10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
/. «С донесением вплавь»
Задана игры: освоение навыков прикладного плавания. Описание игры. По сигналу ведущего играющие плывут любым способом, держа в руке над водой резиновую шапочку или другой
320
предмет, который нельзя намочить. Соревнование проводится на определенное расстояние. Выигрывает участник, не намочивший «донесение» и приплывший первым.
Методические указания. Заплыв проводится на расстояние 20—25 м. Предварительно участников знакомят с техникой прикладного плавания способом на боку, брассом на спине и другими вариантами плавания при помощи движений ногами и гребковых движений одной рукой.
2. «Найди трассу»
Задачи игры: совершенствование навыков ныряния и ориентирования под водой.
Описание игры. По команде ведущего двое участников выполняют старт и плывут под водой 15-20 м. Они легко могут найти «трассу», открыв глаза в воде и ориентируясь по ярким предметам, брошенным на дно.
Методические указания. Игра проводится в бассейне или водоеме с прозрачной водой и ровным дном.
3. «Переправа»
Задача игры: воспитание умения пользоваться поддерживающими плавсредствами.
Описание игры. Вариант 1. Двое играющих входят в воду и берутся руками за автомобильную камеру, плавательную доску, бревно или любое другое поддерживающее средство. По команде ведущего они плывут на заданное расстояние. Выигрывает приплывший первым.
Вариант 2. Два участника игры садятся на автомобильную камеру или надувной матрац и по команде ведущего соревнуются в плавании на заданную дистанцию.
Методические указания. К игре допускаются участники, хорошо умеющие плавать. iw^'V -v^r .■ . jiY,nt\v.-.
4. «Достань «пострадавшего»
Задачи игры: воспитание навыков ныряния и спасения тонущих.
Описание игры. На глубоком месте (до 2 м) на дно опускают полотенце или майку с грузом («пострадавшим»). Играющие по очереди ныряют за «пострадавшим» и поднимают его на поверхность воды.
Методические указания. Нырять в глубину разрешается только по одному. Все играющие должны уметь хорошо плавать.
5. «Доставь «пострадавшего» на берег»
Задача игры: воспитание навыков оказания помощи на воде.
Описание игры. Вариант 1. Участники игры распределяются по парам одинаковой подготовленности (имеющим одинаковые пол, возраст, а по возможности — также рост и вес) — «спасатели» и «по-
321
страдавшие». По сигналу ведущего две пары преодолевают дистанцию 20—25 м. «Спасатель» плывет на груди, а «пострадавший», положив одну или обе руки ему на плечи, - в положении на груди, помогая «спасателю» легкими поддерживающими движениями ногами. Выигрывает пара, приплывшая первой. В конце игры «спасатели» и «пострадавшие» меняются ролями.
Вариант 2. «Пострадавший лежит на спине, а «спасатель», захватив его за руки или за подбородок, плывет на боку или на спине при помощи движений ногами брассом.
Методические указания. В игре не участвуют слабо плавающие и дети младшего возраста.
6. Эстафета с препятствиями
Задачи игры: совершенствование прикладных навыков плавания, ныряния, ориентирования в воде.
Описание игры. В игре участвуют две равные по силам команды. По сигналу ведущего по одному участнику из каждой команды стартуют, проплывают условленное расстояние и возвращаются к своей команде. Очередной участник каждой команды стартует после того, как его коснется рукой проплывший дистанцию.
На дистанции установлены различные препятствия: лодка, надувной матрац, бревно, автомобильная камера и др. Их преодолевают в соответствии с условиями игры: подныривают, перелезают, проплывают на плавсредстве определенное расстояние. Побеждает команда, участники которой преодолевают дистанцию первыми.
Методические указания. Если игра проводится в естественном водоеме, то состояние дна обязательно проверяется до начала игры. Любые нарушения правил игры должны немедленно пресекаться и учитываться при определении команды-победительницы.
7. Эстафета с переодеванием ..«<>>.*> -"■■.. .;.-■•• Задача игры: совершенствование навыка плавания в одежде. Описание игры. Играющие делятся на две равные по силам
команды. Они стартуют в рубашках, куртках или другой одежде, которую снимают после проплывания дистанции и передают плывущему на очередном этапе.
Методические указания. Участникам команд разрешается оказывать помощь друг другу при снятии мокрой одежды.
8. «Десантники» ' Задача игры: совершенствование «прыжка спасателя» в незна комом месте.
Описание игры. По команде ведущего «Самолет над целью!» все участники игры — «десантники» — встают на край бортика и гото-
322
вятся к прыжку. Они прыгают в воду по команде: «Первый — пошел!», «Второй — пошел!» и т. д.
Методические указания. При выполнении прыжка играющие разводят руки в стороны и сгибают ноги в коленях.
9. «Минное поле» :w» .ui>'. чл
Задача игры: совершенствование навыка ныряния.
