, диспуты и другие методы слова должны, вопервых, быть обращены не только к сознанию, но и к чувствам ученика; вовторых, опираться на имеющийся нравственный опыт ребенка; втретьих, сочетаться с действиями учащегося в специально создаваемых учителем педагогических ситуациях, сходных с жизненными обстоятельствами, требующими проявления нравственных качеств (общественного долга, гуманизма, чести, совести и др.) (Л.К. Завьялов, 1999). Иначе говоря, нравственная сфера личности развивается в системе специально организованной деятельности, сочетающей формирование нравственного сознания, проявление нравственных чувств, нравственных поступков и нравственных отношений друг с другом, с коллективом и учителем.

Для детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов очень важно освободиться от психологических комплексов неполноценности, почувствовать свою значимость как человека, проявить свои способности в различных видах доступной деятельности.

С другой стороны, у детей с ограниченными возможностями очень часто сформированы эгоцентризм, себялюбие, агрессия по отношению к окружающим, убежденность в своей ислючительности и другие негативные качества, обусловленные неверным семейным воспитанием или социальной депривацией в специальных образовательных учреждениях.

Недостаточное развитие нравственных качеств ребенка необходимо отличать от нарушений формирования личности, коммуникативных функций, эмоциональноволевой сферы. Например, при ДЦП чаще всего встречается нарушение личности по типу психического инфантилизма, невропатический вариант которого характеризуется сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемостью и тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. В школе у многих таких детей проявляются случаи повышенной робости, застенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке (Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, 2001).

Для выявления отклонений в развитии личности ребенка необходим комплексный психологомедикопедагогический анализ ее особенностей. При этом следует обратить внимание не только на выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс его социальной адаптации, но и учесть и использовать на занятиях по адаптивной физической культуре положительные проявления характера, темперамента, влечений, мышления, направленность интересов, уровень развития физических качеств и способностей.

Специалист по адаптивной физической культуре должен опираться на положительные черты личности, наиболее развитые физические качества и способности ребенка, следуя правилу «навстречу природе».

Наибольший потенциал как для коррекции нарушений формирования личности, так и развития нравственных качеств детей с ограниченными возможностями имеет адаптивный спорт.

В качестве мировоззренческой «платформы» организации занятий адаптивным спортом могут быть использованы проверенные практикой идеи олимпизма.

Известно, что Пьер де Кубертен – родоначальник современного олимпизма – связывал олимпизм с идеей совершенствования человека, человеческих отношений и общества на основе использования спорта, спортивных соревнований и подготовки к ним. Важную задачу олимпизма он рассматривал в предотвращении разрыва между физическим и духовным развитием человека, в содействии его разностороннему и гармоничному развитию.

Олимпизм, согласно Олимпийской хартии, представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Как ничто другое, олимпизм привлекает тем, что соединяет спорт с культурой и образованием, создает образ жизни, «основанный на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим ценностям».

Олимпийское движение не допускает никакой дискриминации в спорте – ни политической, ни религиозной, ни расовой, оно все пронизано идеями мира. Кодекс спортивной чести («Фэйр Плэй»), включающий в себя такие правила, как: не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство; главное не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление своих слабостей, – является хорошим примером использования в этом виде деятельности общечеловеческих норм нравственности.

В пособии С.П. Евсеева, Г.М. Поликарповой, М.В. Прохоровой (1995) приведены программы «олимпийских уроков» и других вариантов олимпийских мероприятий, которые могут применяться и в воспитании детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

К ним относятся:

– беседы по истории возникновения и проведения Олимпийских игр;

– беседы по проблемам олимпийского движения;

– конкурсы рассказов (устных и письменных) об удивительных историях, произошедших на различных Олимпийских играх;

– конкурсы рефератов и сочинений по олимпийской тематике;

– конкурсы альбомов, стенгазет, рисунков по олимпийской тематике;

– олимпийская викторина (очная и в качестве домашнего задания);

– встречи с чемпионами и участниками Олимпийских игр;

– спортивные праздники под девизом олимпийских идеалов;

– спортивные соревнования (малые Олимпийские игры).

Интересные предложения гуманных преобразований спорта содержит олимпийский проект «СпАрт» (название это образовано от трех английских слов: Spirituality – духовность, Sport – спорт, Art – искусство). Он разработан профессором В.И. Столяровым и реализуется в России с 1991 г.

Во время проведения соревнований «СпАрт» не только поощряет высоконравственное и эстетическое поведение спортсменов, но и учитывает их (с помощью балльной оценки) при определении победителей. Обычные спортивные соревнования «спартианцы» преобразуют в «игры сотрудничества», где учитывают не личное достижение или достижение команды, а достижения всех участников, объединенных в одну команду. В программу «спартианских» состязаний включаются и обычные спортивные дисциплины, и тесты на общую физическую подготовку, и различные соревнования и конкурсы по туризму, художественные и интеллектуальные конкурсы. Это значит, что на состязаниях «спартианцев» недостаточно быть просто физически подготовленным («здоровым парнем»). Чтобы победить здесь, необходимо еще оказаться умным (и остроумным), умелым, интересным, нравственно и духовно развитым человеком.

Спартианская модель организации спортивной деятельности хорошо подходит и к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Педагогическая технология и практика реализации спартианской программы для инвалидов подробно рассмотрена в работах Т.И. Губаревой (1998–2000).