11.8. Всероссийское общество спасания на водах
Для предупреждения несчастных случаев на воде в нашей стране специально создано Всероссийское общество спасания на водах (ВОСВОД). Каждый преподаватель физического воспитания и тренер обязан содействовать работе ВОСВОДа и быть активным его членом. Умение предотвращать несчастные случаи на воде и спасать тонущих — важная сторона профессиональной подготовки преподавателей физического воспитания, тренеров, опытных пловцов.
385
Всероссийское общество спасания на водах (ВОСВОД) является добровольной массовой общественной организацией, целью деятельности которой является охрана жизни людей на естественных водоемах.
Основными задачами ВОСВОДа являются:
массовая работа по обучению населения плаванию и приемам оказания помощи пострадавшим на воде;
привлечение широкой общественности к активному участию в работе с населением по предупреждению несчастных случаев на воде.
Основой Всероссийского общества спасания на водах являются первичные организации, которые создаются на предприятиях, в организациях и учреждениях, в колхозах и совхозах, на предприятиях транспорта, в портах и на судах, в школах и других учебных заведениях, при домоуправлениях, уличных комитетах и других организациях (численностью не менее 10 членов Общества).
В первичных организациях, насчитывающих более 100 членов Общества, при необходимости (и с разрешения совета районной или городской организации Общества) могут создаваться низовые организации в цехах, на участках, на отделениях и факультетах, в бригадах и отделах, в жилых кварталах (микрорайонах), на фермах.
В своей практической деятельности первичные организации руководствуются положениями Устава, постановлениями съездов, пленумов и конференций Всероссийского общества спасания на водах, решениями советов ВОСВОДа. Первичные организации работают под руководством и контролем местных советов ВОСВОДа, в тесном контакте с другими общественными организациями.
Прием в члены ВОСВОДа осуществляется первичными организациями на основании устного заявления граждан, желающих вступить в члены Общества.
Каждый заявитель считается принятым в члены Общества с момента уплаты вступительного и членского взносов; ему вручается членский билет.
Исключение из членов Общества производится на основании решения Совета первичной организации.
Первичные организации Всероссийского общества спасания на водах не имеют прав юридического лица.
Задачи первичной организации. В целях проведения в жизнь решений по охране жизни людей на воде первичная организация в соответствии с Уставом решает следующие основные задачи:
— воспитывает у членов Общества чувство гражданского долга, привлекает их к участию в деятельности по охране жизни людей на водах;
386
знакомит всех членов коллектива своего предприятия или ор ганизации с постановлениями и решениями, принятыми советами Общества по вопросам охраны жизни людей, с задачами и деятель ностью Общества, с правилами поведения на водах;
организует с членами ВОСВОДа занятия по изучению правил поведения на воде, приемов спасения тонущих и оказания первой доврачебной помощи; правил управления маломерными судами (лодкой, катером); способов применения различных спасательных средств, требований безопасности во время массовых купаний;
агитирует работников своего предприятия или организации вступать в члены Общества и привлекает их к активной агитаци онно-пропагандистской работе по обеспечению безопасности лю дей на водах;
организует обучение членов первичной организации плаванию;
содействует спортивному клубу предприятия или организа ции в обучении плаванию членов коллектива;
— организует подготовку для предприятия или организации дружинников-спасателей, инструкторов по плаванию и спасанию на водах, матросов-спасателей ведомственных и общественных спасательных постов;
помогает администрации предприятия или организации под готовить к сезону летние оздоровительные лагеря, базы отдыха, лодочно-прокатные станции;
обеспечивает безопасность рабочих и служащих предприятия или организации при массовых выездах в зоны отдыха, располо женные у естественных водоемов;
участвует в подготовке и проведении мероприятий по обеспе чению безопасности людей на водах, проводимых государствен ными органами и советами ВОСВОДа.
Для обеспечения эффективности в работе и достижения определенных результатов в решении поставленных задач члены первичной организации объединяются в секции, которые являются рабочими органами, осуществляющими связь совета первичной организации с членами Общества и с коллективом предприятия.
В первичной организации создаются следующие секции: профилактики и пропаганды; медико-санитарная; обучения плаванию и приемам спасания на водах; аквалангистов; судоводителей-любителей; «Юный осводовец» и другие.
Все первичные организации, насчитывающие в своем составе 25 и более человек, обязательно должны иметь секции профилактики и пропаганды; другие секции создаются по решению совета первичной организации.
387
Большое значение в развитии и популяризации деятельности по спасанию на водах имеют соревнования по спасанию тонущих. Как уже отмечалось, Международная федерация спасания и прикладных видов спорта с 1971 г. проводит чемпионаты мира по спасательному многоборью (см. главу 1, подраздел 1.2.2).
