8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
При составлении календарного плана спортивных мероприятий сроки проведения соревнований должны быть намечены с учетом занятий в школе. Наиболее благоприятное время для проведения соревнований — каникулы. Программа соревнований должна быть составлена в соответствии с правилами; в ней указы-
261
ваются дистанции и способы плавания для детей и подростков. Как правило, детям рекомендуется стартовать в течение дня не более одного или двух раз (включая эстафеты). Соревнования проводятся в соответствии с Положением.
Однообразные мероприятия быстро утомляют детей, поэтому в соревнования необходимо включать различные эстафеты, показательные заплывы лучших пловцов. От организаторов и судейской коллегии особенно требуются четкость и образцовое проведение соревнований. Желательно, чтобы соревнования были не продолжительными по времени. Плохо организованные соревнования нередко являются причиной недисциплинированности отдельных участников.
Художественное оформление места проведения соревнований, дикторский текст должны соответствовать возрасту участников.
Чтобы участники соревнований имели время на подготовку, они должны быть проинформированы о начале соревнований не менее чем за месяц. В школе необходимо повесить объявление о предстоящих соревнованиях по плаванию с указанием условий и сроков их проведения, содержания программы соревнований.
За день до начала соревнований проводится совещание судейской коллегии с представителями команд-участниц. Каждая команда (класс) сдает в мандатную комиссию заявку на участие в соревнованиях, заверенную школьным врачом, а также карточки участников.
На школьных соревнованиях по плаванию в состав судейской коллегии входят: главный судья, врач, главный секретарь и секретарь, комендант, судья при участниках, судья-информатор, стартер, судья по технике плавания, судьи на повороте и на финише, старший судья-секундометрист и судьи-секундометристы (по числу дорожек в бассейне).
Главный судья. Проверяет готовность места для проведения соревнований; принимает меры по обеспечению безопасности участников и зрителей; распределяет судей по участкам работы и контролирует выполнение ими своих обязанностей; проводит семинар с судьями перед началом соревнований.
Главный секретарь. Несет ответственность за правильное оформление документации соревнований; работает с заявками участников и картотекой; составляет стартовый протокол; во время соревнований оценивает результаты участников (определение мест, начисление очков); готовит итоговый протокол соревнований.
Судья при участниках. Предупреждает спортсменов о времени старта; готовит участников очередного заплыва, проверяя их фа-
262
милии по карточкам; организованно выводит участников к месту старта.
Судья-информатор. Объявляет участникам и зрителям программу соревнований; представляет участников зрителям; информирует о результатах соревнований.
Стартер. Дает старт участникам заплыва, решает, правильно ли взят старт. Во время подачи сигнала стартер должен находиться на боковой стороне бассейна (примерно в 5 м от линии старта), чтобы секундометристы могли хорошо видеть или слышать стартовый сигнал, а участники — слышать его.
Судья по технике плавания. Следит за соблюдением участниками соревнований требований к технике конкретного способа плавания (в соответствии с правилами). Должен находиться на боковой стороне бассейна.
Судья на повороте. Следит за выполнением правил поворота от начала последнего гребка руками перед касанием и до завершения первого гребка руками после поворота.
Судья на финише. Занимает место на одной линии с финишем; после каждого заплыва принимает решение о том, в каком порядке финишировали участники заплыва, и сообщает об этом старшему судье-секундометристу.
Старший судья-секундометрист. Перед началом соревнований организует проверку секундомеров; распределяет судей-секундометристов по дорожкам; проверяет умение работать с секундомером; записывает в карточки участников время, зафиксированное секундомером, и сверяет эти показания с финишным листком; сообщает стартеру о готовности судей-секундометристов.
Судейство соревнований по плаванию должно проводиться в полном соответствии с правилами соревнований, в которых изложены требования к участникам, обязанности судей и правила судейства.
Если место для проведения соревнований или плавательная подготовка участников не отвечают требованиям правил соревнований по плаванию, то соревнования могут быть проведены по упрощенным программе и правилам, с меньшим количеством судей.
Соревнования должны стать праздником для участников и зрителей, поэтому очень важно тщательно подготовить торжественные церемонии их открытия и закрытия, награждения победителей, а также обеспечить размещение участников и гостей соревнований.
В настоящее время с целью массового привлечения школьников к участию в соревнованиях по плаванию проводится
263
«Тест мэра Москвы», Участники этих соревнований должны проплыть дистанцию 25 м вольным стилем. После окончания соревнований подводятся итоги: определяются процент участников от общего списочного состава класса, место, которое занимает данный класс в школе, а также место данной школы среди школ города.
