logo search
AFK-Tom-1

Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .......... 29

2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура» .............................................................. 29

2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни» .................................................................................................... 32

2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов ................................................................ 35

Глава 3 Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики ......................................................................................... 40

3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука ................... 40

3

3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики ............................................... 43

Глава 4 Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры.......... 51

4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры ............................................................................................................ 51

4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры ......... 54

Глава 5 Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре ................................................................ 61

Глава 6 Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре .............................................................. 66

6.1. Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной физической культуре ............................................................ 66

6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре ............................................................................................................. 72

Раздел II

ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .....................79

Глава 7 Роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата ........................ 79

Глава 8 Становление и развитие адаптивной физической культуры среди лиц с поражениями опорнодвигательного аппарата ....................... 83

8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом ......................... 83

8.2. Паралимпийское движение в мировой практике ....................................... 86

8.3. История развития адаптивной физической культуры в нашей стране ............................................................................................... 100

Глава 9 История адаптивного спорта для лиц с поражением слуха ..................... 113

Глава 10 История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения ........................................................... 122

Глава 11 История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта ................................................... 130

11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране ............................................................................................... 130

11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта .................................................................................. 132

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Раздел III ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ..... 141

Глава 12 Организационноуправленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом ..............................................141

Глава 13 Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья............................................................152

13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования ......................................................... 153

13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования ............................................................... 159

Глава 14 Организация адаптивного спорта ....................................................................165

14.1. Организация адаптивного спорта в России ............................................. 165

14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе .................... 176

Глава 15 Организация адаптивной двигательной рекреации .....................................187

Глава 16 Организация физической реабилитации ........................................................190

Глава 17 Организация креативных (художественномузыкальных) и экстремальных видов двигательной активности .................................. 195

Раздел IV МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .................................................................... 135

Глава 18 Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)....................................................................... 198

18.1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов ...................................................... 198

18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья ................................................. 202

Глава 19 Воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой...................................................................................... 207

19.1. Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным интеллектом ..................................................................... 209

19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии .............................................................. 223

Глава 20 Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (АФК) ...................................................... 229

Глава 21 Функции адаптивной физической культуры ............................................... 236

21.1. Педагогические функции .................................................................... 238

21.2. Социальные функции ......................................................................... 249

Глава 22 Принципы адаптивной физической культуры............................................ 257

22.1. Социальные принципы....................................................................... 257

22.2. Общеметодические принципы ........................................................... 265

22.3. Специальнометодические принципы .............................................. 268

Заключение......................................................................................................... 276

Литература ......................................................................................................... 277

Приложения ....................................................................................................... 280

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (индекс ОПД.Ф.02.) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Именно эта дисциплина включает в себя знания, составляющие фундамент, базу для целого ряда общепрофессиональных дисциплин, многих дисциплин специальности, всех дисциплин специализаций и, по существу, предопределяющие мировоззренческую, концептуальную подготовку будущих специалистов. Очевидно, что «Теория и организация адаптивной физической культуры» является ведущей дисциплиной основной образовательной программы по адаптивной физической культуре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктораметодиста в этой сфере социальной практики.

Перед профессорскопреподавательским составом кафедр адаптивной физической культуры стоят следующие задачи:

  1. – сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, интерес и познавательную активность к проблемам адаптивной физической культуры, основанные на личностноориентированной аксиологической концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья;

  2. – обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний теории и организации адаптивной физической культуры, целостное осмысление профессиональной деятельности, методологических подходов, общих закономерностей данного вида социальной практики;

  3. – сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, приобщить их к научноисследовательской работе, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности;

  4. – обеспечить освоение студентами опыта эмоциональноценностного отношения к будущей профессиональной деятельности и на этой основе сформировать у них убеждение в необходимости специалистов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение теории и организации адаптивной физической культуры, интегрирующей в себе три крупных области знаний – физическую культуру, медицину и коррекционную педагогику, – предполагает освоение студентами таких дисциплин Госстандарта, как: теория и методика физической культуры, психология развития, анатомия человека, физиология человека, биохимия, биомеханика, общая патология и тератология, частная патология, специальная педагогика и специальная психология.

В то же время, сама адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, частные методики адаптивной физической культуры, технологии физкультурноспортивной деятельности, дисциплины специализаций, а также для педагогических практик по специальности и специализации.

Данное обстоятельство, а также имеющийся в СанктПетербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта опыт образовательной деятельности по адаптивной физической культуре привели к выводу о целесообразности пролонгированного (в течение восьми семестров первых четырех лет обучения в вузе) преподавания этой дисциплины.

А это, в свою очередь, привело к необходимости значительно более серьезного отношения к реализации межпредметных связей и неизбежности дедуктивноиндуктивного способа освоения учебного материала.

