logo
Булгакова Н

5.1.3. Учебные прыжки в воду

Задачи:

устранение инстинктивного страха перед водой и быстрое ос­ воение с непривычной средой;

— подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементов прикладного плавания.

При обучении плаванию в детских бассейнах — «лягушатни­ках», где глубина воды доходит до уровня пояса или груди занима­ющихся, прыжки в воду применяются как одно из средств освое­ния с водой. Прыжки воспитывают у занимающихся смелость и уверенность, а длительные погружения в воду с головой после вы­полнения прыжка совершенствуют ориентировку под водой и умение выполнять гребковые движения руками в противополож­ном направлении (по отношению к поверхности воды).

Если педагог находится в воде, то занимающиеся могут прыгать в воду даже раньше, чем научатся плавать. В таких случаях подби-

100

раются прыжки, при выполнении которых исключается возмож­ность удара о дно. Например, спады в воду из положения сидя или в упоре присев на бортике, при выполнении которых обучаемый почти плашмя падает в воду с высоты 30 см. Перед выполнением занимающимися соскоков вниз с шага или с прыжка нужно преду­предить их о том, что они должны сгибать ноги в коленных суста­вах (это предохраняет от удара о дно).

Прыжки в воду вносят оживление в занятия плаванием и вы­полняются занимающимися всех возрастов с большим желанием. Это нужно учитывать при обучении плаванию в бассейнах, глуби­на которых не позволяет проводить игры и развлечения на воде, и обязательно включать в уроки плавания выполнение прыжков в воду.

Прыжки в воду выполняются в начале основной или заключи­тельной части урока плавания. Если занимающиеся освоили не­сколько прыжков, то вход в воду в начале урока можно начинать прыжком в воду по команде педагога.

При изучении и выполнении прыжков в воду необходимо со­блюдать следующие обязательные правила:

  1. Проводить обучение прыжкам в глубоких бассейнах после того, как занимающиеся научатся плавать.

  2. При обучении прыжкам в воду обязательно учитывать, что трудность прыжка повышается с увеличением высоты. Сначала все простейшие прыжки разучиваются с бортика высотой 20-30 см, затем со стартовой тумбочки и наконец — с трамплина высотой ] м, 3 м и т.д.

  3. При выполнении прыжков соблюдать строгую дисциплину. Прыжки выполняются только по команде педагога: в бассейне глубиной 120 см — одновременно небольшой группой; в глубоком бассейне — поочередно. Команда для следующего прыжка подает­ ся, когда предыдущий прыгун отплывет на безопасное расстояние или выйдет из воды.

Упражнения (рис. 31):

  1. Сидя на бортике и уперевшись в него одной рукой, по сигна­ лу педагога спрыгнуть в воду ногами вниз.

  2. Сидя на бортике и уперевшись ногами в сливной желоб, под­ нять руки вверх (голова между руками), сильно наклониться впе­ ред, опираясь грудью о колени, и, оттолкнувшись ногами, упасть в воду.

  3. Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, при­ нять положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками), наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.

101

Рис. 3 /. Прыжки в воду: 1 - правильное положение стоп при отталкивании; 2-3 - спады из положения сидя и стоя на бортике в группировке; 4-5 - соскок вниз ногами с шага и с прыжка; 6 - спад из положения согнувшись; 7 - прыжок вниз головой

102

  1. В том же исходном положении (руки прижаты к туловищу) вынести вперед над водой одну ногу, присоединить к ней другую и выполнить соскок в воду. То же, вытянув руки вверх.

  2. В том же исходном положении согнуть ноги в коленных сус­ тавах, оттолкнуться вверх и спрыгнуть в воду вниз ногами. Снача­ ла руки вытянуты вдоль туловища, потом вверху.

  3. Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальца­ ми ног, поднять руки вверх (голова между руками), наклониться вперед-вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.

  4. То же, что и предыдущее упражнение, но согнуть ноги в ко­ ленях и оттолкнуться от бортика.