logo
Булгакова Н

8.4.1. Подготовка преподавателя к занятиям

Подготовка преподавателя к занятиям по плаванию включает два этапа — общую подготовку к занятиям по разделу «Плавание» учебной программы и подготовку к каждому уроку.

Общая подготовка к занятиям должна начинаться до начала учебного года. Необходимо, чтобы преподаватель заранее знал, в каких классах он будет вести занятия по плаванию. Если классы новые, учитель должен иметь сведения об особенностях учащих­ся, об уровне их плавательной подготовленности и физического развития. Важно выяснить, занимаются ли ребята в спортивных секциях (в том числе в секциях плавания). Знакомясь с учащими­ся, с которыми предстоит работать, учитель старается выявить успехи каждого, а также причины отставания отдельных учени­ков, чтобы определить способы наиболее активного воздействия на них.

Первоочередной задачей преподавателя является изучение классного журнала — в частности, успеваемости учащихся по пред­мету «Физическая культура» и другим предметам. Изучаются ре­зультаты сдачи учебных нормативов по разделам программы, ак­тивность участия данного класса в спортивно-массовых меропри­ятиях. Во время посещения уроков физической культуры препода­ватель наблюдает за поведением класса в целом и отдельных уча­щихся, за их активностью и самостоятельностью в выполнении за­даний.

Обобщенные данные, полученные преподавателем, станут ос­новой для решения задач по разработке методики проведения уро­ков для каждого класса — с учетом состава и физической подгото­вленности учащихся.

Следующей задачей общей подготовки учителя к занятиям по обучению плаванию является подробное изучение содержания учебной программы, на основе ознакомления с которой планиру­ется учебная работа.

Общая подготовка к занятиям включает также обеспечение учебного процесса материально-технической базой. Если у школы lj

есть учебный пункт на открытом водоеме, то учитель, готовясь к |

занятию по плаванию, заблаговременно изучает состояние мате­риальной базы, чтобы определить необходимость ее ремонта, за­писывает, что необходимо приобрести, что можно подготовить собственными силами и силами учащихся. Все работы, связанные с переустройством и дооборудованием учебного пункта, выполня­ются до начала занятий.

249

Наиболее сложной и ответственной является подготовка пре­подавателя к каждому уроку. Подготовка к уроку включает анализ результатов предыдущего занятия; определение конкретных задач предстоящего занятия; выбор учебного материала, методов и при­емов обучения для отдельных частей урока; выбор оборудования и инвентаря; составление плана-конспекта урока.

Первым этапом в этой подготовке является подбор учебного материала. Преподаватель анализирует содержание предстоя­щего урока, а также предыдущего и последующего уроков, с це­лью установления последовательности освоения учебного мате­риала. Четко определив задачи и содержание урока, следует обозначить упражнения и задания, необходимые для решения поставленных задач, последовательность их выполнения и предполагаемую доступность для учащихся. Во многих случаях, в соответствии с реальной плавательной и физической подготов­ленностью учащихся, можно пересмотреть последовательность выполнения заданий, их характер и направленность, упростить или усложнить их.

Учитель тщательно продумывает, какие инвентарь и обору­дование необходимы на уроке и как они будут использованы, своевременно проверяет их состояние и приводит в порядок.

В результате тщательной подготовки к занятиям преподава­тель составляет письменный план-конспект каждого урока. Без плана-конспекта урок будет проходить стихийно, и даже опыт­ный преподаватель может не получить желаемых результатов.

Начинающему преподавателю целесообразно составлять подробный план-конспект урока, в котором отражаются как со­держание учебного материала, так и методы обучения и органи­зации занимающихся. Подбирая наиболее эффективные упраж­нения и фиксируя их в конспекте в сокращенном или разверну­том виде, преподаватель одновременно анализирует и тщатель­но продумывает методику проведения урока.

В плане-конспекте должны быть отражены: дата проведения урока, класс, порядковый номер урока, конкретные задачи уро­ка, оборудование и инвентарь. После общих данных раскрыва­ется содержание учебной работы: фиксируется каждая часть урока, способы организации учащихся при выполнении упраж­нений, методы и приемы обучения, содержание упражнений, их дозировка, домашние задания. Чем тщательнее и подробнее со­ставлен план-конспект урока, тем более организованным будет занятие.

Конспект урока составляется по установленной форме:

250

Конспект урока

По с классами

Задачи урока

Инвентарь

Преподаватели:

.Дата.

Части урока и их продолжи­тельность

Содержание урока

Дозировка упражнений

Организацион­но-методиче­ские указания