Учебник состоит из двух томов. 1й том содержит две части (основной текст), введение, заключение, библиографическое описание основной и дополнительной литературы, приложения.

Во введении кратко рассмотрены наиболее важные установочные положения, составляющие основу концепции учебника и дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры».

В первой части изложены сведения по двум разделам:

  1. – краткому курсу «Введение в специальность»;

  2. – истории адаптивной физической культуры.

Во второй части учебника, также состоящей из двух разделов, даются материал об организации адаптивной физической культуры и ее общая характеристика.

В III разделе «Организация адаптивной физической культуры в Российской Федерации и мировом сообществе» материал структурирован в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация, креативные (художественномузыкальные) и экстремальные виды двигательной активности.

В IV разделе «Методические основы адаптивной физической культуры» рассматриваются ее роль в комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры.

Большое внимание в этой части учебника уделено обоснованию опорных концепций методологии адаптивной физической культуры, ее медикобиологическим и социальнопсихологическим аспектам и, в частности, гуманистической психологии.

Дается характеристика функций, принципов адаптивной физической культуры.

В заключении изложены перспективы развития адаптивной физической культуры как интегративной учебной дисциплины, направления научноисследовательской деятельности, важнейшего института социальной политики по отношению к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья.

Каждый параграф завершается контрольными вопросами и заданиями для самопроверки усвоенных знаний. Без их тщательной проработки нецелесообразно приступать к изучению последующего материала.

При самостоятельной работе необходимо в дополнение к учебнику изучить содержание литературных источников, приведенных в книге, а также материалов, публикуемых в периодическом журнале «Адаптивная физическая культура».

Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также тематика рефератов, курсовых и квалификационных работ.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течение десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений (В.Т. Пуляев, 1993–1995 и др.). В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности.

Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности – проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.

Стало очевидным, что у нас эта проблема замалчивалась, приукрашивалась в угоду идеологическим установкам о преимуществах социалистического строя над всеми другими системами общественного устройства.

Однако проблема инвалидности – это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономического развития. Причем по проводимой тем или иным государством социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизованности.

Наблюдающийся рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности и увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья человека и с целым рядом других причин.

Все это приводит к необходимости разработки комплексных программ по социальной защите данной категории населения, обоснования новых областей человековедческих знаний, открытия новых учебных дисциплин, направлений и специальностей подготовки специалистов.

В последние годы в России этот процесс развивается довольно быстрыми темпами. Не осталась в стороне и отрасль физической культуры, которая в советский период занималась в основном здоровым населением и двигательно одаренными детьми, юношами и девушками, способными в перспективе стать олимпийскими чемпионами и прославить свою страну спортивными достижениями.

В настоящее время в Российской Федерации физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) представлена в системе среднего (как для базового, так и повышенного уровней), высшего (как специальность и как часть направления) профессионального образования; в специальности научных работников; как сфера профессиональной деятельности (должности тренерпреподаватель и инструкторметодист по адаптивной физической культуре); как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физическая культура». Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры.

Многие вузы, техникумы и колледжи осуществляют образовательную деятельность по адаптивной физической культуре; профессорскопреподавательский состав, научные работники, аспиранты и докторанты проводят научноисследовательскую работу в этой области.

Однако быстрое развитие и внедрение адаптивной физической культуры в образовательные и научные организации и учреждения России, наличие существенно отличающихся, а иногда альтернативных концепций данной сферы социальной практики в различных странах, терминологические трудности развивающейся интегративной учебной и научной дисциплины породили целый ряд объективных и субъективных проблем, обусловленных недостаточной теоретической разработанностью ее проблемного поля, методологических основ, принципов, функций, приоритетности задач и др.

Все это приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтениями педагогов и научных сотрудников, предшествующим опытом деятельности представителей физической культуры, медицины, коррекционной педагогики, социальной работы.

В настоящее время в России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести всей совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, авторы учебника считают неверным сужение функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является адаптивная физическая культура.

При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем адаптивной физической культуры приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагоговноваторов.

В данном учебнике представлена попытка авторского коллектива обобщить достаточно разрозненные сведения об адаптивной физической культуре как важнейшего направления комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов; раскрыть ее методологическую основу с целью обеспечения фундаментализации образования в этой области.

При этом авторы убеждены в том, что узкий, чрезмерно прагматический взгляд на адаптивную физическую культуру, сведение огромного потенциала этого вида социальнопедагогической деятельности к набору пусть и большого количества частных методик может привести не только к снижению ее эффективности, но и к напрасной трате времени, сил и энергии как педагога, так и занимающихся, а иногда и к отрицательному результату.