С целью обеспечения безопасности при проведении массовых соревнований по плаванию должны дежурить спасатели, которые располагаются по боковым сторонам бассейна.
- Глава 1.
- 1.1. Краткая история развития плавания
- 1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык
- 1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта
- 1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание
- 1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка
- 1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
- Глава 2.
- 2.1. Биомеханические основы техники плавания
- 2.1.1. Понятие о технике плавания
- 2.1.2. Гидростатическое равновесие тела пловца
- 2.1.3. Силы реакции воды при движении тела
- 2.1.4. Анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца
- 2.2. Общие требования к рациональной технике плавания
- 2.2.1. Положение тела пловца в воде и движения ногами
- 2.2.2. Движения руками
- 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
- Фазы движений руками
- Фазы движений ногами
- Глава 3.
- 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
- 3.1.1. Общая характеристика способа
- 3.1.2. Положение тела и движения ногами
- 3.1.3. Движения руками и дыхание
- 3.1.4. Общее согласование движений
- 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
- 3.2.1. Общая характеристика способа
- 3.2.2. Положение тела и движения ногами
- 3.2.3. Движения руками и дыхание
- 3.2.4. Общее согласование движений
- 3.3. Техника плавания способом брасс
- 3.3.1. Общая характеристика способа
- 3.3.2. Положение тела и движения ногами
- 3.3.3. Движения руками и дыхание
- 3.3.4. Общее согласование движений
- 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
- 3.4.1. Общая характеристика способа
- 3.4.2. Движения ногами
- 3.4.3. Движения руками и дыхание
- 3.4.4. Общее согласование движений
- 3.5. Техника выполнения стартов
- 3.5.1. Старт с тумбочки
- 3.5.2. Старт из воды
- 3.6. Техника выполнения поворотов
- 3.6.1. Поворот «маятником»
- 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
- 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
- 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
- Глава 4.
- 4.1. Основные принципы обучения
- 4.2. Задачи и этапы обучения
- 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
- 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
- 4.4. Выбор способа плавания
- Глава 5.
- 5.1. Средства обучения и тренировки
- 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
- 5.1.3. Учебные прыжки в воду
- 5.1.4. Игры и развлечения на воде
- 7. «Лодочки»
- 5. «Качели»
- 6. «Кто победит?»
- 2. «Стрела»
- 5. «Клоунада»
- 6. «Кто дальше просколюит?»
- 7. «На старт — марш!»
- 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
- 5.2. Методы обучения и тренировки
- 5.2.1. Словесные методы
- 5.2.2. Наглядные методы
- Глава 6.
- 6.1. Способ кроль на груди
- 6.2. Способ кроль на спине
- 6.3. Способ брасс
- 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
- 6.5. Техника выполнения стартов
- 6.6. Техника выполнения поворотов
- 46. Кувырок при плавании на груди
- 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
- 10. Эстафета с выбыванием
- 17. «Точный прыжок»
- 18. «Кто дальше?»
- Глава 7.
- 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
- 7.2. Техническая подготовленность пловцов
- 7.3. Физическая подготовленность пловцов
- 7.3.1. Выносливость
- 7.3.2. Силовые способности
- 7.3.3. Гибкость
- 7.3.4. Скоростные способности
- 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
- 7.5. Основные средства и методы тренировки
- 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
- 7.6.2. Этап базовой подготовки
- 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
- 7.6.4. Контроль и самоконтроль
- Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
- 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
- 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
- 8.3. Организация занятий по плаванию
- 8.4. Урок плавания
- 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
- 8.4.2. Методика построения урока
- 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
- 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
- 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
- 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
- 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
- 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
- 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
- 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
- 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
- Глава 9.
- 9.1. Плавание в экстремальных условиях
- 9.2. Спасение тонущих
- 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
- 9.2.2. Спасательные средства и их применение
- 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
- 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
- 9.3. Преодоление водных преград
- 9.3.1. Переправы вплавь
- 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
- 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
- Глава 10.
- 10.1. Техника прикладного плавания
- 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
- 10.1.2. Общая характеристика способа
- 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
- 10.1.4. Техника ныряния -
- 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
- 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
- 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
- 10.2.3. Ныряние
- 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
- Глава 11.
- 11.3. Обучение плаванию
- 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
- График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
- 15 Уроков для умеющих плавать
- 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
- 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
- 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
- 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
- Глава 2.
- Глава 3. И
- Глава 4.
- Глава 5. ; ;
- Глава 6.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 11.