Органы руководства и контроля первичной организации, их права и обязанности. Высшим органом первичной организации Общества является общее собрание, созываемое по мере необходимости, но не менее 2 раз в год.
В первичных организациях, насчитывающих более 100 человек, при необходимости и с разрешения президиума местного совета Общества могут создаваться низовые организации.
В первичных организациях, насчитывающих свыше 300 членов, могут избираться делегаты на конференцию в количестве, установленном советами первичных организаций Общества.
Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50% членов Общества, входящих в первичную организацию или избранных делегатами.
Все вопросы на собрании, в том числе и выборы руководящих органов, решаются большинством голосов в результате открытого голосования.
Член первичной организации Общества считается избранным в состав руководящих органов, если на выборах он получил наибольшее число голосов, но не менее 50% голосов членов организации, участвующих в выборах.
Отчетно-выборные собрания проводятся один раз в 2—3 года. Для ведения текущей работы первичная организация, насчитывающая менее 50 человек, избирает председателя и ревизора; более 50 человек — совет, ревизионную комиссию и делегатов на конференцию. Число членов совета и ревизионной комиссии устанавливается общим собранием.
Заседания совета первичной организации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал; заседания ревизионной комиссии — не реже одного раза в полгода.
Совет первичной организации избирает председателя, секретаря и казначея. Ревизионная комиссия избирает председателя, его заместителя и секретаря.
Совет, ревизионная комиссия, председатель, секретарь и казначей первичной организации избираются сроком на 2—3 года.
Ведение учета членов общества, работы первичных организаций, материальных ценностей возлагается на секретаря совета первичной организации, а прием членских взносов — на казначея.
388
Контрольные вопросы и задания . -.;,.<
Каковы основные направления работы Всероссийского общества спасания на водах? ■ , ..,-., ;.,.,
Рекомендуемая литература . '
Планирование охраны жизни людей на водах и проведение смотров безопасности. -М..ОСВОД, 1981.
11.9. Подготовка инструкторов ■- -л >я-- -п■-.<; по плаванию . ;■>.•■■*
Курсы инструкторов по плаванию проводятся для хорошо плавающих людей, не имеющих педагогического физкультурного образования, но желающих получить специальность инструктора по плаванию. Такая работа проводится на курсах ВОСВОДа, в вузах и центрах подготовки и переподготовки кадров, имеющих лицензию на подготовку педагогов дополнительного образования. Объем работы на таких курсах, согласно официальным данным, для присвоения квалификации инструктора по плаванию должен быть не менее 75 ч.
Рассмотрим программу курсов подготовки инструкторов по плаванию Учебно-методического объединения физкультурных вузов.
Основными задачами курсов являются: > ■
получение теоретических знаний, обеспечивающих методи чески грамотное проведение занятий по плаванию;
совершенствование плавательной подготовленности, обес печивающей безопасность занимающихся при проведении заня тий и эффективную помощь пострадавшим на воде;
получение профессионально-педагогических навыков про ведения занятий по плаванию.
Изучаемый материал включает пять тем:
Требования безопасности при проведении занятий на воде и прикладное плавание.
Методика обучения технике спортивных способов плавания.
Плавание в системе физического воспитания.
Организация и проведение занятий и соревнований по пла ванию, праздников на воде.
Начальная тренировка по плаванию. ■ ■ ■ ' M.ni'7
389
Темы выделены в соответствии с типовыми задачами, которые решают инструкторы по плаванию в своей практической работе. Учебные занятия проводятся в форме лекций, практических и ме тодических занятий, учебной практики, самостоятельных заня тий. Занятия имеют преимущественно методическую направлен ность. . :
Зачетные требования. Слушатели курсов должны сдать теоретический зачет, провести зачетный урок по обучению плаванию, выполнить прыжок с 3-метровой вышки и комплексный спасательный норматив (100 м). Спасательный норматив включает: прыжок спасателя в воду; плавание вольным стилем с поднятой головой (35 м); ныряние (1.5 м); освобождение от захватов тонущего; транспортировка пострадавшего способом на боку (50 м) с последующим подъемом из воды на бортик бассейна; искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Слушателям курсов, выполнившим зачетные нормативы, присваивается квалификация инструктора по плаванию и выдается соответствующее удостоверение на право работы в бассейне.
В процессе работы по специальности инструктор по плаванию должен повышать свой профессиональный уровень и периодиче ски (один раз в 5 лет) проходить курсы в институтах повышения квалификации и переподготовки кадров. .