Описание игры. На воде (на расстоянии 2 м от участников) рас полагаются плавающие предметы (доски, мячи и т.п.) — это «мин ное поле». Участники игры преодолевают «минное поле» под во дой. За каждое касание «мины» команда получает штрафные очки. Выигрывает команда, получившая наименьшее количество штрафных очков. . к. .•■'...!« -.»«<.-»■■•- ■-■■■ те^^^л ■
Контрольные вопросы и задания м■■> ■■
Расскажите о технике плавания способом брасс на спине.
Расскажите о технике плавания способом на боку.
Расскажите о технике плавания и ныряния в комплекте № 1.
Какими факторами определяется эффективность ныряния?
Какие способы ныряния используются при плохой видимости под водой?
Какие способы ныряния используются при хорошей видимости под водой ? ■
Расскажите о способах погружения в воду. •
Расскажите о действиях спасателя при захватах тонущего.
Расскажите о способах транспортировки уставшего пловца.
Расскажите о транспортировке пострадавшего с использова нием плавания на спине.
Расскажите о транспортировке пострадавшего с использова нием плавания на боку.
12 Какие упражнения и в какой последовательности применяются при обучении технике движений ногами в способе брасс на спине?
Какие упражнения и в какой последовательности применяют ся при обучении технике движений руками в согласовании с дыханием в способе брасс на спине?
Какие упражнения и в какой последовательности применяют ся при обучении общему согласованию движений в способе брасс на спине?
Какие упражнения и в какой последовательности применяют ся при обучении технике движений ногами в способе на боку?
1 323
Какие упражнения и в какой последовательности применяют ся при обучении технике движений руками в согласовании с дыханием в способе на боку?
Какие упражнения и в какой последовательности применяют ся при обучении общему согласованию движений в способе на боку?
Какие упражнения и в какой последовательности применяют ся при обучении увеличению задержки дыхания и проходимости ев стахиевых труб?
Какие упражнения и в какой последовательности применяют ся при обучении погружению в воду?
Какие упражнения и в какой последовательности применя ются при обучении технике ныряния при плохой видимости под во дой?
Какие упражнения и в какой последовательности применя ются при обучении технике ныряния при хорошей видимости под водой?
Какие упражнения и в какой последовательности применяют ся при обучении способам освобождения от захватов тонущего и транспортировки в воде?
Какие упражнения и в какой последовательности применяют ся при обучении плаванию в экстремальных условиях? :■«• <■1 <<У
Какие игры можно использовать для совершенствования навы ков прикладного плавания ?
Рекомендуемая литература ' ■
/. Плавание и легководолазная подготовка /Под общ. ред. А.М. Тихонова. — Л.: Военный дважды Краснознаменный институт физической культуры, 1983.
Семенов Ю. А. Обучение прикладному плаванию. — М.: Высшая школа, 1990.
Человек и вода: Справочник / Сост. И.Я. Модекин. — Мн.: По лымя, 1984. ) ■■ .nv.-.- окд!*' . .,4i'.'«. < ■ ■ \- ■■'...
,1у) ■■А;... , •м1 .;!'.'■ r;''V ■ ■ '-л' '> '• -»/Л-"-' ' •'■■' ' р>!■■ 1»
1л."1 " . "f ■ - ' ' ,! ■>,! '■'..■ ' '■ '■' , ' i > 1VJ' ■< V -. • -1". '■.."•>( ч'.ч- ■ -
■>b»:'.'- ' ..■■ . ..-'.• -■".'■i'1
324
- Глава 1.
- 1.1. Краткая история развития плавания
- 1.2.1. Плавание как жизненно необходимый навык
- 1.2.2. Спортивное плавание и водные виды спорта
- 1.2.4. Оздоровительно-реабилитационное плавание
- 1.2.5. Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка
- 1.2.6. Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде
- Глава 2.
- 2.1. Биомеханические основы техники плавания
- 2.1.1. Понятие о технике плавания
- 2.1.2. Гидростатическое равновесие тела пловца
- 2.1.3. Силы реакции воды при движении тела
- 2.1.4. Анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца
- 2.2. Общие требования к рациональной технике плавания
- 2.2.1. Положение тела пловца в воде и движения ногами
- 2.2.2. Движения руками
- 2.2.3. Фазовый состав и общее согласование движений
- Фазы движений руками
- Фазы движений ногами
- Глава 3.
- 3.1. Техника плавания способом кроль на груди
- 3.1.1. Общая характеристика способа
- 3.1.2. Положение тела и движения ногами
- 3.1.3. Движения руками и дыхание
- 3.1.4. Общее согласование движений
- 3.2. Техника плавания способом кроль на спине
- 3.2.1. Общая характеристика способа
- 3.2.2. Положение тела и движения ногами
- 3.2.3. Движения руками и дыхание
- 3.2.4. Общее согласование движений
- 3.3. Техника плавания способом брасс
- 3.3.1. Общая характеристика способа
- 3.3.2. Положение тела и движения ногами
- 3.3.3. Движения руками и дыхание
- 3.3.4. Общее согласование движений
- 3.4. Техника плавания способом баттерфляй
- 3.4.1. Общая характеристика способа
- 3.4.2. Движения ногами
- 3.4.3. Движения руками и дыхание
- 3.4.4. Общее согласование движений
- 3.5. Техника выполнения стартов
- 3.5.1. Старт с тумбочки
- 3.5.2. Старт из воды
- 3.6. Техника выполнения поворотов
- 3.6.1. Поворот «маятником»
- 3.6.2. Открытый плоский поворот при плавании кролем на груди (рис. 23).