Описание сущности адаптивной физической культуры, конкретизация объекта, целей, задач, средств, методов, содержания, ее основных видов, функций, принципов и других компонентов проводились исходя из концепции, разработанной на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры СанктПетербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, где она реализуется уже в течение нескольких лет начиная с 1995 г.

Основные установочные положения этой концепции сводятся к следующему.

  1. Адаптивная физическая культура является новой для России, активно развивающейся интегративной областью образования, науки, культуры, социальной практики.

  2. Адаптивная физическая культура включает в себя как минимум три крупных области знания – физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику и большое количество сведений медикобиологических и социальнопсихологических учебных и научных дисциплин. При этом в ней не только обобщаются сведения перечисленных областей и дисциплин, но и формируется новое знание, представляющее собой результат взаимопроникновения знаний каждой из этих областей и дисциплин.

  3. Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физической культурой и физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии. Она объединяет в себе, помимо названных направлений, адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивное физическое воспитание учащихся и студентов специальных медицинских групп

общеобразовательных школ и вузов, креативные (художественномузыкальные) телесноориентированные и экстремальные виды адаптивной двигательной активности.

  1. В основу теории адаптивной физической культуры, определения ее целей, задач, содержания, основных видов, принципов, функции и другие должно быть положено учение об естественных и социальных потребностях личности каждого конкретного человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего инвалидность), а не только государства, семьи, общественных организаций и институтов.

  2. Признание инвалидов как равноправных членов общества, их самоценности, а также обязанностей государства по созданию особых условий для их воспитания и развития, творческой самореализации – основа для формирования отношений с данной категорией населения в процессе занятий адаптивной физической культурой.

  3. Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответствующих мотивов и ценностных ориентаций, подбор средств, методов, видов адаптивной физической культуры для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья должны осуществляться с учетом и исходя из их конечных целей индивидуального существования, определяющих всю систему жизненных установок (аксиологической концепции их жизни), а также непременным выполнением правила «здесь и сейчас», предписывающего исходить из реалий ситуации (материальных возможностей, возрастных особенностей, состояния занимающихся и т.п.).

  4. Человек с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющий инвалидность) рассматривается в адаптивной физической культуре как принципиально неделимое и целостное единство, как индивид, обладающий уникальными свойствами. Его невозможно разделить на биологическое и социальное, телесное и психическое и т.п. как в научной, так и, особенно, в практической деятельности. Принципиально неприемлемым является так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции, определяемые методами исследования конкретных наук. Поэтому в адаптивной физической культуре акцент делается не на «физическое совершенствование» занимающихся, «формирование физической готовности к жизни», а на их всестороннее развитие и совершенствование (интеллектуальное, эмоциональноволевое, эстетическое, этическое, физическое и др.) в процессе занятий физическими упражнениями.

  5. Эффективное развитие и внедрение программ по адаптивной физической культуре как в стране, так и в отдельно взятом регионе возможно только в случае учета конкретных социальноэкономических условий, национальноэтнических особенностей менталитета населения, климатогеографических и ряда других факторов.

Текст учебника подготовлен коллективом авторов. Предисловие, методические рекомендации, введение, главы 1 (1.3 и 1.4), 2, 3, 4, 12, 13, 15, 17, 18, 19, заключение, приложения 1 и 2 – написаны С.П. Евсеевым; глава 1 (1.1 и 1.2) – С.П. Евсеевым, В.Г. Щербаковым, А.В. Минаевым; глава 6 (6.1) – С.П. Евсеевым, А.В. Цариком, Л.В. Шапковой; глава 8

(8.2) – С.П. Евсеевым, О.Э. Аксеновой, В.П. Жиленковой; глава 11 – С.П. Евсеевым, С.В. Гутниковым, О.Э. Аксеновой; глава 14 – С.П. Евсеевым, А.Г. Абаляном; глава 16 – С.П. Евсеевым, Г.Н. Грецем; главы 5, 20, 21, 22 – Л.В. Шапковой; глава 7 – В.П. Жиленковой; глава 8 (8.1 и 8.3) – В.П. Жиленковой, Л.Н. Селезневым; глава 9 – В.П. Жиленковой, О.Э. Аксеновой; глава 10 – Л.Н. Ростомашвили, В.П. Жиленковой; глава 6 (6.2) – Е.Е. Хвацкой.

В связи с тем, что в нашей стране это первый учебник по теории и организации адаптивной физической культуры, авторы хорошо осознают то, что он вряд ли сможет удовлетворить запросы и ожидания всех преподавателей и студентов. Поэтому авторы с благодарностью примут от читателей замечания, критику, советы и рекомендации по совершенствованию представленных материалов.

Часть первая

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