logo
Булгакова Н

7.2. Техническая подготовленность пловцов

Работа над технической подготовкой пловцов при начальной тренировке является основной, так как в этот период спортивный результат зависит преимущественно от техники спортсмена. Не­правильно сформированная техника у начинающих пловцов ста­нет тормозом в их дальнейшей спортивной карьере. Поставить правильную технику движений спортсмену легче, чем изменить неправильно сформированную.

Техническая подготовленность пловцов характеризуется эффек­тивностью и степенью освоения движений спортсмена. Важным компонентом технической подготовленности является объем и раз­носторонность специфических для плавания двигательньк навыков.

Основным показателем технической подготовленности является эффективность техники пловца. Для ее оценки используется визу­альное сопоставление тренером техники пловца с требованиями рациональной техники спортивных способов плавания (см. главу 3). Пловец повторно проплывает короткие отрезки, а тренер оцени­вает качество выполнения отдельных элементов техники (положе­ние тела и движения ногами, движения руками и дыхание, общее согласование движений).

Итоговая оценка технической подготовленности выставляется по пятибалльной шкале, руководствуясь следующими критериями [Л.П. Макаренко, 1983]:

5 баллов - пловец правильно выполняет все элементы техники (положение тела в воде обтекаемое и уравновешенное; гребки рука­ми эффективные, продвижение вперед от гребков отличное; ноги выполняют движения правильно и помогают движениям руками; дыхание ритмичное, вдох выполняется своевременно; в целом дви­жения можно охарактеризовать как непринужденные, свободные);

4 балла - у пловца отмечаются небольшие ошибки в выполне­нии отдельных элементов движений или в их согласовании — при хорошем продвижении вперед, отсутствии напряженности и ско­ванности;

3 балла — у пловца отмечаются существенные ошибки в выпол­нении отдельных элементов техники или в их согласовании; про­движение вперед с помощью гребков — среднее по величине; за­метна излишняя мышечная напряженность;

2 балла — пловец выполняет отдельные элементы техники с гру­быми ошибками; движения скованные, продвижение вперед не­эффективное;

18?

/ балл — пловец не проплывает до конца контрольный отрезок или нарушает правила соревнований, регламентирующие плава­ние данным способом.

Для оценки эффективности технической подготовленности может быть использован так называемый относительный шаг плов­ца. Это расчетный показатель, равный отношению фактической длины шага пловца при плавании (частное отделения длины про­плываемого отрезка на количество гребков) к его геометрическому шагу (длина руки, умноженная на 4 в кроле и на 2 — в брассе и дельфине). Чем выше относительный шаг пловца, тем выше эффек­тивность его техники.

Немаловажным критерием технической подготовленности пловцов является степень освоения техники, которая выражается в умении спортсмена не снижать эффективность техники при внеш­них (условия соревнований, действия соперников) и внутренних (изменение эмоционального состояния, нарастающее утомление) сбивающих факторах. Чем выше степень освоения техники движе­ний пловца, тем выше его способность к сохранению оптимальных величин соревновательного темпа и длины шага на протяжении всей дистанции в условиях нарастающего утомления. Степень осво­ения техники проявляется в процессе игр, эстафетного плавания, соревнований. Критериями ее оценки являются устойчивость осво­ения основных элементов техники при изменении состояния плов­ца, сохранение двигательных умений после перерыва в тренировке.

Средства и методы технической подготовки. Основными средст­вами технической подготовки пловцов являются упражнения для изучения техники спортивного плавания и совершенствования в ней (см. главы 5 и 6).

Работа над технической подготовленностью пловца должна проводиться в начале тренировки. При утомлении начинают по­являться ошибки в плохо освоенном движении. В этом случае не­обходимо прекратить выполнение упражнения, чтобы не сформи­ровался неправильный навык.

Совершенствование техники спортивных способов плавания проводится в следующих основных направлениях:

  1. Совершенствование обтекаемого положения тела, уменьша­ ющего сопротивление воды.

  2. Постановка эффективных гребковых движений, обеспечива­ ющих мощные тяговые усилия и хорошее продвижение пловца.

  3. Постановка дыхания с коротким и энергичным вдохом, стро­ го подчиненного ритму плавательных движений.

  4. Улучшение общего согласования движений.

190

5. Устранение излишнего напряжения мышц и скованности движений, повышение экономичности техники.

Основой для хорошей техники является умение:

поддерживать обтекаемое, уравновешенное положение тела с оптимальным углом атаки и эффективными движениями ногами;

выполнять рациональный гребок руками в согласовании с ды­ханием и общее согласование движений.

Мощный и эффективный гребок обеспечивается рациональной траекторией движений, которая зависит от подвижности в суста­вах и силы мышц.

Как уже говорилось, при технической подготовке юных плов­цов используются: метод словесного воздействия (сообщение о технике движений, об ошибках, оценка отдельных параметров техники тренером), метод наглядного воздействия (показ техники движений квалифицированным пловцом, схемы движений, ви­деофильмы), практические методы (метод упражнений) (см. главу 5, раздел 5.2).

Для совершенствования техники плавания применяются специ­альные комплексы упражнений. Чаще всего они составляются на основе какого-то одного способа плавания и включают плавание по элементам, со связками элементов и в полной координации. Обычно это серии повторений коротких отрезков. Особое внима­ние следует уделять развитию специализированных восприятий пловцов — «чувства воды», «чувствавремени», «чувстватемпа». Для этого применяют проплывание серии отрезков по 25—50 м:

  1. с постепенным уменьшением количества гребков (т.е. увели­ чением шага);

  2. с постоянным сокращением времени проплывания отрезка на 0,5—1 с;

  1. с увеличением темпа; • *

  2. с переходом от максимального темпа к оптимальному.

Эти приемы можно сочетать в одном упражнении (например, 25 м в максимальном темпе + 25 м в оптимальном темпе с увели­ченным шагом).