- 3.6.3. Открытый плоский поворот при плавании кролем на спине (рис. 24).
- 3.6.4. Поворот кувырком вперед (поворот с вращением без касания рукой стенки) при плавании кролем на груди (рис. 25).
- Глава 4.
- 4.1. Основные принципы обучения
- 4.2. Задачи и этапы обучения
- 2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.
- 3. Закрепление и совершенствование техники плавания.
- 4.4. Выбор способа плавания
- Глава 5.
- 5.1. Средства обучения и тренировки
- 5.1.2. Подготовительные упражнения для освоения с водой
- 5.1.3. Учебные прыжки в воду
- 5.1.4. Игры и развлечения на воде
- 7. «Лодочки»
- 5. «Качели»
- 6. «Кто победит?»
- 2. «Стрела»
- 5. «Клоунада»
- 6. «Кто дальше просколюит?»
- 7. «На старт — марш!»
- 5.1.5. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней
- 5.2. Методы обучения и тренировки
- 5.2.1. Словесные методы
- 5.2.2. Наглядные методы
- Глава 6.
- 6.1. Способ кроль на груди
- 6.2. Способ кроль на спине
- 6.3. Способ брасс
- 6.4. Способ баттерфляй (дельфин)
- 6.5. Техника выполнения стартов
- 6.6. Техника выполнения поворотов
- 46. Кувырок при плавании на груди
- 6.7. Совершенствование техники спортивных способов плавания
- 10. Эстафета с выбыванием
- 17. «Точный прыжок»
- 18. «Кто дальше?»
- Глава 7.
- 7.1. Основные стороны спортивной подготовленности пловца
- 7.2. Техническая подготовленность пловцов
- 7.3. Физическая подготовленность пловцов
- 7.3.1. Выносливость
- 7.3.2. Силовые способности
- 7.3.3. Гибкость
- 7.3.4. Скоростные способности
- 7.4. Психологическая и тактическая подготовленность пловцов
- 7.5. Основные средства и методы тренировки
- 7.6. Планирование и организация начальной тренировки
- 7.6.2. Этап базовой подготовки
- 7.6.3. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка
- 7.6.4. Контроль и самоконтроль
- Глава 8. Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию
- 8.1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий
- 8.2. Правила поведения на воде и требования безопасности
- 8.3. Организация занятий по плаванию
- 8.4. Урок плавания
- 8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям
- 8.4.2. Методика построения урока
- 1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
- 2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
- 4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при вы- | полнении упражнений.
- 5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.
- 8.5. Подготовка и проведение соревнований по плаванию. Основная документация
- 8.5.1. Подготовка к соревнованиям по плаванию
- 8.5.2. Основная документация соревнований по плаванию
- 8.5.3. Судейство школьных соревнований по плаванию
- 8.5.4. Организация и проведение водных праздников (на примере праздника Нептуна)
- Глава 9.
- 9.1. Плавание в экстремальных условиях
- 9.2. Спасение тонущих
- 9.2.1. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь
- 9.2.2. Спасательные средства и их применение
- 9.2.3. Последовательность действий при спасении тонущих в зимнее время
- 9.2.4. Оказание первой помощи при утоплении
- 9.3. Преодоление водных преград
- 9.3.1. Переправы вплавь
- 9.3.2. Переправы с помощью подсобных средств
- 9.3.3. Переправа с помощью веревки, жердей, каната или провода
- Глава 10.
- 10.1. Техника прикладного плавания
- 10.1.1. Общая характеристика способа брасс на спине (рис. 68)
- 10.1.2. Общая характеристика способа
- 10.1.3. Общая характеристика плавания способом кроль на груди в комплекте № 1 (рис. 70)
- 10.1.4. Техника ныряния -
- 10.1.5. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.1.6. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2. Методика обучения прикладному плаванию
- 10.2.1. Способ брасс на спине (рис. 81).
- 10.2.2. Способ на боку (рис. 82)
- 10.2.3. Ныряние
- 10.2.4. Приемы освобождения от захватов тонущего
- 10.2.5. Приемы транспортировки тонущего
- 10.2.6. Игры с элементами прикладного плавания
- Глава 11.
- 11.3. Обучение плаванию
- 11.4. Плавание в летних оздоровительных лагерях
- График поурочного распределения учебного материала для группы не умеющих плавать
- 15 Уроков для умеющих плавать
- 11.6. Плавание в Вооруженных Силах
- 11.7. Плавание в системе физической реабилитации
- 11.8. Всероссийское общество спасания на водах
- 11.10. Индивидуальная трудовая деятельность в плавании
- Глава 2.
- Глава 3. И
- Глава 4.
- Глава 5. ; ;
- Глава 6.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 11.