Контрольные вопросы и задания - ., <
Какие основные задачи решаются в процессе подготовки инструкторов по плаванию и как осуществляется контроль за их выполнением ?
Рекомендуемая литература ч
Морозов С.Н. Основы плавания и методика преподавания: Программа повышения квалификации инструкторов и тренеров по начальному обучению плаванию. — М.: РИО РГАФК, 1999.
- Глава 1.
- 1.1. Краткая история развития плавания
- 1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык
- 1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта
- 1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание
- 1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка
- 1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
- Глава 2.
- 2.1. Биомеханические основы техники плавания
- 2.1.1. Понятие о технике плавания
- 2.1.2. Гидростатическое равновесие тела пловца
- 2.1.3. Силы реакции воды при движении тела
- 2.1.4. Анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца
- 2.2. Общие требования к рациональной технике плавания
- 2.2.1. Положение тела пловца в воде и движения ногами
- 2.2.2. Движения руками
- 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
- Фазы движений руками
- Фазы движений ногами
- Глава 3.
- 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
- 3.1.1. Общая характеристика способа
- 3.1.2. Положение тела и движения ногами
- 3.1.3. Движения руками и дыхание
- 3.1.4. Общее согласование движений
- 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
- 3.2.1. Общая характеристика способа
- 3.2.2. Положение тела и движения ногами
- 3.2.3. Движения руками и дыхание
- 3.2.4. Общее согласование движений
- 3.3. Техника плавания способом брасс
- 3.3.1. Общая характеристика способа
- 3.3.2. Положение тела и движения ногами
- 3.3.3. Движения руками и дыхание
- 3.3.4. Общее согласование движений
- 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
- 3.4.1. Общая характеристика способа
- 3.4.2. Движения ногами
- 3.4.3. Движения руками и дыхание
- 3.4.4. Общее согласование движений
- 3.5. Техника выполнения стартов
- 3.5.1. Старт с тумбочки
- 3.5.2. Старт из воды
- 3.6. Техника выполнения поворотов
- 3.6.1. Поворот «маятником»
- 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
- 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
- 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
- Глава 4.
- 4.1. Основные принципы обучения
- 4.2. Задачи и этапы обучения
- 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
- 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
- 4.4. Выбор способа плавания
- Глава 5.
- 5.1. Средства обучения и тренировки
- 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
- 5.1.3. Учебные прыжки в воду
- 5.1.4. Игры и развлечения на воде
- 7. «Лодочки»
- 5. «Качели»
- 6. «Кто победит?»
- 2. «Стрела»
- 5. «Клоунада»
- 6. «Кто дальше просколюит?»
- 7. «На старт — марш!»
- 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
- 5.2. Методы обучения и тренировки
- 5.2.1. Словесные методы
- 5.2.2. Наглядные методы
- Глава 6.
- 6.1. Способ кроль на груди
- 6.2. Способ кроль на спине
- 6.3. Способ брасс
- 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
- 6.5. Техника выполнения стартов
- 6.6. Техника выполнения поворотов
- 46. Кувырок при плавании на груди
- 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
- 10. Эстафета с выбыванием
- 17. «Точный прыжок»
- 18. «Кто дальше?»
- Глава 7.
- 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
- 7.2. Техническая подготовленность пловцов
- 7.3. Физическая подготовленность пловцов
- 7.3.1. Выносливость
- 7.3.2. Силовые способности
- 7.3.3. Гибкость
- 7.3.4. Скоростные способности
- 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
- 7.5. Основные средства и методы тренировки
- 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
- 7.6.2. Этап базовой подготовки
- 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
- 7.6.4. Контроль и самоконтроль
- Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
- 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
- 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
- 8.3. Организация занятий по плаванию
- 8.4. Урок плавания
- 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
- 8.4.2. Методика построения урока
- 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
- 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
- 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
- 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
- 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
- 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
- 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
- 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
- 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
- Глава 9.
- 9.1. Плавание в экстремальных условиях
- 9.2. Спасение тонущих
- 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
- 9.2.2. Спасательные средства и их применение
- 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
- 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
- 9.3. Преодоление водных преград
- 9.3.1. Переправы вплавь
- 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
- 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
- Глава 10.
- 10.1. Техника прикладного плавания
- 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
- 10.1.2. Общая характеристика способа
- 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
- 10.1.4. Техника ныряния -
- 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
- 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
- 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
- 10.2.3. Ныряние
- 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
- Глава 11.
- 11.3. Обучение плаванию
- 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
- График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
- 15 Уроков для умеющих плавать
- 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
- 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
- 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
- 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
- Глава 2.
- Глава 3. И
- Глава 4.
- Глава 5. ; ;
- Глава 6.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 11.